18 Января 2025

Суббота, 17:02

КАРТА НАДЕЖД

Израильско-иранский конфликт может привести к новому военно-политическому раскладу в регионе

Автор:

15.10.2024

Прошел ровно год, как боевики ХАМАС вошли на территорию Израиля, прорвав барьер безопасности страны и запустив, таким образом, маховик новой войны на Ближнем Востоке.

Нападение ХАМАС считается самым сокрушительным ударом по еврейскому государству, с которым оно когда-либо сталкивалось. На сегодняшний день удручающая статистика военной операции выглядит следующим образом: 1200 погибших и 250 раненых израильтян и свыше 42 тыс. погибших и 100 тыс. раненых палестинцев в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. Между тем война продолжается.

1 октября израильская армия атаковала Ливан, в результате чего более 2 тыс. человек были убиты, а тысячи людей получили ранения. Следует отметить, что конфликт с Ливаном начался еще 8 октября прошлого года - на следующий день после атаки ХАМАС на Израиль - в виде артиллерийских обстрелов приграничной полосы со стороны «Хезболлы» и ливанского отделения ХАМАС. Поэтому сентябрьские инциденты этого года можно считать его активной фазой. 

17 сентября были взорваны пейджеры членов «Хезболлы» в Ливане, а на следующий день - устройства беспроводной связи. Погибли 37 человек, около 4 тыс. получили ранения. После этого подключилась израильская авиация, начав 27 сентября бомбардировку столицы Ливана Бейрута. Операцию можно считать успешной для Тель-Авива. Бомбовые удары по бункеру, где находился лидер «Хезболлы» Хасан Насрулла, а также несколько высокопоставленных командиров группировки и генерал иранского Корпуса стражей исламской революции Аббас Нилфорушан, достигли цели. Все они были убиты. Затем израильская армия атаковала территорию Ливана с северо-востока и севера.

Кроме того, зафиксированы первые столкновения на ливано-израильской границе между боевиками «Хезболлы» и израильскими военными. Тель-Авив уже заявил, что в рамках «ограниченной» наземной операции в Ливане преследует цель оттеснить «Хезболлу» от реки Литани и создать буферную зону на своих северных рубежах. Однако по результатам первых дней сражений и судя по мощному сопротивлению сил «Хезболлы», добиться этого будет очень непросто.

 

Новый Ближний Восток?

Конфликты на Ближнем Востоке, включая операции израильской армии в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, напряженность Тель-Авива в отношениях с Тегераном и удары по территориям Йемена, Сирии и Ливана можно назвать реализацией плана «Новый Ближний Восток», объявленного премьер-министром Биньямином Нетаньяху.

Как заявил ранее бывший председатель ХАМАС Халид Машаль, нападение на Израиль в октябре 2023 года преследовало конкретную цель - «вернуть Израиль на нулевую позицию». Другими словами, сорвать процесс арабо-израильского примирения, инициированного США. В противном случае был бы, например, запущен проект торгового коридора IMEC между Индией, Ближним Востоком и Европой. А в процессе примирения Израиля и арабских государств, включая Саудовскую Аравию, был бы достигнут значительный прогресс. Сегодня говорить о примирении на фоне продолжающейся войны в Газе не приходится. Саудовская Аравия, бывшая в авангарде этого процесса, уже заявила о тщетности всяких усилий в этом направлении до окончания войны.

Оказавшись в столь неприглядной для себя ситуации, правительство Израиля встало на еще более рискованный путь, решив, видимо, перекроить существующую военно-политическую карту Ближнего Востока. Именно так можно трактовать бои Израиля в Ливане, секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, а также очередной виток напряженности в отношениях с Ираном. Иными словами, удачно подвернувшаяся под руку Нетаньяху атака ХАМАС дала ему шанс осуществить давнишние планы.

Демонстрация израильским премьером двух карт во время своего выступления на Генеральной Ассамблее ООН является свидетельством данного утверждения. На одной из них часть территории Ближнего Востока, куда входят подключившиеся к процессу примирения с Израилем Египет, Судан, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Иордания и Бахрейн, была окрашена в зеленый цвет с надписью «благословенные». На второй карте уже черным цветом и надписью «проклятые» были обозначены нынешние территории Ирана, Сирии, Ирака, Йемена и Ливана, где Израиль в настоящее время ведет войну. Очень похоже на то, что Нетаньяху конкретно работает над тем, чтобы выиграть войну с «проклятыми» и подготовить желаемую Израилем карту Ближнего Востока.

Однозначно список «проклятых» Израилем стран Ближнего Востока возглавляет Иран. Именно этим можно объяснить прошлогодние попытки Тель-Авива вовлечь в конфликт Иран и его главного вооруженного союзника в регионе «Хезболлу». Этой же цели служили взрыв здания иранского посольства в Дамаске и покушение на лидера ХАМАС Исмаила Ханию в Тегеране. 

