11 Октября 2024

Пятница, 10:16

ПОД УГЛОМ МОШЕННИЧЕСТВА

Уловки Еревана по затягиванию подписания всеобъемлющего мирного договора

Автор:

01.10.2024

В Баку 23 сентября открылась осенняя сессия Милли Меджлиса - парламента нового созыва, избранного на досрочных выборах. На первом заседании с программной речью выступил Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Глава государства затронул многие актуальные вопросы, в том числе и ситуацию на переговорах с Арменией по долгожданному мирному договору.

Президента Азербайджана в режиме «Молния!» цитировали многие информагентства: «С момента отправки нашего первого проекта в Армению по сегодняшний день произошло десять обменов комментариями. По прошествии нескольких месяцев мы, естественно, ждали, что Армения оперативнее и быстрее будет предоставлять нам свои комментарии. Но мы видим, что все происходит с точностью до наоборот. Пришлось ждать 70 дней, прежде чем мы получили от них последний вариант. Все несогласованные положения были исключены из их варианта мирного договора. То есть столь примитивный и неадекватный шаг, честно говоря, был неожиданным». 

 

Немного истории

Мирные переговоры между Баку и Ереваном по инициативе Азербайджана стартовали после второй Карабахской войны. В 2022 году появились и были обнародованы пять принципов мирного договора: 

- взаимное признание суверенитета, территориальной целостности, нерушимости международных границ и политической независимости друг друга; 

- взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий государств друг к другу и юридическое обязательство не предъявлять такие претензии в будущем; 

- воздерживаться от угрозы безопасности друг друга в межгосударственных отношениях, от применения угроз и силы против политической независимости и территориальной целостности, а также от иных обстоятельств, несовместимых с целями Устава ООН; 

- делимитация и демаркация государственной границы, установление дипломатических отношений; 

- открытие транспорта и коммуникаций, установление других соответствующих коммуникаций и сотрудничество в других областях, представляющих взаимный интерес.

Потом началась долгая и конфиденциальная переписка между МИД Азербайджана и Армении. 

Теоретически это было объяснимо. Мирный договор после 30 лет войны - не тот документ, который можно подписать «с налета». Он требует согласований и шлифовки. И не всегда здесь работают примеры в стиле «трехстороннее Заявление подготовили и подписали в рекордные сроки». 

Вместе с тем у многих из тех, кто был готов объявить Никола Пашиняна «голубем мира», имелось удобоваримое объяснение: дескать, общественное мнение в Армении слишком «разогрето» и премьер-министру не так-то просто взять и объявить, что «Арцах» для Армении потерян навсегда. Иногда намного легче проиграть войну, чем поставить подпись под документом, закрепляющим ее итоги. И вроде бы это тоже звучало убедительно - достаточно вспомнить по горячим следам капитуляции Армении в 44-дневной войне штурм парламента Армении и побитого Арарата Мирзояна, на тот момент вице-спикера. 

Тем не менее очень многое указывало, что в Ереване намеренно затягивают работу над мирным договором, не желая ставить в конфликте окончательную точку. И не только потому, что для Пашиняна оказалось сложнее отказаться от притязаний на Карабах на бумаге, чем проиграть войну.

 

Кто мечтает о реванше?

Наличие в Армении реваншистских настроений уже давно не секрет и не новость. Выступая на первом заседании нового парламента, Президент Ильхам Алиев прямо обвинил в этом официальные власти Армении. 

Явным признаком наличия у официального Еревана реваншистских планов является нынешняя кампания по ремилитаризации Армении. В значительной степени, конечно, ответственность за это несут как ее старые, так и новые друзья и оружейные спонсоры. Но окончательные решения принимаются все же в Ереване.

Можно много рассуждать о том, что Армения в результате 44-дневной войны и антитеррористических рейдов осени 2023 года потеряла много военный техники, тяжелого оружия и т.д. И что сейчас ей необходимо срочно заполнять арсеналы и латать дыры в боевых порядках, чтобы завтра не остаться вообще без такого инструмента защиты, как армия. А что на практике? Эксперты отмечают, и прежде всего профессиональные военные разведчики: о том, готовится страна к наступлению или обороне, можно судить по многим признакам.

Ко всему прочему в Армении всеми силами стремятся сохранить в дееспособном состоянии Минскую группу ОБСЕ. Эта структура, напомним, была создана для урегулирования «армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта». И если в Ереване ее пытаются держать на плаву, значит, не считают, что в конфликте поставлена точка. Что также весьма красноречиво и показательно.

