4 Декабря 2024

Среда, 22:43

В РЕШАЮЩИЙ БОЙ

Турецкие власти меняют тактику разрешения курдской проблемы

Автор:

01.02.2024

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган дал старт новому плану турецкого руководства по решению курдского вопроса, который условно можно назвать Cözüm süreci II («Процесс решения II»). Как известно, первый план под таким названием был анонсирован Партией справедливости и развития для разрешения конфликта между Турцией и Рабочей партией Курдистана (РПК) еще в середине нулевых.  Он подразумевал легитимацию курдских политических организаций взамен их отказа от вооруженной борьбы с турецким правительством. По ряду причин, однако, он так и не был реализован.

 

Оджалан снова в деле?

В новых условиях, похоже, вновь назрела необходимость в примирении с политически проактивными курдами. Эрдоган фактически одобрил предложение главы ПНД (Партия националистического движения) Девлета Бахчели, чтобы находящийся в заключении руководитель PПK Абдулла Оджалан объявил о разоружении своей партии в парламенте. «Девлет бей - лидер, который своими смелыми выступлениями задает курс истории», - отметил президент. 

Интерес к Оджалану можно объяснить стремительностью политических процессов на Ближнем Востоке, вызванных военными действиями Израиля в Газе и противостоянием с «Хезболлой». Война может охватить весь регион, а подключение к нему Ирана чревато самыми негативными последствиями для всех соседей, включая Турцию. Террористическая РПК может стать частью большого сценария по дестабилизации ситуации, чего, собственно, и опасается Анкара. 

В своей вступительной речи в парламенте 1 октября Реджеп Тайип Эрдоган говорил о растущей угрозе войны на Ближнем Востоке и призвал к «укреплению внутреннего фронта».  А его политический союзник Девлет Бахчели, подойдя к трибуне Демократической партии (DEM), демонстративно пожал руки ее депутатам. 15 октября Бахчели обратился уже непосредственно к самому Абдулле Оджалану: «Тот, кто был готов к любой службе, когда его привезли в Турцию, должен в одностороннем порядке объявить о прекращении терроризма и роспуске своей организации». 

На заседании группы ПНД 22 октября Девлет Бахчели был более конкретен. Он сказал, что если изоляция лидера террористов будет отменена, то пусть он придет и выступит на групповом собрании парламентской фракции Демократической партии, объявив о полном прекращении политики террора и роспуске Рабочей партии Курдистана.  Турецкие СМИ сообщают, что затем состоялась встреча депутата Омера Оджалана (племянник Абдуллы Оджалана) со своим дядей и передано предложение Бахчели. Во время двухчасовой встречи, как стало известно, Абдулла Оджалан выразил удовлетворение призывом Бахчели. В ходе беседы с племянником он заявил, что если условия изоляции будут сняты и появится возможность коммуникации, он сможет сыграть роль в убеждении РПК о разоружении. В СМИ было отмечено, что Абдулла Оджалан осознает «историческую ответственность» и готов обратиться к Рабочей партии Курдистана с призывом сложить оружие. 

 

Антитеррористическая коалиция Эрдогана

Совсем недавно Барзани, лидер курдской автономии Нечиреван на севере Ирана, обсуждал с президентом Турции активизацию борьбы с РПК. Для Эрдогана и Барзани РПК является врагом номер один. Обе стороны заинтересованы покончить с ней раз и навсегда. Для Барзани, который возглавляет Демократическую партию Курдистана (ДПК), это важно потому, что РПК поддерживается его давним политическим соперником - Патриотическим союзом Курдистана (ПСК). 

Еще в прошлом году глава Минобороны Турции Яшар Гюлер заявлял, что Турция «постоянно предупреждает» лидера ПСК Бафеля Талабани об «усилении террористической деятельности» в Сулеймание. «Мы отслеживаем и знаем все их действия. Мы не хотим принимать более радикальные меры», - сказал он, добавив, что Турция делится информацией также с Ираком и Демократической партией Курдистана. 

В СМИ публиковалась данные, что главарь Сирийских демократических сил РКК/YPG Ферхат Абди Шахин, известный под кодовым позывным «Мазлум Абди», неоднократно посещал Сулейманию. На контролируемых террористами этой организации территориях на севере Сирии вывешиваются плакаты с изображением Бафеля Талабани и призывами к «единству». 

Кстати, Патриотический союз Курдистана и Рабочая партия Курдистана выступали на стороне Армении в 44-дневной войне и до сих пор считают неправомерными действия Азербайджана по освобождению собственных территорий. 

Визит Барзани в Турцию стал еще одним сигналом для РПК, что для нее на севере Ирака могут наступить не лучшие времена. В апреле, в ходе официального визита Реджепа Тайипа Эрдогана в Ирак, Анкара и Багдад согласовали детали работы Оперативного центра по борьбе с боевиками РПК. А еще до этого иракское правительство объявило РПК запрещенной организацией. 

Таким образом, поле деятельности для РПК в последнее время значительно сузилось. А значит, сузились и возможности внешних сил использовать ее в качестве инструмента давления на Анкару. Говоря о внешних силах, в Турции чаще всего упоминают США, Израиль и даже Иран. 

Дошло до того, что в начале года Турция потребовала от Ирана отказаться от поставок оружия РПК и не вмешиваться в военную операцию Анкары против вооруженных курдских формирований. 

В начале апреля в Сулеймание на севере Ирака состоялась встреча между представителями силовых ведомств Турции и Ирана. Турецкая сторона потребовала прекратить поставки оружия РПК и предложила сотрудничество в борьбе с террористической организацией. Эрдоган рассчитывает, что в самом ближайшем будущем можно будет говорить о победе над курдским терроризмом как о свершившемся факте. 

 

Торг не уместен

Пока в США проходили выборы, Иран был занят конфронтацией с Израилем, а Россия - войной в Украине, Анкара пытается использовать благоприятные для себя условия, чтобы кардинально продвинуться в решении курдской проблемы. 

Выборы последнего времени показали, что голоса курдов часто играют решающую роль в победе той иной политической силы или ее кандидата. Сделка с Оджаланом может принести серьезные очки для правящего тандема и укрепить его позиции в предстоящий период, когда Реджеп Тайип Эрдоган, вероятнее всего, передаст эстафету управления правящей партией представителю более молодого поколения политиков. 

Однако у Оджалана, который в последние годы содержался под стражей без связи с внешним миром, достаточно слабое влияние на РПК, чтобы направлять процесс.  Да и более радикальная часть правящей элиты может не поддержать сделку с лицом, которого продолжает считать террористом номер один в Турции. 

Опрос, проведенный Институтом социальных исследований, показал, что почти три четверти респондентов против освобождения Оджалана. А футбольные болельщики после теракта, совершенного в Анкаре, на матче «Фенербахче» в Стамбуле скандировали оскорбления в адрес лидера РПК. 

Многие наблюдатели полагают, что недавний теракт у здания TUSAŞ близ Анкары был связан с заявлением Девлета Бахчели об Оджалане и направлен на срыв возможных договоренностей. Примечательно, что соглашение с Оджаланом поддерживает и бывший лидер Народно-демократической партии (HDP) Селахаттин Демирташ. Он с 2015 года отбывает тюремное заключение и также рассчитывает выйти из тюрьмы в результате политических договоренностей. Он осудил теракт в Анкаре и заявил: «Те, кто пытается остановить наши поиски решений с помощью диалога и политики, должны знать, что если Оджалан предпримет инициативу для открытия пути к политике, мы со всей силой его поддержим». 

Очевидно, Демирташ и его сторонники делают ставку на новые соглашения с властями, преследуя свои собственные цели. Демирташ сравнительно молод и видит свою роль в постэрдогановской Турции более активной. Многое будет зависеть от самих договоренностей и их эффективности. Вероятно, они включают в себя и те пункты, что связаны с поддержкой HDP тех политических инициатив власти, которые рассчитаны на предстоящий электоральный цикл. Следующие президентские выборы в Турции пройдут в 2028 году - время быстротечно и возможно, что подготовка к ним уже началась.

 

Урегулирование с позиции силы

Новый план турецкого правительства по урегулированию курдской проблемы сталкивается с определенными сложностями. Так, лидеры РПК в ответ на предложение турецкого руководства начать диалог с Абдуллой Оджаланом стали выдвигать требования по смягчению его содержания в тюрьме и даже полному освобождению.

В стане сепаратистов предложение турецкого руководства было интерпретировано как слабость. Впрочем, турецкие власти вряд ли прислушаются к ним, чьи требования изначально выглядят как попытка устроить торг. 

Тем временем 14 ноября Эрдоган и глава ПНД Бахчели встретились за закрытыми дверями в президентском комплексе в Анкаре. И хотя официального сообщения о характере встречи не было, многие обратили внимание, что она последовала за предложениями Бахчели по урегулированию курдской проблемы.

Спустя неделю сопредседатель Партии народного равенства и демократии, представляющей интересы курдского населения, Тунджер Бакырхан публично поддержал идею начать диалог с Абдуллой Оджаланом. «При наличии четких рамок решения и готовности Абдуллы Оджалана принять участие в урегулировании у нас есть исторический шанс, который находится в пределах досягаемости. Нет ничего более ценного, чем войти в историю как тот, кто решил эту проблему», - подвел итоги сказанного Бакырхан.

Таким образом, в Турции продолжаются политические дискуссии, запущенные самой же властью, относительно широкого политического диалога с выходом на конкретные договоренности по курдскому вопросу. При этом каждая из заинтересованных сторон выдвигает пока собственные аргументы, отстаивая их правоту. 

Тем не менее власти не отказываются и от силового варианта. Они настаивают на продолжении контртеррористических операций на севере Ирака и в Сирии, желая выбить из-под ног визави твердую почву и склонить к соглашению на своих условиях. Они дают понять, что это диалог с позиции силы, а значит, компромисс возможен только с учетом обеспечения выигрышной позиции для власти.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

14


Актуально