8 Сентября 2024

Воскресенье, 03:50

ШОС КАК АНТИЗАПАД?

Саммит в Астане показал, что организация не стремится стать блоком стран, противостоящих внешнему влиянию

Автор:

15.07.2024

Под председательством Казахстана в Астане прошла очередная встреча глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). 

За всю свою более чем двадцатилетнюю историю ШОС редко привлекала к себе такое внимание. В основном ее воспринимали в качестве дискуссионной площадки. Либо формальной региональной структуры, заточенной на обсуждение экономических тем, где между собой сферы влияния делят Россия и Китай. Но на сей раз саммит вызвал особый интерес. Ведь здесь собрались те, кого принято именовать геостратегическими соперниками и даже противниками Запада: лидеры России, Китая и Ирана.

 

Расширяющаяся структура

Следует отметить, что рост «семьи ШОС» в последние семь лет привел к изменению первоначального мандата организации. Когда-то он был сконцентрирован на обеспечении безопасности и надежности границ, а также развитии других механизмов доверия между Россией, Китаем и постсоветской Центральной Азией.

Существенное увеличение организации со вступлением в нее Пакистана и Индии (2017), а также Ирана и Беларуси (2023, 2024) привело и к расширению повестки деятельности ШОС. Теперь в нее включены проблемы Южной Азии, Среднего Востока и частично Восточной Европы.

При этом государства-члены считают ядром ШОС Центральную Азию. Это проявляется в официальном дискурсе организации и может рассматриваться в качестве попытки уравновесить ее рост в западноазиатском направлении.

Следует отметить, что полноправное членство Беларуси формально открывает двери в ШОС и другим европейским странам. Минск стал первой из них, официально присоединившись к организации. Хотя сегодня нет европейских стран, желающих вступить в это объединение, это не значит, что такой вариант развития исключен в принципе. Что касается Беларуси, то после санкций, введенных против Минска Европейским союзом (2022), ШОС является для нее единственной непостсоветской многосторонней структурой, с помощью которой страна может укрепить свою экономику и диверсифицировать географию политических и экономических связей. 

С другой стороны, посредством увеличения ШОС Москва, а также в некоторой степени Пекин показывают, что ни одна из этих двух держав никогда не будет по-настоящему изолирована на международной арене - несмотря на санкции Запада против России и все более напряженные отношения Китая с Европой и США.

 

 

ШОС как сфера интересов Китая

Обычно аналитики упускают из виду, что интерес Пекина к ШОС обусловлен тем, что он считает ее первой успешной попыткой построить многостороннюю платформу сотрудничества, которая фокусируется на приоритетах внешней политики Китая и даже рассматривается в качестве важного инструмента для ее реализации.

Само количество китайских исследовательских центров, получающих государственные средства на изучение организации, является красноречивым признаком того, какое место занимает ШОС во внешней политике Китая. Если в самом начале деятельности организации важную роль в ее развитии играла Россия, то со временем значительно выросло влияние Китая. В то время как КНР  становится все более сильной и амбициозной, постоянно укрепляя свой авторитет, Россия, напротив, утрачивает былое влияние, сдавая свои позиции Поднебесной.

ШОС оказалась благодатной средой для предпочитаемого Китаем режима дипломатии - развития двусторонних связей. Об этом, в частности, говорят многочисленные соглашения и договоренности, заключенные с Казахстаном не только в прошлые годы, но и в рамках недавнего визита. Это подтверждает и поддержка Пекином заявки Астаны на вступление в БРИКС, где Пекин также пытается играть лидирующую роль. 

Тем не менее отношения по линии Москва-Пекин во многом влияют на формирование повестки ШОС. Не случайно переговоры между председателем КНР Си Цзиньпином и президентом России Владимиром Путиным на полях саммита вызвали такой повышенный интерес.

Особое внимание стороны уделили вопросам безопасности. Точнее, созданию новой системы панъевразийской безопасности на базе ШОС. Так, глава России повторил недавно высказанный им тезис относительно создания «новой архитектуры сотрудничества, неделимой безопасности и развития в Евразии, призванной заменить устаревшие европоцентристскую и евроатлантическую модели, которые давали односторонние преимущества только отдельным государствам».

