19 Ноября 2024

Вторник, 02:44

«ЗАПАДНАЯ МЕЧТА»

Насколько военная помощь из-за рубежа дает Армении преимущество?

Автор:

01.08.2024

В Армении 15-24 июля прошли совместные с США военные учения под названием Eagle Partner 2024. Старт учений ознаменовала торжественная церемония, в которой приняли участие министр обороны Армении Сурен Папикян и Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Армении Кристина Куинн. Сурен Папикян произнес речь, где высоко оценил «работу военнослужащих сухопутных войск США в Европе и Африке, национальной гвардии Канзаса, которая уже более двух десятилетий является партнером Армении, военнослужащих миротворческой бригады ВС РА, представителей посольства США и сотрудников министерства обороны Армении, участвовавших в процессе эффективного планирования учений». По его мнению, это сотрудничество направлено «на повышение уровня взаимодействия подразделений, участвующих в международных миротворческих миссиях в рамках миротворческих операций».

Через несколько дней замгоссекретаря США по вопросам гражданской безопасности, демократии и прав человека Узра Зея в ответ на вопрос армянских журналистов, может ли она подтвердить информацию, что представитель американской армии будет работать в минобороны Армении, заявила: «Я подтверждаю эту новость. Это долгожданное событие, вы можете уточнить подробности у нашего посла и пресс-службы. Мы приветствуем углубление гражданского сотрудничества и сотрудничества в области безопасности между США и Арменией. Это также указывает на исторический факт перехода к новому этапу стратегического партнерства в армяно-американских отношениях».

А в те дни, когда учения уже завершались, стало известно, что Армения получит военную помощь по линии Европейского фонда мира - Еревану будут предоставлены палатки на 10 млн евро.

 

«Нелетальное оборудование» пишем, ремилитаризация Армении в уме

В Баку на уровне МИД уже выразили свое отношение к военной помощи Армении. Да, вроде бы на совместных с США учениях, прошедших в Армении, отрабатывалась миротворческая тактика. Но «взаимодействие подразделений» может быть использовано не только при миротворческих операциях. Представитель США в минобороны Армении официально назван «гражданским», но какие задачи он будет решать в действительности? Да, палатки сами по себе - не оружие. Но в Азербайджане справедливо возмущены тем фактом, что Евросоюз оказывает военную помощь Армении, не дожидаясь, пока будет подписан мирный договор или хотя бы Ереван откажется от территориальных притязаний к Азербайджану и планов военного реванша. Тем более что здесь вполне применимо известное правило военной помощи: если вы помогаете своему партнеру даже со стиркой солдатского белья или еще чем-нибудь «сугубо нелетальным», это значит, что вы помогли ему высвободить ресурсы, которые могут быть использованы уже на что-то летальное. 

В Азербайджане экспертное сообщество отмечает и другое. Военная помощь - это очень редко действительно реальная помощь. Украина корее исключение, чем правило. Куда чаще такая помощь - жест политической поддержки. А реакция на такие жесты уже может быть самой неожиданной. Особенно в такой стране, как Армения, относительно которой уже бессчетное количество раз приходится вспоминать интервью американо-армянского историка и дипломата Жирайра Либаридяна: «Нам так нравится - нам нравятся иллюзии, мы любим думать, что справедливое решение, идеальное решение - это возможное решение. Это наша стратегия по жизни - мечтать. Но мечтать - это не стратегия <…> Люди путают то, что они хотят, с тем, что им должны дать. Никто ничего не должен вам дать. Вам дается то, что можете взять». И в такой ситуации особенности армянского политического менталитета получают уже другое прочтение. Любое внимание со стороны США, Франции и Евросоюза, любое похлопывание по плечу и любой шаг, который можно подвести под определение «военная помощь», расценивается в Армении как карт-бланш на силовой реванш и повторную оккупацию азербайджанских территорий. 

Другой вопрос, что западная военная помощь пока что не дает Армении надежд на успех. Особенно по сравнению с тем, что Ереван получал от России. Будем реалистами: списанные бронетранспортеры «Бастион», САУ CAESAR и тем более палатки - это не оружейные «подарки» на миллиарды долларов, не транспортные самолеты, доставлявшие боеприпасы из России в Армению накануне и во время 44-дневной войны, не оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер», который позволили не только покатать во время парада по площади республики, но и совершить им удар по Шуше. Но в Баку по понятным причинам реагируют на сам факт военной помощи Армении, тем более что она никак не сбалансирована сотрудничеством с Азербайджаном.

 

От эйфории к разочарованию?

