Автор: Ильгар ВЕЛИЗАДЕ
В последние годы наряду с прочими аспектами безопасности вопросы экологии стали приобретать все более актуальное значение. Само понятие «экологическая безопасность» прошло несколько этапов становления. Последние десятилетия стали значимым периодом в концептуализации экологической безопасности: появились новые, нетрадиционные угрозы и как следствие - необходимость реагирования и адаптации к ним.
Новая волна интереса к проблемам экологии характеризуется переосмыслением экологической безопасности в системе международных отношений, разработкой комплексных природоохранных программ и институционализацией «зеленых» движений. При этом водной безопасности отводится чуть ли не ключевая роль.
Используя воды Самура
Азербайджанская Республика находится в аридной зоне, где наблюдается существенное снижение запасов питьевой воды, а рост среднегодовой температуры сопровождается уменьшением влажности почв, их засолением и в конечном счете опустыниванием.
В настоящее время страна сталкивается с тремя основными угрозами, связанными с экологией: сокращением объемов питьевой воды в транзитных реках, опустыниванием на территории Кура-Аразской низменности, обмелением Каспийского моря. Две из трех перечисленных угроз - использование вод транзитных рек и обмеление Каспия - представляют собой проблему регионального характера, решать которую необходимо с сопредельными государствами.
Примерно 70% наземных водных ресурсов Азербайджана формируются в соседних странах за счет трансграничных водных потоков, поэтому сотрудничество с сопредельными государствами по решению проблемы водообеспечения имеет исключительное значение.
В 2023 году двукратное сокращение наполняемости пограничной реки Самур, разделяющей Азербайджан и Россию, а также тот факт, что в водохранилище «Тахтакерпю» осталось лишь 50 млн кубометров запасов питьевой воды, вынудило азербайджанское правительство рассмотреть возможность внедрения режима водосбережения.
Использование водных ресурсов реки Самур регулируется соответствующим соглашением между Азербайджаном и Россией. Регулярно проводятся заседания совместной азербайджано-российской комиссии по распределению водных ресурсов этой трансграничной реки.
В декабре 2023 года стороны запланировали проведение первой экспедиции ученых России и Азербайджана для исследования реки Самур. На его основе предусматривалось сформировать проектные предложения по дальнейшему водопользованию в условиях сокращения водных ресурсов реки. В бассейне реки Самур ранее подобных детальных экспедиций учеными не проводилось. Совместные исследования пройдут не только в Азербайджане, но и на территории России, в Дагестане.
Основные цели совместных азербайджано-российских проектов по экосфере бассейна реки Самур заключаются в сохранении водных экосистем, а также биоразнообразия бассейна путем посадок лесных насаждений, растительности, укрепления берегоохранной зоны, борьбы с эрозией, опустыниванием. Все эти мероприятия должны привести к сопротивляемости бассейна изменениям климата и сохранению водных ресурсов.
Говоря о важности реки Самур для Азербайджана, надо отметить, что Самур-Абшеронский канал является основным источником орошения сельхозугодий в северо-восточной части Азербайджана площадью до 100 тыс. га и главным источником воды для Джейранбатанского водохранилища. Оно обеспечивает потребности Баку и агломерации питьевой водой на 60%.
Следует сказать, что это не единственный в регионе случай регулирования использования водных ресурсов трансграничных рек.
Перипетии водопользования Куры и Араза
У Азербайджана есть также опыт сотрудничества с Ираном по использованию потенциала реки Араз. Согласно подписанному между странами меморандуму на реке построены гидроузлы «Худаферин» и «Гыз Галасы», которые, помимо регулирования стока Араза, позволяют приступить к строительству ГЭС и использованию энергетических ресурсов реки.
В целом использование вод Араза после введения в эксплуатацию всех водных каналов позволит орошать до 270 тыс. га земель на освобожденных территориях.
Проблема заключается в том, что Армения, находящаяся выше по течению, систематически загрязняет Араз отходами вредных производств. И этим ухудшает условия жизни в прибрежной полосе.
Так, в пробах воды, взятых из Охчучая, одного из основных притоков Араза, берущего истоки в Армении, выявлено высокое содержание тяжелых металлов - меди, молибдена, марганца, железа, цинка и хрома.
Хотя Армения и имеет обязательства по Хельсинкским правилам от 1966 года и Берлинским правилам от 2004 года об использовании вод международных рек, она их систематически игнорирует. Как и резолюции Генассамблеи ООН и ПАСЕ о трансграничных водных бассейнах, а также другие международные документы.
