18 Января 2025

Суббота, 09:12

ИММУНИТЕТ К ДИКТАТУРАМ

Что происходит в Южной Корее, или Почему история повторяется?

Автор:

15.12.2024

После многодневных усилий парламент Южной Кореи все-таки поддержал импичмент президенту Юн Сок Ёлю. Теперь дело за Конституционным судом, который должен вынести окончательное решение: дать ход импичменту или позволить Ёлю продолжать исполнение своих обязанностей. Причем рассмотрение дела может занять до шести месяцев.

Возможно, сводки новостей из Южной Кореи в первых числах декабря напомнили многим события сорокапятилетней давности, когда в результате очередного госпереворота в Южной Корее произошла смена власти. Но времена военных диктатур, сменяющих друг друга, закончились в этой стране без малого 35 лет назад, и мало кто мог подумать, что история может повториться. Однако события начала декабря серьезно пошатнули веру южнокорейских граждан, что времена военных переворотов канули в Лету. 

 

Попытка не пытка?

Все началось с того, что вечером     3 декабря президент Южной Кореи Юн Сок Ёль объявил о введении в стране военного положения на фоне попыток отстранить его от власти. На улицах Сеула мгновенно появилась военная техника, а небо над городом стали патрулировать вертолеты. 

Позднее парламент, где большинство составляют представители оппозиции, собрался на экстренное заседание и отменил указ президента, назвав его незаконным, а самого президента потерявшим легитимность. Несколькими часами позже, когда выяснилось, что страна оказалась на грани гражданской войны, Ёль и сам отменил военное положение.

В своем телевизионном обращении южнокорейский лидер утверждал, что данное решение было вызвано тем, что сторонники Северной Кореи «парализуют» работу его администрации. Когда-то его предшественники в погонах прибегали к аналогичным действиям, что и повергло всех в шок и вызвало страх у миллионов не ожидавших подобного граждан.

Не приводя каких-либо доказательств, Юн Сок Ёль обвинил «антигосударственные силы», симпатизирующие Северной Корее, в подрыве демократии в Южной Корее путем «подстрекательства к внутреннему мятежу».

«Национальное собрание, которое должно быть основой либеральной демократии, превратилось в монстра, пытающегося ее уничтожить», - заявил он. Указ о военном положении запрещал любую политическую деятельность, забастовки, а также «фейковые новости» и поставил все СМИ под контроль. Командование военным положением было поручено генералу армии Паку Ан-Су.

Хотя объявленное президентом Юн Сок Ёлем чрезвычайное военное положение длилось всего шесть часов, это событие ввергло Южную Корею - ключевую экономику Азии и союзника США - в политический кризис, который может растянуться на довольно продолжительное время.

 

Темная лошадка южнокорейской политики

Нынешний лидер Южной Кореи победил на выборах главы государства в 2022 году с перевесом всего в 1%. Это наименьший разрыв между двумя ведущими кандидатами во всей истории президентских выборов в стране. Юн Сок Ёль, кандидат от консервативной Партии народной власти, никогда не занимал место ни в парламенте, ни в кабинете министров. Он являлся сторонником поддержки малого бизнеса, военнослужащих, выступал за продвижение демократии и развитие более тесных связей с Японией и Соединенными Штатами.

«Я восстановлю либеральную демократию, верховенство закона и справедливость», - заявлял Ёль, выставляя свою кандидатуру для участия в президентских выборах в июне 2021 года.

На фоне скандалов, связанных с личной жизнью, кризисных явлений в экономике и других противоречий рейтинг доверия Ёля неуклонно снижался - с более чем 50%, когда он вступил в должность, до почти 20% в ноябре этого года.

Общественное недовольство действиями президента, которое и так постепенно назревало, в значительной степени было спровоцировано скандалом вокруг предполагаемого принятия его супругой - Ким Кон Хи роскошной сумочки от Dior стоимостью около 3 млн вон (почти $2 тыс.) от корейско-американского пастора. Этот инцидент, раскрытый с помощью скрытой съемки, не только вызвал негодование общественности, но и стал поводом для дискуссий о коррупции в высших эшелонах власти. Сам пастор утверждал, что сотрудничал с «Голосом Сеула» - YouTube-платформой левого толка с целью разоблачения непрозрачных схем в верхах, что еще больше накалило ситуацию.

Президент попытался вернуть общественное расположение с помощью извинений и заявления, что просочившееся видео было частью политически мотивированных действий против его семьи. Однако ожидаемого эффекта эти слова не возымели.

В результате еще до введения военного положения сотни тысяч южнокорейцев решили подписать петицию, призывающую к отставке действующего главы государства.

Одновременно оппозиционная Демократическая партия, имеющая большинство в парламенте, блокировала все инициативы Юн Сок Ёля, включая предложенный им проект бюджета, что не позволяло ему эффективно управлять страной. 

После провала попытки установить в стране военное положение шесть оппозиционных партий объявили, что подали ходатайство об импичменте президента. Чтобы парламент объявил импичмент президенту, необходимо две трети голосов. Однако при голосовании 7 декабря набрать их не удалось. Из-за того, что представители правящей партии отказались принимать участие в голосовании, импичмент не состоялся. Тем не менее оппозиция заявила о намерении продолжить попытки по отставке главы государства.

14 декабря, со второго захода, инициативу об импичменте в парламенте все же приняли, и теперь Конституционный суд Южной Кореи будет решать судьбу ее главы. 

 

Необратимые процессы

Предполагается, что если президент Южной Кореи уйдет в отставку или будет отстранен, его обязанности на себя примет премьер-министр Хан Док-Су.

Объявление военного положения и последовавшие за этим события говорят о том, что нельзя исключать инициирования громких судебных процессов по обвинению в измене как в отношении самого президента, так и его ближайшего окружения. При этом потенциальные уголовные обвинения могут привести к суровым наказаниям. А если будет доказано, что в действиях президента и членов его команды была измена, то по южнокорейскому законодательству такие действия вообще караются смертной казнью. Правда, с 1997 года такое в стране не практиковалось.

Практически сразу после отмены чрезвычайного положения министр обороны Южной Кореи Ким Ён Хён ушел в отставку. По сообщениям местных СМИ, именно он рекомендовал президенту ввести военное положение. Позднее Ким Ён Хён практически признал свою вину и, взяв ответственность за произошедшее, извинился перед гражданами. Спустя же несколько дней он был арестован по обвинению в попытке госпереворота. 

Между тем после неудачной попытки ввести в стране военное положение негативное отношение к южнокорейскому президенту в обществе трансформировалось в полное неприятие его действий. 

Более того, в современной истории страны еще не случалось, чтобы глава государства был привлечен в качестве подозреваемого для расследования дела о государственной измене, мятеже и злоупотреблении властью. Именно такое расследование сейчас проводится в отношении Юн Сок Ёля. В дополнение ко всему ему запрещен выезд из страны - соответствующее указание дало министерство юстиции страны. Примечательно, что сам южнокорейский лидер в обращении к стране фактически отказался добровольно уходить в отставку и заявил, что готов пройти через процедуру импичмента или расследование против него.

 

Внутриполитический кризис на фоне внешней политики

Внутриполитический кризис совпал с обострением внешнеполитических противоречий. Нестабильная ситуация в Южной Корее может оказаться выгодной для северокорейского лидера Ким Чен Ына, поскольку отвлекает внимание его извечного геополитического соперника на решение внутренних проблем. 

Еще несколько недель назад на фоне разговоров об участии северокорейских военных в конфликте в Украине весь мир внимательно следил за заочной словесной дуэлью Сеула и Пхеньяна. Они с ожесточением обвиняли друг друга в эскалации напряженности на Корейском полуострове. Сейчас об этом даже не вспоминают.

В то время как сотрудничество Пхеньяна с Москвой вызывает все большую озабоченность союзников Южной Кореи на Западе, углубление политического кризиса в этой стране может расстроить эффективность коллективных действий США и их союзников на Дальнем Востоке не только в отношении России, но и Китая. Южная Корея становится «слабым звеном» или головной болью для западных стратегов, планирующих создание в регионе заслона от растущего влияния Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. 

Многие западные партнеры Южной Кореи осудили действие своего дальневосточного союзника. А теперь, когда он и вовсе стал невыездным, контакты на высшем уровне и вовсе могут прекратиться, что самым негативным образом отразится на внешнеполитических позициях Сеула. Министр обороны США Ллойд Остин, в частности, отказался от планов поездки в Южную Корею.

С возвращением к власти в США Дональда Трампа все те альянсы, которые пыталась создать в регионе администрация Байдена, могут потерять актуальность. А Южная Корея с ее внутриполитической нестабильностью наверняка не сможет больше рассматриваться Вашингтоном в качестве надежного союзника.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

24


Актуально