Определенная часть армянского истеблишмента очарована Западом. Но есть и те, кто совершенно справедливо отмечает: та помощь, которую Армения от Запада на сегодня получила, ее проблем, мягко говоря, не решает. После двух проигранных военных кампаний и потери оружия на $5 млрд старые французские бронетранспортеры и САУ не сделают погоды и не дадут Армении какого-либо перевеса над Баку, который не стоит на месте и продолжает модернизировать свою Армию. Это даже не позволит приблизиться к уровню военной мощи Армении на 26 сентября 2020 года. Правда, «есть надежда», что военная помощь Запада будет расширяться.

Но тут есть сложности. Прежде всего в весьма двусмысленной ситуации находится большой друг Армении - президент Франции Эмманюэль Макрон. Его партия проиграла выборы в Европарламент, а также парламентские выборы в стране. Макрон в отставку не уходит, но и прежней свободы рук у него нет. В Париже заявляют, что отношения с Арменией не будут пересмотрены, но если такие заявления звучат, значит, риск пересмотра все же есть, и достаточно высокий.

Джо Байден, который привел в Белый дом «самую проармянскую администрацию» и первым из американских президентов назвал события 1915 года «геноцидом армян», от борьбы за президентское кресло отказался. И даже если теперь на выборах победу одержит Камала Харрис, все равно какие-то подвижки в политике, скорее всего, произойдут. В том числе и на армянском треке. 

Меняется руководство Евросоюза. Однако Урсула фон дер Ляйен, которая, к вящему возмущению Еревана, ездила в Баку и подписывала меморандум о сотрудничестве в сфере поставки газа, свой пост председателя Еврокомиссии сохранила. А вот верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Джозеф Боррель уходит. И все эти кадровые перемены заставляют ереванских «западников» с ужасом вчитываться в новостные ленты: что дальше? Запад будет наращивать поддержку Армении или, наоборот, сворачивать ее?

Наконец, на Западе хотели бы видеть более реальные шаги ереванского руководства по дистанцированию от России. А этого нет.

 

Где бы мы ни были - с нами Россия!

О том, что Никол Пашинян выведет Армению из-под влияния России и развернет страну на Запад, заговорили еще весной 2018-го, когда только-только одержала победу его «шашлычная революция». Однако с 2018 по 2022 год никаких по-настоящему антироссийских шагов Пашинян и его команда не предпринимали. Более того. За это время в Армении появилась еще одна российская военная база - в Зангезуре, армянские саперы отбыли в состав российской военной миссии в Сирии, начались переговоры по строительству российской базы в городе Берд...

Высказывать громкие обиды на Москву в Ереване, а точнее на Баграмяна, 26, начали после того, как Россия стала задерживать поставки в Армению уже обещанных боеприпасов. Уже со второй половины 2021 года Москва готовилась к украинской войне и «придерживала» оружие. Тем более что на Армению - и в России это прекрасно понимали - никто, и в первую очередь Азербайджан и Турция, нападать не собирался. 

На фоне санкций против России Армения в роли «форпоста Кремля» чувствует себя неуютно и предпочла бы считаться игроком команды Запада. По крайней мере сейчас, когда активно помогает РФ обходить эти санкции и рискует сама под них попасть.

При этом в Ереване не торопятся с действительно радикальными антироссийскими шагами. К примеру, Армения так и не объявила официально о своей готовности выйти из ОДКБ. Не ставят в Ереване под сомнение и свое членство в ЕАЭС, где Армения сейчас председательствует. Не распущены совместные с Россией группировки сухопутных сил, а также сил ПВО. Никуда не исчезли российская база в Гюмри и ее «дополнительные локации», в том числе в аэропорту «Эребуни». Ко всему прочему все больше прецедентов, когда по российским запросам в Армении арестовывают граждан РФ из числа так называемых «релокантов». И это не только дезертиры или те, кто сбежал от призыва и мобилизации. Сюда можно отнести и учительницу, которую разыскивали за «фейки о российской армии». 

Не надо забывать также крайне высокую зависимость Армении от России в сфере экономики. Российским госкорпорациям и олигархам здесь принадлежат железные дороги, сотовая связь, энергетические и газовые сети, ведущие предприятия… Армения приобретает у России нефть и газ, а также необработанные алмазы по внутренним ценам, что дает ей миллиардную прибавку к бюджету.

Все эти обстоятельства заставляют уже по-другому оценивать происходящие между Москвой и Ереваном процессы. Да, сегодня российские дипломаты уровня Захаровой или Галузина озвучивают жесткие заявления в адрес Армении. Но к давлению на Ереван всерьез Кремль еще не перешел. В немалой степени потому, что и Армения, несмотря на красочное и как бы прозападное шоу, даже не приблизилась к красным линиям. 

И на этом фоне вполне ожидаемым было появление слухов, что уже осенью Никол Пашинян покончит с флиртом на Западе и вновь «упадет» в объятия России. Потому что ни ему, ни стране под названием «Армения» деваться-то, собственно, и некуда.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

63


Актуально