Однако Тегеран проявил достаточную сдержанность, чтобы избежать прямой конфронтации с Израилем. Правда, он ответил за нападение на посольство и убийство Хании (а впоследствии и за убийства Хасана Насруллы и Ахмада Нилфорушана) серией ударов по территории Израиля. Но они не привели к крупномасштабной войне, по крайней мере пока.

Окончательный план правительства Нетаньяху, видимо, состоит в том, чтобы, нейтрализовав Иран и поддерживающие его силы в регионе, добиться новой военно-политической конфигурации.

 

Существенные риски

Безусловно, Тегеран догадывается о планах израильского правительства по крупномасштабному переустройству региона, что объясняет бесстрастную позицию иранских властей после нападений Израиля. Он прекрасно осознает степень риска оказаться в одиночестве в большой войне против Израиля - не в последнюю очередь из-за наличия большого количества региональных соперников и врагов. 

Главный тактический ход Тегерана в течение прошлого года заключался в том, чтобы подтолкнуть Тель-Авив, в частности правительство Нетаньяху, к изнурительной войне. С одной стороны, в случае успеха мировое сообщество усилило бы давление на Израиль, осудив его за действия в Газе и Ливане с попранием Конвенции прав человека и правил ведения войны. А с другой - продолжающаяся партизанская война измотала бы израильскую армию и она понесла крупные потери. И действительно, по итогам прошлого года израильская армия так и не смогла осилить партизанскую мощь ХАМАС, чтобы установить контроль над всей территорией сектора Газа. 

Далее, по задумке иранцев, к ХАМАС подключились бы хуситы, «Хезболла» и шиитские группировки Ирака, которые, периодически обстреливая территорию Израиля, ослабляли бы его военную мощь и инфраструктуру. 

Иран произвел второй ракетный обстрел 1 октября (первый раз 3 апреля). Из Ирана по Израилю были выпущены одновременно 181 ракета, некоторые из которых были гиперзвуковыми «Фаттах-1». Многие ракеты были сбиты системами ПВО, развернутыми на кораблях США в Ираке и Средиземном море, часть из них - израильскими системами ПВО. Но некоторые из них все же упали на израильскую территорию. И это событие считается серьезным предупреждением для Израиля.

И, наконец, ожидалось, что в результате этих мер США и Европейский союз окажут давление на Израиль и заставят его прекратить войну. В целом так и получилось. После неудач в Газе, а также растущего международного давления и проблем, сулящих продолжение войны, правительство Нетаньяху было вынуждено начать военные операции против «Хезболлы» на Западном берегу в августе и в Ливане в сентябре. Иными словами, основной удар изнурительной войны в Газе и Ливане приходится именно на Израиль, который поэтому-то и стремится к «финальной битве с проклятыми».

Однако хладнокровная политика Ирана и успешное вооруженное сопротивление в Палестине и Ливане могут сорвать планы Нетаньяху. Более того, росту давления на него с целью прекратить войну может способствовать и победа Камалы Харрис на президентских выборах в США. Все будет зависеть от политических шагов каждой из сторон.

 

Свято место пусто не бывает

Надо заметить, что даже теоретическое удаление Ирана с политической арены Ближнего Востока не сулит региону долгожданного мира. Без коренного решения израильско-палестинского конфликта достижение устойчивого мира здесь невозможно. В историческом контексте действия Ирана и подконтрольных ему сил охватывают лишь последние сорок лет. И только половину этого временного отрезка занимает активная фаза противостояния. Возраст же палестинского вопроса давно перешагнул столетний рубеж. За этот период и еще до появления на политической карте мира Исламской Республики Иран и поддерживаемого ею так называемого «фронта сопротивления» в регионе то и дело вспыхивали вооруженные конфликты. То есть на следующем этапе конфликта вполне возможно появление других государств, готовых занять место «отлынивающего» Ирана. В настоящее время привлекает внимание активность Турции в этом направлении. Официальная Анкара пытается выйти на арену на фоне усиливающегося давления на Тегеран.

Интересно, что на зелено-черных картах, продемонстрированных израильским премьером на заседании ООН, Турция отсутствовала. Хотя на недавней церемонии открытия очередной сессии турецкого парламента президент Эрдоган заявил: «Теперь они будут зариться на родные для нас земли между Тигром и Евфратом. Они открыто говорят об этом, позируя перед картами».

Понятно, что целью этого заявления было привлечь внимание турецкой общественности к новой региональной политике страны. Сегодня Турция является главным государством региона, претендующим на контроль над территориями, которые, возможно, освободит Иран. И, безусловно, ключевыми из них являются Палестина и Ливан. А это значит, что борьба за регион будет продолжаться еще многие годы.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

54


Актуально