18 Января 2025

Суббота, 03:33

РУКА ПОМОЩИ

Баку в партнерстве с Анкарой осуществляет гуманитарную дипломатию в Сирии

Автор:

15.01.2025

В Сирию доставлена азербайджанская гуманитарная помощь - 200 тонн продовольствия. Пока еще уровень безопасности в этой стране не позволяет оказывать ее по воздуху, поэтому грузы прибывают сухопутным путем.

По горячим следам свержения власти Асада в Сирии состоялся телефонный разговор президентов Ильхама Алиева и Реджепа Тайипа Эрдогана, в котором была выражена готовность Баку содействовать в союзе с братской Турцией решению гуманитарных проблем Сирии. А их у страны, разоренной гражданской войной, более чем достаточно. 

Аналитики уверены, что отправка продовольствия - только первый шаг. Азербайджанские специалисты в перспективе могут принять участие в обезвреживании мин и неразорвавшихся боеприпасов на территории Сирии. После освобождения ранее оккупированных Арменией азербайджанских территорий у агентства по разминированию ANAMA накоплен огромный опыт в таких вопросах. Возможно также, что в Сирии будет использован азербайджанский опыт по возрождению городов и сел практически с нуля. Очень многое, конечно, будет зависеть от того, удастся ли новым властям решить главную проблему - добиться стабильности в стране. Пока, по крайней мере, их первые шаги выглядят весьма многообещающими.

 

Гуманитарная тактика Азербайджана и придирки Евросоюза

Азербайджан не стал ждать, пока в Сирии будет завершено создание новой государственной системы, станут ясны параметры и детали внутренней и внешней политики и т.д. Что коренным образом отличает позицию Баку от поведения Европы. Напомним, что в середине декабря прошлого года верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас буквально ошарашила мировое сообщество. В интервью газете Le Figaro она заявила: «Помощь (Сирии) со стороны Европы, в частности гуманитарная, не будет безоговорочной». И добавила, что ЕС для начала необходимо убедиться, что в Сирии «не будет гражданской войны, радикализации, притеснения многочисленных меньшинств, а также актов возмездия и репрессий». Этим она вызвала целый шквал недоуменных вопросов: как долго в Брюсселе собираются в этом «убеждаться»? И осознают ли, что разоренной гражданской войной стране гуманитарная помощь необходима сегодня и сейчас, а не в отдаленном будущем?  Надо сказать, что у Евросоюза богатый опыт по изобретению самых невероятных и мелочных придирок к другим государствам по части «прав человека», «демократии» и т.д. В Брюсселе попытались сделать вид, будто бы госпожу Каллас не так поняли. 

После этого скандального заявления Сирию посетила министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок, которая в свою очередь дать понять: если в Сирии не будет равноправия женщин, помощи от ФРГ эта страна не дождется. Что именно в Берлине подразумевают под «равноправием», непонятно.

Азербайджан на этом фоне не ставит каких-либо условий и не устраивает новым властям Сирии каких-то проверок. Баку предпочитает помогать людям, которые в этой помощи остро нуждаются, а не осложнять ситуацию внутриполитическими требованиями. 

 

От гумпомощи до большой дипломатии

Баку не намерен ограничиваться одной только гуманитарной помощью. В планах - возобновление деятельности посольства в Сирии, закрытого с началом гражданской войны. Азербайджан уделяет большое внимание развитию отношений как со странами, входящими в ОИС, так и с неприсоединившимися государствами и вообще старается проводить свою внешнюю политику на глобальном уровне. 

Эксперты рассуждают также о возможности азербайджанских инвестиций в Сирии. Уже сегодня Азербайджан - ведущий инвестор в экономике таких стран, как, к примеру, Грузия и Турция.

В случае с Сирией своя специфика. Азербайджан действует в тесной связке с братской Турцией, что стало для многих полной неожиданностью. 

В годы «холодной войны» Сирия была союзником СССР, а ее власти в лице Асада-старшего исповедовали идеологию панарабизма и «арабского социализма». После распада СССР эстафета перешла к России, у которой ресурсы были куда скромнее. Заново заниматься сирийской проблематикой в Кремле начали лишь с 2010 года.

Однако баланс сил к этому времени уже изменился. Сирия заняла центральное место в планах Ирана. Семья Асадов принадлежит к общине алавитов, которых считают близкими к шиитам, что в Иране посчитали достаточным основанием для включения Сирии в свой религиозно-политический проект. При этом стратегическое положение Дамаска интересовало Иран куда больше, чем теологические тонкости. Под боком Ливан с группировкой «Хезболла» - самым, пожалуй, известным иранским «прокси», плюс у Сирии граница с Израилем. Тегеран создавал на ее территории свои базы и военные склады, взамен «стражи исламской революции» помогали Асаду удержаться у власти. 

