28 Ноября 2024

Четверг, 00:06

ИМ НУЖНА РАБОТА

Вместо различных акций благотворительности представители крупного бизнеса Азербайджана могут обеспечить рабочими местами людей с ограниченными возможностями

Автор:

27.08.2013

Пару месяцев назад социальные сети облетела фотография молодого человека в инвалидном кресле. При этом особый отклик вызвал текст, напечатанный под фотографией: молодой человек просил не помощи, а лишь хотел устроиться на работу. Естественно, что в условиях рынка, где львиную долю рабочих мест с достойной оплатой труда представляет частный сектор, сложно подобрать работу человеку с ограниченной дееспособностью. Аргументы этому находятся разные - от материалистических до этических. Первые чаще представлены сомнениями в его способности работать полноценно и, следовательно, приносить прибыль предприятию, вторые же скрывают за собой нежелание брать на себя ответственность за работника-инвалида. В результате социально незащищенная часть населения оказывается в сложных условиях.

Глухонемые в Азербайджане часто сталкиваются с проблемами в трудоустройстве, однако благодаря бизнесменам ситуация может наладиться.

Ровзату Абдулмабудову 22 года. Родители с нетерпением ждут его женитьбы, но сам Ровзат не торопится. Своей целью он ставит карьерный рост. Юноша мечтает стать специалистом по компьютерам и увлекается футболом. В общем, Ровзат ничем не отличается от своих сверстников, кроме того, что он - глухонемой.

Образование у Ровзата - только среднее: он окончил специализированную школу №1 для глухонемых. Получить высшее образование, несмотря на огромное желание, у него возможности не было, а это снижало его шансы на трудоустройство. Недавно при содействии Общества глухонемых он устроился в компанию, которая приняла в свои ряды штатных сотрудников несколько десятков инвалидов. "Я занимаюсь документальной работой на компьютере, - поясняет он. - На работе меня окружают в основном такие же люди с ограниченными речевыми способностями, как и я". По его словам, отношения в коллективе со всеми нормальные, дружелюбные, и работой своей он доволен.

По словам Низами Халыгзаде, сотрудника Общества глухонемых и специалиста по языку жестов, глухонемые отличаются от обычных людей ограниченным доступом к информации и сложностями в получении образования - не только высшего, но даже и специального. "В советские годы при обществе существовали специализированные, учебно-производственные предприятия, - говорит он, - глухонемые старшего поколения получали хоть какое-то профессионально-техническое образование, работали в ткацких, обувных цехах. Сейчас этих учебных заведений у нас нет. Этот вопрос находится в компетенции Министерства образования, и в ближайшее время мы планируем обратиться в это ведомство с проектом учебного заведения для глухонемых". По словам Халыгзаде, молодежь с ограниченными способностями очень стремится к получению образования, легко обучается компьютеру. В настоящее время в рамках общества функционируют курсы по обучению языку жестов, причем не только глухонемых, но и обычных людей. Н.Халыгзаде и Р.Абдулмабудов считают, что наряду с государством в стороне от этого вопроса не может оставаться и крупный бизнес.

Вугар Сафаров, глава компании, занимающейся рекламой и продвижением брендов в Интернете, говорит, что его компания помогает решить проблему трудоустройства глухонемых.

Людям с ограниченными возможностями никакой другой помощи, кроме как предложить работу, и не нужно. Они такие же полноценные члены общества, они могут работать. А вот отношение к ним и порождает вопросы неравенства.       

В Обществе глухонемых зарегистрировано около 8100 глухонемых и слабослышащих, однако, как считают в самом обществе, их реальное количество в несколько раз больше.

С особыми трудностями сталкиваются инвалиды по зрению. Если для "других" инвалидов при определенном упорстве работу найти хотя бы реально - в зависимости от вида инвалидности, скажем, сидячую, на компьютере, офисную, бумажную, то у слабовидящих такие шансы снижаются в разы.

Как рассказывает председатель Республиканского общества слепых Самьяр Абдуллаев, в стране сейчас насчитывается более тридцати тысяч инвалидов по зрению. Из них только три-четыре тысячи трудоспособны, а трудоустроено и вовсе катастрофически малое их число - всего 600-700 человек. Чаще всего им удается устроиться на работу коммутаторами на телефонах, массажистами и, в общем-то, все. В наши дни, несмотря на широкий спектр возможностей, открывающийся перед каждым трудоспособным гражданином, инвалиды по зрению этого выбора лишены.

В советские годы слабовидящим предоставлялась работа на заводах, фабриках, преимущественно на конвейерах. По всему Союзу была известна трикотажная фабрика, рабочий персонал которой почти полностью был укомплектован инвалидами по зрению. Ныне от всех предприятий подобного рода осталось лишь одно воспоминание.

 Ильгар Керимов - инвалид по зрению и отец троих детей. Он имеет образование, которое получил, учась по методу Брайля. Но из-за своей инвалидности не может найти работу. "Мне хочется обеспечивать свою семью, быть хорошим отцом для моих детей, - делится он, - но у меня нет работы и я вынужден жить на иждивении семьи своего брата".

Шахбаз Халафов, заместитель начальника службы занятости Министерства труда и социальной защиты населения, сообщил, что существует установленная государством квота: на всех предприятиях, где численность работников превышает 25 человек, четыре рабочих места должны отдаваться инвалидам. Но в отношении слабовидящих соблюсти социальную справедливость оказывается чрезмерно трудным, если не невозможным. Как сказал Халафов, под данную квоту попадают не только инвалиды, но также беженцы и вынужденные переселенцы. А они хотя и считаются социально незащищенной частью населения, но являются дееспособными, и "конкурировать" с ними инвалидам по зрению невозможно. К тому же особенно сложно устроиться на коммерческие предприятия, поскольку начальство полагает, что отдача от слабо- или вообще не видящего работника будет не слишком высока.

Шахбаз Халафов также рассказал, что ряд инвалидов по зрению посещают курсы массажистов, но и в этом случае им бывает сложно найти работу. "Было принято решение при Министерстве здравоохранения открыть курсы массажистов, и чтобы выпускники этих курсов обеспечивались работой в поликлиниках, больницах. Кроме того, мы закупили четыре программы Брайля, по ним можно будет научить слабовидящих работе за компьютером", - сообщил он.

По словам Халафова, подавляющее большинство инвалидов по зрению относится к первой группе инвалидности, что означает недееспособность. Сама формулировка инвалидности, указанная в соответствующей справке, оборачивается против самих же инвалидов, желающих работать. Согласно статье 18.7 закона "О занятости", предприятия, не принимающие на работу инвалидов, лиц с ограниченной дееспособностью, особенно нуждающихся в социальной защите, и подростков младше 18 лет, в случае, если их направляют на предприятие соответствующие органы исполнительной власти, за каждый месяц, что они не берут на работу вышеуказанных лиц, должны перечислять в бюджет сумму, равную трехкратному размеру средней по стране зарплаты.

Предпринимателям, конечно, проще вовсе не придерживаться квоты, поскольку штрафы за это ничтожно малы - всего 30-50 манатов. Кроме того, работодатели, сталкиваясь с необходимостью заполнить квоту, берут на работу инвалидов, но последним на пользу это идет редко, поскольку либо зарплата им назначается чрезмерно маленькая, либо требования к работе и условия оказываются непосильными, и инвалид вынужден уйти с работы", - говорит Халафов. Со стороны Министерства труда и социальной защиты уже направлено предложение в Кабинет министров, чтобы пересмотреть существующие положения и увеличить штрафные санкции.

Помимо этого проблема инвалидов по зрению с течением времени усложняется. Пенсия у тех, кто имеет хоть какой-то стаж, существенно отличается от пенсии тех, кто не имел возможности работать, примерно в два раза, сообщил R+ сотрудник Министерства труда и социальной защиты населения Садай Абдуллаев.

 

Люди с ограниченными возможностями могут и хотят работать. Им не нужны разовые пособия от меценатов и "сожаление", которое они чаще всего получают от других - не ограниченных в своих физических и материальных возможностях людей. Им не нужны широкие жесты в виде пожертвований и какая-то другая помощь. Они говорят за это спасибо, но вместе с тем хотят жить так же, как все, - работать, создавать семьи, полагаться лишь на собственные силы и ни от кого не зависеть. Думается, что представители крупного бизнеса страны могут создать рабочие места, отвечающие потребностям как людей с ограниченными возможностями, так и предпринимателей.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

635


Актуально