Автор: Тофигаханум КАСИМОВА
Прошедший в Москве саммит СНГ на Южном Кавказе может запомниться, на первый взгляд, «историями с фотографиями». В Армении смертельно обиделись на кремлевских «протокольщиков», которые опубликовали фото, где премьер-министр Армении Никол Пашинян стоит, понурив голову, как провинившийся школьник, перед Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. А потом - как он так же, опустив голову, стоит перед азербайджанским флагом. В Армении не сомневаются: пресс-служба Кремля унизила их премьер-министра намеренно!
Есть и другой снимок, где Пашинян в шортах и гостиничных тапочках сидит на подоконнике московского отеля. Эту фотографию уж точно опубликовал не Кремль. Как и ставшее в социальных сетях вирусным видео, где Пашинян покидает отель, а персонал выстроился в линейку, и глава правительства Армении с каждым прощается за руку - демонстрирует, так сказать, близость к народу и демократизм.
Если серьезно, то многие эксперты считали московскую встречу лидеров стран - участниц СНГ поворотной точкой в довольно-таки драматичном развитии отношений между Москвой и Ереваном. Тем более что прибыл в Первопрестольную глава армянского правительства почти что из Франции, где принимал участие в саммите Франкофонии.
Французские надежды и разочарования
На первый взгляд между Парижем и Ереваном продолжается «медовый месяц». Но лишь на первый. На самом же деле в Армении уже растет разочарование. Да, Франция передает Армении оружие, но это далеко не самые новые образцы. Ряд ереванских экспертов называет французское оружие «списанным», что, к примеру, в отношении бронетранспортеров Bastion вполне справедливо. Они произведены полвека назад, и специалисты считают их скорее полицейскими, чем армейскими. Самоходные гаубицы CAESAR, которые намерены приобрести в Армении, будут поновее, но опыт их применения на украинском фронте оказался не самым удачным. Солдаты и офицеры ВСУ называли французскую «новинку» слишком громоздкой и крайне капризной. Даже обычная грязь для нее уже проблема.
В Ереване хорошо помнят, какое количество оружия и на каких условиях поставлялось в страну из России. С началом украинской войны поток вооружения и техники изрядно «обмелел». Эксперты не могут не сравнивать объемы военной помощи из России и Франции - и сравнение совсем не в пользу Парижа. Помимо этого с Россией у Армении два подписанных договора о военной помощи: один в рамках ОДКБ, а второй - двусторонний. Втянуть на их основании Россию во вторую Карабахскую войну Армении не удалось - ни в 2020-м, ни в 2023 году. Тем более что боевые действия шли на территории Азербайджана, захваченной Арменией.
Тем не менее на основе этих договоров российская военная база в Гюмри полностью «прикрывает» турецкое направление, позволяя Еревану высвободить ресурсы. Оружие поставляется по внутрироссийским ценам. А совсем недавно, по данным СМИ, Армения получила из России крупную партию РСЗО «Смерч». В случае же с Францией выйти на какие-то подписанные договоренности не только не удается - это даже не предмет обсуждения. И такая, быть может, весьма обидная, но очевидная деталь: Франция не демонстрирует ожидаемой политической воли и решительности, когда речь идет о необходимости «прикрывать» своих союзников. В странах Африки - бывших французских колониях - влияние Парижа рушится по принципу домино. На Ближнем Востоке все попытки играть активную дипломатическую роль заканчиваются полным провалом. А из «большой игры» на Тихом океане Париж просто вытолкали.
Не могут не делать выводов в Армении и из горьких уроков бегства США и их союзников из Афганистана. В роли Ашрафа Гани оказаться Пашиняну и «соросятам» из его команды вряд ли хочется. И нет никакой уверенности, что новые друзья из Вашингтона и Парижа прикроют Ереван от российского гнева. А в Москве уже не скрывают раздражения.
«Строгое предупреждение» или «черная метка»?
Еще во второй половине сентября в Армении торжественно принимали тогдашнего главу МИД Франции Стефана Сежурне, который по ходу озвучил несколько жестких заявлений в адрес Москвы. Ему ответила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, назвав слова Сежурне «бездарными и глупыми». Кроме того, она сказала, что «вызывает удивление, что наши союзники, наши друзья, братья, партнеры, соседи, я имею в виду политическое руководство, официальных лиц и представителей общественности в Армении, на это не реагируют».