Со свержением Башара Асада Тегеран лишился важного союзника, ценнейшего плацдарма, а с учетом ближневосточной специфики понес также огромные имиджевые потери. Все выглядит так, что Тегеран не смог удержать Асада на своих штыках. Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи может, конечно, призывать сирийский народ к «восстанию», то есть восстановлению власти Асада, но все здравомыслящие политики и эксперты не могут не понимать: система иранского влияния в Сирии рухнула.

Некоторые круги иранской муллократии не хотят мириться с тем, что Азербайджан активно наводит мосты с новыми властями Сирии. Именно с этим эксперты связывают очередные антиазербайджанские выпады представителя верховного лидера Ирана в Ардебиле - аятоллы Сейида Хасана Амели. Именно он был главным лицом религиозно-политической церемонии, где прозвучали оскорбительные высказывания в адрес президентов Азербайджана и Турции. Реакция официального Баку оказалось жесткой - вплоть до вызова в МИД временного поверенного в делах Ирана. Тегеран от заявлений Амели поторопился откреститься. Но достаточно ли этого оказалось - большой вопрос.

 

«Несправедливости, совершенные против Азербайджана»

Как упоминалось выше, планы Баку и Дамаска одной только гуманитарной помощью не ограничиваются. В Баку уже обсуждают возобновление работы посольства Азербайджана в Сирии. На сближение настроены и в Дамаске. Достаточно вспомнить, как в беседе с корреспондентом арабоязычного издания ArabAZ неназванный источник в правительстве Сирии отметил: «Сирия придает большое значение отношениям с Азербайджаном, и несправедливости, совершенные против Азербайджана во времена правления Асада, не отражают позицию сирийского народа в отношении азербайджанского народа».

Разговор о «несправедливостях, совершенных против Азербайджана во времена правления Асада», возник не случайно. Еще во времена Хафеза Асада Сирия установила довольно прочные связи с Арменией, в том числе в военной сфере. О прибывших из Сирии боевиках, воевавших на стороне Армении, говорили еще в годы первой Карабахской войны. Возможно, это связано с тем, что первым президентом Армении был Левон Тер-Петросян, происходивший из сирийских армян. Он даже родился в Алеппо. Значительная часть военных связей осуществлялась посредством правительства Ливана, представлявшего собой в те годы сирийский протекторат.

Существовали определенные надежды, что с приходом к власти Башара Асада ситуация изменится. Новый президент получил образование в Лондоне, с ним связывали надежды на модернизацию страны и нормализацию отношений с соседями. И вроде бы определенные шаги были сделаны. Башар Асад как бы «топил лед» в отношениях с Анкарой. Он даже признал принадлежность Турции вилайета Хатай. Именно на этой волне Асад посетил в 2009 году Азербайджан.

Но надеждам не суждено было сбыться. Очень скоро стало понятно: портреты в кабинетах в Дамаске изменились, политика - нет. В том числе и на турецко-азербайджанском треке. К примеру, во время 44-дневной войны был отмечен ряд эпизодов с отправкой сирийских «добровольцев» на помощь Армении. И именно из Сирии приезжали в тогда еще оккупированный Карабах многие незаконные переселенцы, в большинстве своем - бывшие боевики. Формально за это режим Башара Асада ответственности как бы не нес. Однако в реальности в условиях Сирии организовать подобное переселение без ведома и согласия властей было практически невозможно.

Более того. Во время гражданской войны в Сирии в правительственных отрядах Асада проходили «боевую обкатку» молодые люди, завербованные иранскими спецслужбами. Организацией такого транзита занимался, в частности, небезызвестный Тохид Ибрагимбейли. В Сирию планировали отправить и Юниса Сафарова - того самого, который в июле 2018-го стрелял в главу исполнительной власти Гянджи, пытаясь таким образом спровоцировать в городе проиранский мятеж. В ауте и Армения, которая потеряла серьезного союзника. Бегство армянских дипломатов из Алеппо при приближении отрядов сирийской оппозиции очень многим напомнило вал дезертирства в армянской армии во время 44-дневной войны.

Сегодня новые власти Сирии заявляют, что с этим будет покончено. Для Азербайджана, безусловно, это большой плюс. И уже конкретный результат.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

10


Актуально