Таким образом, среди причин, которые лежат в основе конфликтных отношений между Баку и Ереваном, экологические факторы играют заметную роль.
Урегулирование этих противоречий может в серьезной степени улучшить и политический климат в отношениях между двумя странами.
Проблемы существуют и в плане взаимодействия с Грузией. Но поскольку контакты двух стран носят дружественный характер, плохое качество воды в Куре не отражается на партнерстве между странами. Хотя периодически эта тема и поднимается на переговорах в двустороннем формате.
Решая проблемы нехватки питьевой воды
С некоторых пор вопрос обеспечения наполняемости Куры и Араза стал фигурировать и в контексте азербайджано-турецких отношений. Как известно, Турция строит в верховьях рек водохранилища, которые могут снизить объемы воды в этих крупнейших артериях Южного Кавказа. В декабре 2023 года данный вопрос обсуждался на встрече премьер-министра Азербайджана Али Асадова с вице-президентом Турции Джевдетом Йылмазом. Стороны пришли к заключению, что Анкара при реализации своих планов будет учитывать и интересы Баку.
Азербайджан, страдающий от нехватки воды, занимает 59-е место среди 164 стран, которые столкнутся с сокращением водных ресурсов к 2050 году, и классифицируется как страна со средневысоким (20-40%) уровнем риска. В Национальном отчете Азербайджана, представленном Рамочной конвенции ООН об изменении климата, прогнозируется, что объем водных ресурсов нашей страны (включая трансграничные) сократится на 5-10% к 2040 году и на 10-15% - к 2070-му. По другому сценарию предполагается сокращение на 10-15% и 15-25% соответственно. Поэтому «водной дипломатии» в предстоящие годы будет отводиться все большее значение.
Ситуация осложняется тем, что Армения и Грузия до сих пор не присоединились к Международной конвенции по охране окружающей среды. Азербайджан, напротив, является участником 17 различных международных соглашений в этой области, в том числе Конвенции по охране трансграничных вод. Такое положение существенно препятствует институциональному взаимодействию государств Южного Кавказа по решению проблем водной обеспеченности.
С этой точки зрения освобождение от армянской оккупации азербайджанских территорий, где сосредоточено до 25% объемов пресной воды страны, имеет принципиально важное значение, поскольку ощутимо сократило зависимость от внешних источников питьевой воды.
Спасая Каспийское море
Не менее важным является решение проблемы обмеления Каспийского моря, последствия которого наиболее остро ощущаются во всех прикаспийских странах, разве что кроме Ирана.
Для выяснения причинно-следственных связей Президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил с предложением создать пятистороннюю группу экспертов. Что и было сделано на саммите «каспийской пятерки» в Ашхабаде в июне 2022 года.
В ходе государственного визита в Азербайджан президента России Владимира Путина в августе 2024 года данная тема вновь была поднята азербайджанской стороной. В итоге было решено создать двустороннюю экспертную комиссию. Сопредседателями рабочей группы назначены заместители министров экологии и природных ресурсов Азербайджана и России Рауф Гаджиев и Сергей Аноприенко. В рамках формата совместных действий экспертами будет подготовлен план деятельности, который предусматривает исследование причин изменения уровня Каспийского моря, подготовку краткосрочных и долгосрочных прогнозов, стратегии адаптации, мониторинг изменения уровня воды, проведение совместных научных исследований, а также другие меры, направленные на снижение негативного воздействия на прибрежные зоны.
Одновременно в Азербайджане изучается опыт опреснения морской воды. Однако чрезмерный водозабор из Каспия посредством строительства водоопреснительных сооружений по всему побережью может создать дополнительные проблемы. Поэтому данный вопрос также должен регулироваться на пятистороннем уровне, равно как и прочие аспекты, связанные с экологией Каспия, что предусмотрено Тегеранской конвенцией от 2003 года.
В целом в решении проблем экологии водной безопасности отводится ключевая роль. Важным инструментом на пути к ее достижению является водная дипломатия. Этому новому инструменту в актуальной дипломатии с течением времени будет отводиться ключевая роль. Особенно если речь идет о странах, находящихся в аридном поясе.
В последнее время Азербайджан стремится интегрироваться в центральноазиатскую политическую повестку дня. В этом регионе водная дипломатия имеет особое значение. Возможно, опыт Центральной Азии по урегулированию водных проблем может в будущем стать также ключом к решению аналогичных проблем на Южном Кавказе.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: