Автор: Ильгар ВЕЛИЗАДЕ
Хотя граница между Афганистаном и Пакистаном считается одним из самых напряженных мест на земле, долгое время в этом регионе не наблюдалось конфликтов. Однако недавно ситуация стала кардинально меняться.
Неспокойная линия Дюрана
В последних числах декабря 2024 года между Афганистаном и Пакистаном пограничный конфликт вспыхнул вновь, причиной чему стал инцидент, произошедший еще в марте.
Тогда боевики взорвали грузовик с бомбой и обстреляли пакистанских солдат на пограничном посту. В ответ ВВС Пакистана нанесли два авиаудара по восточным пограничным провинциям Афганистана Хост и Пактика. ВС Афганистана в свою очередь подвергли обстрелу пакистанские позиции на границе. В марте ситуация разрешилась сама собой - в какой-то момент стороны просто прекратили отвечать на действия друг друга.
В декабре внезапно конфликт вспыхнул вновь. Политологи, следящие за афгано-пакистанскими отношениями, уверены, что происходящие события - не случайное стечение обстоятельств.
Граница, обозначенная в 1893 году Мортимером Дюраном между Афганистаном и Британской Индией, удовлетворяла интересам Британской империи. Сегодня эта граница, которая делит регион, населенный пуштунскими племенами, пополам и разделяет коренное население этих мест между двумя странами, приводит к возникновению серьезных социально-экономических проблем между Афганистаном и Пакистаном. Практически вся приграничная территория стала центром притяжения террористических группировок, что подпитывает напряженность и способствует сохранению вражды между двумя соседями.
Линия Дюрана тянется от Памира на севере до Аравийского моря на юге, покрывая 2430 км. От заснеженных гор на севере она проходит через плодородные средние территории, ведя к сухим и бесплодным южным районам.
Особенность пограничного противостояния в том, что поскольку граница была демаркирована не местными этническими племенами, а колониальными державами, никто, по сути, не может настаивать на ее неприкосновенности. Соглашения времен империи XIX века больше не могут обеспечивать стабильную основу и отвечать сегодняшним реалиям. Более того, позиция многих высокопоставленных чиновников Пакистана и Афганистана заключается не только в отрицании необходимости соблюдения колониального наследия, но также и в критическом отношении к современному международному праву, которое, считают они, является западной концепцией.
Нестабильный регион
Новый пограничный конфликт разгорелся в то время, когда в регионе стали происходить процессы, вызванные ослаблением одних региональных игроков и усилением позиций других.
На этот раз поводом для инцидента стала огневая поддержка афганскими войсками боевиков из движения «Техрик-е Талибан Пакистан» (ТТП), обстреливавших пакистанские посты. При этом официальный представитель Минобороны Афганистана Энаятулла Ховаразми уточнил, что удары наносились по тем контролируемым властями Пакистана территориям, которые в Кабуле не признают пакистанскими.
Группировка«Техрик-е Талибан Пакистан», которая, по словам Исламабада, нашла убежище в Афганистане, представляет особую опасность для Пакистана. Ее целью являются смена конституционного строя в стране и создание правительства наподобие афганского.
Исламабад не первый год пытается подорвать инфраструктуру ТТП, чтобы сломить ее сопротивление, однако делать это становится с каждым годом все труднее. Боевики организации не просто скрываются в труднодоступной горной местности на территории Афганистана, в последние годы при поддержке афганской стороны они смогли выстроить довольно эффективную инфраструктуру из укрепительных сооружений, оснащенных необходимым вооружением и системой коммуникаций.
Источники в пакистанском оборонном ведомстве сообщают, что военные нанесли авиаудары по афганской провинции Пактия, которая граничит с племенным округом Пакистана Южный Вазиристан. Удары пришлись по укрытиям, где искали убежища боевики ТТП. Однако правительство талибов обвинило Пакистан в убийстве, по меньшей мере, 46 мирных жителей, включая женщин и детей.
Афганское правительство пообещало «возмездие». В самый канун Нового года силы афганского «Талибана» заявили, что нанесли удары по «нескольким точкам» вблизи линии Дюрана.
Поскольку стрельба с обеих сторон пошла на убыль, возникает вопрос: что будет дальше с этими двумя соседями, ожидать ли очередного обострения?
Примечательно, что в течение десятилетий Пакистан считался покровителем афганского «Талибана», который впервые пришел к власти в 1996 году. Считалось, что Пакистан имел значительное влияние на группировку, предоставляя ей убежище, финансирование и дипломатическую поддержку.
По методу бумеранга
После вторжения США в Афганистан в начале 2000-х многие лидеры афганского «Талибана» искали убежища в Пакистане. На фоне американских ударов беспилотников по приграничным районам Пакистана в 2007 году возникла ТТП, часто называемая пакистанским «Талибаном».