Пашинян сделал многое для того, чтобы вызвать раздражение в Кремле и на Смоленской площади. Однако до последнего времени от прямых выпадов в адрес руководства Армении в Москве воздерживались. Жесткие оценки высказывались, но главным образом на уровне прессы, телеграм-каналов и т.д. Официальные лица говорили, что в двусторонних отношениях все в порядке, имеющиеся вопросы решаются и т.п. На таком фоне заявление Захаровой - существенный сдвиг. В Москве пришли к выводу, что премьер-министр Армении явно «заигрался».
Еще с более резкими заявлениями по поводу «флирта» Еревана с западными странами выступил директор ФСБ России Александр Бортников. Досталось и наблюдательной миссии Евросоюза, и попыткам Запада организовать свое посредничество в пику российскому, и пр. Официальный Ереван Бортникову не ответил, но вряд ли пропустил его слова мимо ушей. Как минимум Москва озвучила «строгое предупреждение». Как максимум, это может оказаться «черной меткой». Нынешний премьер изрядно надоел Москве своими внешнеполитическими вихляниями. При этом у России предостаточно способов «отрихтовать» ситуацию в Армении. В этом случае Пашиняну и его команде мало не покажется.
В Армении включают «задний ход»?
Еще до нашумевшего заявления Бортникова и поездки Пашиняна на саммит появились косвенные признаки, что Ереван пытается заново навести мосты с Москвой. В частности, недавно назначенный посол Армении в России Гурген Арсенян встретился с председателем комитета Совета Федерации по международным делам Григорием Карасиным. И заверил в ходе встречи: «Я приехал, чтобы в это неспокойное время попытаться приложить свои усилия и наладить армяно-российские отношения, привести их в то состояние, которое будет удовлетворительным для нас».
В принципе в самой встрече с главой профильного комитета Совфеда и в словах посла насчет желания «наладить армяно-российские отношения» нет ничего экстраординарного. Это можно даже назвать элементарной дипломатической вежливостью. Но Григорий Карасин слишком уж примечательная фигура. До перехода в Совет Федерации он был заместителем министра иностранных дел и, по многим признакам, курировал в МИД также Южный Кавказ. Судя по всему, он по-прежнему остается в российской внешнеполитической обойме, в том числе и на кавказском направлении. Именно Карасин, напомним, озвучил резонансные планы России по открытию консульства в Ханкенди.
Практически синхронно со встречей Арсеняна и Карасина интригующее заявление сделал глава МИД Армении Арарат Мирзоян. На Варшавском форуме по безопасности глава армянской дипломатии сказал: «Многие армяне теперь громче говорят о членстве Армении в ЕС. У них есть европейские устремления, но они обеспокоены реакцией ЕС на эти устремления». Вряд ли Арарат Мирзоян не понимает, что сначала надо выйти из ЕАЭС, а уж затем ожидать от Евросоюза заверений в готовности принять в свой состав Армению. Куда больше это похоже на подготовку общественного мнения к развороту от Запада к России: «Мы стучались в европейские двери, но их нам так и не открыли».
В Ереване прошел Межправсовет ЕАЭС. Российскую делегацию возглавлял Михаил Мишустин, который имеет близкие этнические корни. И если в Армении хотят навести мосты с Москвой, то деликатные вопросы вполне логично обсуждать именно с ним. Особенно по экономике.
И вот саммит СНГ. Вопреки прежней практике в Ереване не стали бойкотировать мероприятие и «снижать представительство». Накануне саммита Никол Пашинян даже поздравил Владимира Путина с днем рождения.
В столице Армении еще делают прозападные заявления, но уже далеко не с тем рвением и решимостью. Принимают делегации НАТО, но эти визиты были обговорены и подготовлены до предупреждений Захаровой и Бортникова.
Зависимость Армении от России высока. Это и поставки нефти и газа по внутрироссийским ценам, и российский контроль над инфраструктурой, и многое другое. В Ереване не могут позволить себе закрывать глаза на экономические реалии.
Теоретически можно ожидать, что Армения с помощью своих новых друзей на Западе начнет планомерно выводить из-под российского контроля экономику и инфраструктуру, придавать стране большую устойчивость, а потом продолжит курс на Запад. Но на практике это выглядит маловероятным. Никол Пашинян если и не прекращает свой западный флирт полностью, то, по крайней мере, делает шаги по снижению напряженности в отношениях с Россией.
Вопрос в том, как далеко ему придется идти, чтобы эту напряженность снять.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: