18 Января 2025

Суббота, 09:19

НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ ДОНАЛЬД

Что принесет США и миру 20 января 2025 года?

Автор:

15.12.2024

В январе после инаугурации избранный президент США Дональд Трамп займет Овальный кабинет в Белом доме. Баллотируясь на очередной срок, Трамп дал столько громких обещаний, что очень многие замерли в ожидании. Что же из этого только риторика, а что - реальные планы? 

 

Окно возможностей

США по-прежнему являются самой сильной страной в мире как в военном, так и финансовом плане, и поэтомe эти вопросы волнуют практически всех. Тем более что сейчас наблюдается кризис власти в целом ряде стран - от Европы до Азии.  Высказывается мнение, что причиной является так называемое «окно возможностей» для продвижения своих интересов, открывшееся на время смены власти в США. 

С другой стороны, утверждать подобное не совсем верно, поскольку, уже начиная с ноября, Трамп фактически приступил к управлению страной и ведет себя как вступивший в должность. Можно утверждать, что в декабре состоялся его первый зарубежный визит в качестве нового главы Белого дома. Трамп решил поприсутствовать 7 декабря на открытии собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам), восстановленного спустя пять лет после пожара. Компанию американскому лидеру составили британский наследный принц Уильям, президенты Грузии Саломе Зурабишвили, Украины Владимир Зеленский, Италии Серджо Маттарелла и другие западные политики. Понятно, что в такой тусовке обсуждалась не только красота древней церкви. 

Для претворения своих целей и обещаний Трамп уже сформировал команду «преданных трампистов», как их называют. Причем некоторые из них имеют такой же противоречивый политический характер, как и сам избранный президент. Взять хотя бы сенатора из Флориды Марко Рубио, который должен занять должность главы Госдепа. Он считается «ястребом» внешней политики и ярым противником Китая, голосовал за санкции против России и против помощи Украине. При этом в прошлом Рубио довольно жестко критиковал и самого Трампа, однако потом пересмотрел свои взгляды. 

На должность главы Национальной разведки Трамп пригласил Талси Габбард, офицера запаса армии США, которую, ни много ни мало, подозревают в симпатиях к Москве (по крайней мере, она публично признавала «легитимность» опасений России по поводу членства Украины в НАТО). Также Габбард прославилась рассказами про то, что США обустроили в Украине от 25 до 30 биологических лабораторий. 

Помощником по нацбезопасности Трамп видит конгрессмена Майка Уолтца, который тоже считается «ястребом». Главой Пентагона, скорее всего, станет губернатор Флориды Рон ДеСантис, что опять-таки укрепит сторонников силового подхода к внешней политике. 

Один из самых богатых людей в мире бизнесмен Илон Маск должен занять должность главы департамента эффективности правительства США. На пост директора ФБР выдвинута кандидатура Кэша Пателя, сына индийских иммигрантов, отметившегося в качестве самого преданного Трампу политика, борца за «Америку прежде всего». 

Директором ЦРУ выдвинут Джон Ли Рэтклифф, который занимал пост главы Нацразведки в первый президентский срок Трампа. Министром здравоохранения должен стать Роберт Кеннеди-младший - ярый «антипрививочник» и юрист-эколог, сын экс-сенатора от Нью-Йорка Роберта Кеннеди и племянник бывшего президента Джона Кеннеди, убитых в 60-е годы прошлого века.

 

Главный вопрос и обещание

Первостепенный вопрос для мировой и особенно европейской политической элиты: есть ли шанс на прекращение конфликта в Украине? Во всяком случае Трамп говорил, что способен закончить конфликт еще до своей инаугурации и даже остановить войну за сутки. Неудивительно, что все чаще звучат разговоры о возможных переговорах между Москвой и Киевом. В пользу данного развития ситуации говорит, во-первых, интервью Такера Карлсона с главой МИД РФ Сергеем Лавровым (а на самом деле, скорее всего, некое послание, которое Карлсон привез Путину). Во-вторых, активное обсуждение плана Кита Кэллога, назначенного Трампом спецпредставителем по Украине. В-третьих, разговор Майкла Уолтца, будущего советника Трампа по национальной безопасности с экс-президентом Украины Петром Порошенко, а также поездка руководителя офиса президента Украины Андрея Ермака в США.

По мнению многих наблюдателей, избрание Трампа делает принятие Украины в НАТО куда менее вероятным. Зато все чаще говорится о том, что в Украину могут войти миротворцы ЕС (НАТО). Также озвучивается предположение, что будущая администрация Белого дома делает ставку на смену власти в Киеве. Осталось не совсем понятным, о чем беседовали Трамп с Зеленским в Париже. Разговор длился не более получаса и проходил в присутствии Эмманюэля Макрона. Позже Трамп написал на своей странице в соцсети Truth Social, что Украина хотела бы заключить с Россией мирное соглашение, и призвал к немедленному прекращению огня и началу мирных переговоров. Иначе украинский кризис «может перерасти во что-то гораздо большее и сильно худшее».

 «Соборные» переговоры в Париже проходили на фоне жесткого правительственного кризиса и экономических проблем во Франции. Примерно то же самое происходит и в Германии. В обеих странах причиной упадка мейнстримовских политических партий стал финансовый кризис. С учетом того, что Париж и Берлин играют важнейшую роль в ЕС, поддержка новой администрации Белого дома им крайне необходима. Но при этом не стоит забывать, что Дональд Трамп всегда прежде всего преследует собственные цели и выгоды. Об этом свидетельствует опыт отношений Вашингтона с европейскими столицами при его предыдущем президентстве. Трампа раздражает, что дефицит США в торговом балансе с ЕС составляет более $300 млрд, и он даже в связи с этим назвал Евросоюз «мини-Китаем», пообещав ввести пошлины в размере 10-20%. 

Вместе с тем следует учитывать, что как бы новый-старый президент США ни показывал свой характер, его страна зависит от Евросоюза не меньше, чем ЕС от Вашингтона. Товарооборот между США и Европейским союзом составляет почти 30% всей мировой торговли и 43% мирового ВВП. ЕС является союзом 450 млн жителей и обладает одной из самых мощных экономик мира. 

 

Обороны никто не отменял

Вашингтону и его европейским партнерам придется опять решать свои разногласия по НАТО. Как известно, Трамп неоднократно критиковал своих союзников за недостаточный вклад в оборону Альянса. После этого случилась война в Украине и теперь никто в Старом и Новом Свете не будет утверждать, что НАТО «устарело» или у организации «мертв мозг». При этом Трамп недавно опять заявил, что выполнение финансовых обязательств союзниками станет ключевым условием дальнейшего участия Вашингтона в Альянсе. Понятно, что до крайностей не дойдет, но Европейскому союзу, скорее всего, пора прилагать в отношении обороны серьезные усилия вне «зонтика» НАТО (США). 

Уже идут разговоры о возможности создания совместного оборонного фонда объемом €500 млрд для финансирования общих проектов в сфере обороны и закупки вооружений. Европейский союз готовится заложить значительные средства в новый семилетний бюджет, связанный с укреплением обороноспособности блока. 

Также, вероятно, переизбрание Трампа подтолкнет ЕС к более тесным взаимоотношениям с Великобританией в разных сферах, в том числе и в вопросах совместной обороны. Между лейбористским правительством Кира Стармера и американскими республиканцами не слишком теплые отношения. Возможно поэтому пробный шар в налаживании отношений делегировали принцу Уильяму, которому Трамп явно лично симпатизирует. 

На фоне европейских партнеров любопытно и то, как будут развиваться отношения США с ближайшим союзником по континенту. Так, за несколько дней до инаугурации Трамп успел здорово, что называется, «напрячь» Канаду, которой то ли в шутку, то ли всерьез предложил стать еще одним американским штатом. Избранный американский президент предъявил канадскому премьеру Джастину Трюдо претензии по поводу неспособности его правительства решить проблемы нелегальной миграции и контрабанды наркотиков, а также указал на 100-миллиардный дефицит торгового баланса. Ряд аналитиков полагают, что шутка Трампа про «новый американский штат» была вовсе даже и не шуткой… 

 

Ближний Восток, Китай, Иран и другие

Другая болевая точка для всего мира и США - Ближний Восток, где недавно события из сектора Газа и Ливана сместились в Сирию.  Как будут развиваться события в регионе после свержения режима Башара Асада, предсказать пока сложно. Но самый вероятный сценарий - распад на несколько государств или, скорее, зон ответственности. Что, несомненно, несет определенные риски для всех соседних государств, в том числе и для Израиля, в поддержке которого Трампом никто не сомневается. 

Непонятно, как будут складываться отношения Турции и США, у которых по ряду вопросов есть серьезные разногласия. В том числе не совсем ясно, каково реальное отношение Вашингтона к усиливающейся региональной роли Анкары. И однозначно - Трамп усилит давление на Иран, и так теряющего свое влияние в регионе не только из-за действий Израиля против ХАМАС и «Хезболлы», но также и в результате событий в Сирии. 

Однако крупнейшей проблемой Вашингтона по-прежнему будет оставаться Китай. Именно Пекин рассматривается как главный соперник США в Индо-Тихоокеанском регионе и как экономическая и геополитическая угроза. Своей активностью КНР тревожит американцев со всех сторон и практически по всему земному шару. В Южной Америке, Африке, Азии, на постсоветском пространстве Китай планомерно усиливает свое экономическое присутствие, что проявляется также через участие в таких организациях, как БРИКС и ШОС. 

Кстати, Трамп пообещал ввести стопроцентные пошлины и для стран БРИКС, если они создадут новую валюту. Как это отразится на самих США, Трамп опять же уточнять не стал. В торговой войне (Трамп обещал ввести высокие пошлины и на продукцию из КНР) победителей не будет, и бизнесмен-политик не может этого не понимать.  

Что принесет США и миру 20 января 2025 года, когда Дональд Трамп должен официально вступить в должность, сказать однозначно сложно. Слишком много сейчас зон турбулентности в мировой геополитике, а также слишком много неизвестных, чтобы хоть как-то попытаться решить это уравнение. Ясно одно - Трамп готовится любой ценой защищать интересы своей страны. Причем на этом пути он, если это будет выгодно, готов, с одной стороны, договариваться с противниками, а с другой - принципиально не идти на уступки друзьям. Вопрос в том, как будут реагировать на это и соперники, и друзья? Не выйдет ли такая защита американских интересов боком самим США? Увидим ли мы какие-то принципиально новые подходы и решения? Опять-таки непредсказуемость Трампа и некоторых членов его команды не дает возможность прогнозировать, на чем он в первую очередь сосредоточит внимание. И это усиливает напряжение в мире, и без того геополитически «расходящемся по швам». Ждем январь.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

26


Актуально