«Техрик-е Талибан Пакистан», несмотря на общие идеологические связи с афганским «Талибаном», начала жестокую кампанию против пакистанского государства. Позднее пакистанские военные провели несколько операций по ликвидации ТТП, вытеснив многих ее лидеров в Афганистан. Когда афганский «Талибан» восстановил контроль над Кабулом в 2021 году, Пакистан надеялся использовать свои исторические связи для сдерживания деятельности ТТП. Однако всплеск атак в Пакистане свидетельствует, что эти усилия не увенчались успехом.
По мнению некоторых аналитиков, афганские талибы сталкиваются со значительными трудностями в отношениях с ТТП и такими группами, как «Вилаят Хорасан», являющимся, как известно, филиалом ИГИЛ.
Есть предположение, что сохранение конфронтации в тлеющем виде выгодно обоим правительствам, даже если общественный дискурс указывает на возможность дальнейшей эскалации вплоть до открытого конфликта. В настоящее время ни одна из сторон не может позволить себе открытую войну. Обмен ударами считается своего рода диалогом, пусть и таким необычным способом, для определения красных линий и формирования переговорной линии в предстоящий период.
Последние авиаудары произошли, когда Мохаммад Садик, специальный представитель Пакистана в Афганистане, находился в Кабуле на встрече с высокопоставленными афганскими чиновниками.
В течение последних двух лет обе стороны ведут интенсивный диалог на дипломатическом уровне. Он включает визиты министра обороны Пакистана и начальника Межведомственной разведки (ISI) в Кабул в феврале прошлого года, а также поездку в Исламабад исполняющего обязанности министра иностранных дел Афганистана Амира Хан Муттаки, который провел переговоры с генералом Асимом Муниром, главнокомандующим пакистанской армией.
Несмотря на усилия по стабилизации ситуации в приграничных районах, уровень эскалации на границе не ослабевает. По данным МВД Пакистана, за первые 10 месяцев 2024 года в результате более 1500 инцидентов погибли не менее 924 человек, включая 570 сотрудников правоохранительных органов и 351 мирного жителя.
Пакистанский институт исследований конфликтов и безопасности сообщил о 856 случаях нападений со стороны ТТП в прошлом году, что намного больше зарегистрированных 645 инцидентов в 2023 году. То есть фактически мы имеем дело с латентной пограничной войной между Афганистаном и Пакистаном, которая временами обостряется, приводя к росту числа жертв.
Большой войны не будет
Сдерживающим пограничную напряженность фактором может выступать стремление афганских талибов к международной легитимности. Конфликт с Пакистаном может рассматриваться в качестве проявления агрессивных устремлений новых кабульских властей и укрепить их имидж в качестве террористического правительства.
Как известно, Афганистан стремится к более тесным связям с Китаем, ключевым союзником Пакистана, что также побуждает его проявлять сдержанность в отношениях с южным соседом.
Очевидно, что ракеты и авиаудары не способны положить конец этому конфликту. Одним из возможных путей к примирению может стать пересмотр Исламабадом своей доктрины «стратегической глубины» в Афганистане. Исторически пакистанские военные стремились сохранить влияние в Афганистане, оказывая покровительство вооруженным группам. Считается, что, обеспечивая свое влияние в Афганистане, Пакистан преследует цель обеспечивать рычаги давления на Индию, своего традиционного противника.
Использование Пакистаном таких групп, как «Техрик-е Талибан Пакистан», против Индии обернулось бумерангом, и теперь страна сталкивается с теми разрушительными силами, создание которых она когда-то поощряла.
Такой подход, при котором Афганистан фактически рассматривается как фигура в его соперничестве с Индией, лишает Пакистан прежнего авторитета среди афганцев.
Для сглаживания противоречий официальный представитель МИД Пакистана Захра Белудж полностью отвергла сообщения в социальных сетях об эскалации напряженности со стороны Исламабада и расширении зоны военных действий.
Она сказала, что Пакистан желает дружеских отношений со всеми соседними странами, включая Афганистан, и что между Исламабадом и Кабулом продолжается диалог.
«Мы продолжим диалог с афганским правительством по всем аспектам двусторонних отношений, включая ситуацию на границе», - заявила Белудж, отвечая на вопрос об атаках афганских сил безопасности через линию Дюрана.
По поводу воздушных атак вдоль границы между Пакистаном и Афганистаном в конце прошлого года она сказала, что пакистанские войска совершили их только для того, чтобы предотвратить террористическую угрозу.
«Любые террористы, пытающиеся проникнуть на территорию Пакистана, получат ответ. Наши силы полностью готовы защищать суверенитет своей территории», - заявила она.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: