Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
Выборы в Саксонии и Тюрингии оказались провальными для правящей коалиции ФРГ, получившей название «Светофор» из-за цветов входящих в нее партий: социал-демократов (красный), либералов (желтый) и «зеленых». Победителями же оказались две несистемные партии. Первая - «Альтернатива для Германии» (АдГ), которую считают «ультраправой», «националистической», «евроскептической», «ксенофобной» и даже «фашистской». А вторая - основанный в январе текущего года Союз Сары Вагенкнехт, некоторых членов которого часто называют «радикалами» и даже «действующими коммунистами».
«Альтернатива для Германии» победила в Тюрингии (32,8% голосов) и немного отстала от ХДС (консервативный Христианско-демократический союз) в Саксонии (31,9% и 30,6% соответственно). Союз Сары Вагенкнехт стал третьим в обеих землях (в Саксонии - 11,8%, Тюрингии - 15,8%). «Левая партия» (наследница правившей в ГДР Социалистической единой партии Германии) набрала около 13%.
Что касается Социал-демократической партии (СДПГ) канцлера Олафа Шольца, то она, безусловно, проиграла разгромно, получив в Тюрингии всего 6%, а в Саксонии - чуть более 7%. «Зеленые» и вовсе не преодолели проходной барьер в Тюрингии, получив лишь 3%, а в Саксонии прошли по краю (5,1%).
Кто с кем?
В сентябре еще предстоят выборы в Бранденбурге, которые, скорее всего, подтвердят результаты Саксонии и Тюрингии. Фактически, как говорят наблюдатели, это может считаться началом предвыборной кампании к парламентским выборам, которые состоятся через год и, как уже понятно, должны быть очень интересными.
Между тем ситуация сложилась более чем примечательная, так как по итогам выборов ни у кого не оказалось достаточно голосов для формирования регионального правительства большинства. Понятно, что главной силой, с которой придется договариваться, будет ХДС, а торговаться - Союз Сары Вагенкнехт. Хотя у других партий тоже есть неплохие возможности для торга. Другой вопрос: насколько прочны и работоспособны будут эти конструкции? Основная же партия, которую будут все сторониться, - АдГ.
Как известно, «Альтернатива» для всех остальных политических сил - партия нерукопожатная. При этом все понимают, что независимо от того, какой будет коалиция и что будет дальше, влияние партии все равно заметно усилится. Поскольку она получила столько мест, что даже не попав в правительство, в любом случае будет обладать так называемым «блокирующим меньшинством» в Ландтаге.
Как заявил сопредседатель АдГ Алис Вайдель, то, что партия впервые стала самой сильной на земельных выборах, является историческим успехом. А вот поражение «светофорной коалиции» Олафа Шольца он назвал «реквиемом» для нее. Также не исключено, что АдГ попробует несколько снизить резкость своей риторики, чтобы иметь возможность вступать в коалиции и далее двигаться во власть. Для партийных лидеров это будет тяжелый и судьбоносный выбор.
Пожалуй, в самой лучшей позиции оказалась Сара Вагенкнехт, которая «не то чтобы» победила, «но как бы» победила, так как оказалась всем нужна. Партия Сары Вагенкнехт с самого начала позиционировала себя именно как противоположность «Альтернативе». Это сработало, но с двояким результатом для властей, потому что из избирателей к партии обратились как те, кто не хочет победы АдГ, так и те, кто выступает против действующего федерального правительства.
При этом взгляды Вагенкнехт действительно для «старой доброй Европы» звучат достаточно радикально - повышение налогов для богатых, национализация концернов, укрепление регулирующей роли государства, скептическое отношение к защите климата, ограничение приема беженцев. В международной политике Вагенкнехт даже критикует трансатлантизм, что уже звучит совсем крамольно, но, тем не менее, факт остается фактом.