И на этом фоне затягивание с подписанием мирного договора приобретает уже другую окраску. В Ереване не просто пытаются выторговать для себя лучшие условия мира (хотя после двойного разгрома можно было бы понять, что дипломатическими уловками не получится превратить поражение ни в победу, ни даже в ничью). Армения всячески тормозит подписание мирного договора, чтобы не отказываться от притязаний на Карабах на бумаге. Это тактика с успехом применяется Арменией еще с первой половины девяностых. Именно по вине Еревана оставались на бумаге четыре резолюции Совета Безопасности ООН по Карабаху.

 

Новая уловка Еревана

После более чем двух месяцев размышлений МИД Армении прислал в Баку вариант мирного договора, откуда убраны положения, по которым консенсуса с Азербайджаном достичь не удалось. И теперь в Армении настаивают на подписании усеченного варианта договора «как можно скорее». 

Дело даже не в том, что страна, которая хочет подписать договор «как можно скорее», не думает над последним пакетом предложений 70 дней и не «решает вопрос», просто убирая из договора те положения, по которым не удается договориться. Да, подобный прием в дипломатии имеет место - убрать из документа формулировки, которые вызывают споры, и оставить только те, которые приемлемы для всех сторон. Но он применяется при подготовке к коммюнике по итогам встреч, в декларациях очень широких по составу форумов и т.д. Когда же речь идет о мирном договоре, по определению надо договариваться, а не обходить спорные формулировки. Иначе мирный договор превращается просто в набор благих пожеланий.

Помимо этого остается вопрос с Конституцией. В Основном законе Армении говорится: «Армянский народ, принимая за основу фундаментальные принципы армянской государственности и общенациональные цели, закрепленные в Декларации о независимости Армении, осуществив завет своих свободолюбивых предков о восстановлении суверенной государственности, будучи приверженным делу ее укрепления и развития во имя обеспечения свободы, общего благосостояния, гражданского согласия для потомков, подтверждая свою верность общечеловеческим ценностям, принимает Конституцию Республики Армения». А в тексте Декларации о независимости Армении уже указывается: «Верховный Совет Армянской ССР, выражая единую волю народа Армении, сознавая свою ответственность перед судьбой армянского народа в осуществлении чаяний всех армян и восстановлении исторической справедливости, исходя из принципов Всеобщей декларации прав человека и общепризнанных норм международного права, претворяя в жизнь право наций на свободное самоопределение, основываясь на совместном Постановлении Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха»… - то есть пока в Армении действует такого рода «конституционная норма», подписывать с ней мирный договор просто не имеет смысла. В лучшем случае его отвергнет Конституционный суд Армении. По аналогии с Цюрихскими протоколами нельзя исключать, что Конституционный суд Армении может вынести и такой вердикт: мирный договор мы подписали, но оставляем за собой право требовать «возвращения армян Карабаха» и «обеспечения их права на самоопределение». 

В Ереване вполне могут даже объявить, что Азербайджан, подписав мирный договор с Арменией, едва ли не признал ее мифические «права» на Карабах.

Как отмечают азербайджанские, и не только, эксперты, попытка Армении добиться подписания сырого мирного договора - традиционный для Еревана прием. За 30 лет конфликта из-за Карабаха в Армении под разными соусами регулярно пытались навязать Азербайджану соглашение, где бы у Баку руки оказались связаны, а вот Армения сохранила бы себе поле для маневра. Точнее, «форточку» для запуска территориальных претензий по новому кругу. Тем более что нечто подобное в Ереване пытались проделать и в прошлые годы, причем еще до «шашлычной революции». 

К попытке подтолкнуть Баку к подписанию сырого документа Ереван активно подключает своих старых и новых друзей. Но это не сработало. В Баку от подписания такого «договора» отказываются. Во-первых, игру, которую затеял Пашинян, в Азербайджане без труда прочитали. Тем более что задумка не была такой уж и оригинальной. Во-вторых, речь идет о слишком важных и принципиальных вопросах, чтобы Азербайджан согласился вынести их в скобки, оставить на потом и т.д. Баку нужен работающий мирный договор, а не просто красивые фразы на мелованной бумаге. И самое главное, Азербайджан не станет поступаться своими коренными интересами ради аплодисментов зарубежных игроков. И если в Ереване этого не учли - это их проблема.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

21


Актуально