По словам Си Цзиньпина, «члены ШОС должны укреплять единство и совместно противостоять внешнему вмешательству перед лицом реальных вызовов интервенции и раскола».

 

На пути к новой системе безопасности 

О новой системе безопасности говорил и председательствующий на саммите президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. По его словам, «перед лицом реальных вызовов вмешательства и раскола «большая семья» Шанхайской организации сотрудничества должна укреплять единство, сообща противостоять внешнему вмешательству и крепко держать судьбу наших стран, мир и развитие региона в своих руках».

При этом в «большую семью» ШОС президент Казахстана пригласил и глав Азербайджана, Турции, Катара, а также представителя руководства ОАЭ. Все указанные страны довольно тесно взаимодействуют с членами Шанхайской организации. Поэтому их участие в заседании было призвано придать  «завершенные черты» повестке ШОС и интегрировать в обсуждение тем также представителей Организации экономического сотрудничества и Организации тюркских государств, которые являются частью единого с ШОС политического пространства.

К слову, встреча президентов Турции и России Реджепа Тайипа Эрдогана и Владимира Путина на полях саммита была одной из наиболее освещаемых тем СМИ различных стран. Это и понятно. Ведь турецкий лидер был единственным представителем НАТО, принимавшим участие в компании лидеров, как сейчас часто говорят, ряда недружественных альянсу  стран. 

Вместе с тем все хорошо знают турецкого лидера как независимого политика, который опирается исключительно на интересы своей страны. Поэтому его переговоры по проблематике российско-турецких отношений, желание вопреки западным санкциям довести взаимный товарооборот до $100 млрд и решить украинский кризис исключительно мирным путем, путем переговоров, лишь укрепили реноме Эрдогана как лидера, не отождествляющего интересы своей страны с интересами военно-политического блока, в котором она участвует.

 

Азербайджанский интерес

Особый интерес вызывают встречи и переговоры, проведенные на форуме Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. В частности, с главами Турции и России, а также премьер-министром Пакистана. При этом самыми примечательными, пожалуй, стали переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. По их итогам была принята «Совместная декларация об установлении стратегического партнерства между Азербайджанской Республикой и Китайской Народной Республикой», переводящая отношения двух стран на качественно новый уровень сотрудничества.

В соответствии с текстом декларации стороны обязались поддерживать друг друга в таких принципиальных вопросах, как отстаивание территориальной целостности и суверенитета. Причем поддержка должна быть безусловной и не зависеть от отношений сторон с другими странами.

Особенностью документа является то, что в нем большая часть отводится вопросам экономического взаимодействия. Причем приводятся конкретные отрасли, в рамках которых оно будет осуществляться. 

Отдельным пунктом в программе визита Президента Азербайджана в Астану значилась встреча с президентом Казахстана Токаевым - продолжение диалога по двустороннему взаимодействию. 

В переговорах с главой российского государства стороны подробно остановились на сотрудничестве в энергетической сфере. Состоялся также обмен мнениями в области промышленной кооперации, транспортной, судостроительной, фармацевтической сфер, говорилось также об организации различными автомобилестроительными компаниями России производства в Азербайджане.

Обе страны заинтересованы в кооперации в указанных областях. Россия получает возможность производства своей продукции в рамках СП с Азербайджаном и реализовывать ее на рынках третьих стран, не опасаясь санкций. Для Азербайджана же это возможность развивать ненефтяной сектор своей экономики.

Рандеву президентов Турции и Азербайджана Реджепа Тайипа Эрдогана и Ильхама Алиева, премьер-министра Пакистана Шахбаза Шарифа подтвердило, что укрепление трехстороннего сотрудничества будет не только способствовать процветанию народов трех стран, но и послужит укреплению регионального и глобального мира, стабильности. Было принято решение о проведении последующих встреч попеременно в Турции, Азербайджане и Пакистане.

Несмотря на бытующее в экспертной и политической средах ряда ведущих стран, особенно западных, критическое отношение к ШОС и желание представить организацию как политический антипод Запада, саммит показал, что Шанхайская организация сотрудничества не стремится стать блоком стран, противостоящих влиянию США, НАТО или Евросоюза. Гораздо эффективнее оставлять двери открытыми для сотрудничества, не забывая при этом о собственной безопасности. В современных условиях это и эффективно, и выгодно, и более безопасно.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

39


Актуально