О важности выборов
Напомним, что такое земельные выборы в Германии и почему они важны. Так, 16 немецких федеральных земель («ланды») имеют определенную независимость в законотворчестве, распределении бюджета и т.д. Выборы в них назначаются региональными властями и проходят они в разные дни. Каждая земля, конечно, имеет свое значение, но к Саксонии и Тюрингии всегда было приковано особое внимание. Саксония (самая восточная земля Германии) и Тюрингия считаются наиболее экономически развитыми (автомобилестроение, химическая промышленность, заводы по производству оптических изделий, центр полупроводниковой промышленности, туризм и развитая инфраструктура) на востоке страны (то есть в бывшей ГДР). Также считается, что они по-прежнему имеют свой менталитет, отличный от остальной страны и все еще сохраняющийся спустя столько лет после объединения Германии. И вот именно для этого менталитета крайне правые и крайне левые взгляды с каждым разом звучат все привлекательнее.
Конечно, популярность АдГ и Союза Сары Вагенкнехт на востоке страны очень тревожит Берлин. Шольц даже потребовал не пускать АдГ в органы власти, заявив, что «демократические партии должны создать стабильное правительство без правых экстремистов». Кто-то из сторонников Шольца даже назвал результаты состоявшихся выборов «катастрофой для демократии» в Германии. С одной из самых жестких оценок выступил еженедельник Der Spiegel, резюмировав, что «впервые с 1945 года победу на выборах в Германии одерживают правые экстремисты». По мнению издания, «это не кризис правящих партий, это кризис либеральной демократии».
Между тем Шольцу стоит серьезно задуматься над собственной политической судьбой. Крайне низкий результат «Светофора» говорит о том, что избиратели недовольны правительством, и некоторые эксперты не исключают даже отставки канцлера. Согласно опросу Deutschlandtrend, более 80% избирателей ФРГ негативно оценивают работу «светофорной коалиции», и это самый низкий уровень с момента ее прихода к власти в 2021 году. Совсем плохи дела у «зеленых», которые просто растеряли свой электорат и могут вообще выбыть из уравнения власти.
Враги демократии и друзья Путина
Итогом выборов в Саксонии и Тюрингии также стало подтверждение важности для внутренней политики Германии (особенно на востоке страны) таких вопросов, как война в Украине и отношения с Россией (так называемая «русская карта»). Особое значение придается вопросам, связанным с нелегальной миграцией и ростом преступности на этом фоне. Всем известно, что АдГ и Союз Сары Вагенкнехт высказывались за прекращение поставок оружия в Украину. Поэтому эти силы, и особенно АдГ, обвиняют в пророссийских позициях. Как высказалась Катрин Геринг-Эккардт, вице-президент Бундестага от партии «Зеленые», побеждают «враги демократии и друзья Путина». Что касается нелегальной миграции, то проблемы из-за этого есть не только в Германии. Многие эксперты говорят, что это прямое следствие непродуманной политики европейских властей в целом в данной области в течение многих лет.
Любопытно, что успехи крайних сил на выборах в разных странах Европы пока что не дают им прорваться к реальной власти. И тут, пожалуй, самым лучшим примером является Франция. Однако такая ситуация все равно приводит к тому, что появляется все больше раздраженных среди электората, которые видят, что их голосование совершенно не сказывается на результате. И еще они слышат, что тех, за кого они голосовали, нынешние власти называют «радикалами» и «неонацистами», а значит, это как бы касается и их самих… Как следствие, недовольных становится все больше, что, безусловно, увеличивает риск политического кризиса.
При этом было бы неправильно считать (как некоторые СМИ), что крайне правые и левые сейчас действительно выражают мнение большинства избирателей. Да, конечно, доверие немцев к традиционным партиям уменьшается - Тюрингия в течение многих лет после воссоединения Германии была надежным форпостом для ХДС. Но пока этот процесс не принял критического характера и все еще может измениться.
Опрос Deutschlandtrend показал, что если бы выборы в Бундестаг состоялись в ближайшее время, блок христианских партий ХДС/ХСС поддержали бы 33% избирателей, «Альтернативу для Германии» - 7%, Союз Сары Вагенкнехт - 8%, «Левую партию» - 3%, все остальные партии вместе - 9%. Цифры - самый лучший показатель для выводов.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: