Автор: Магеррам ЗЕЙНАЛОВ Баку
Чистая случайность может раз и навсегда изменить судьбу человека, дать ему новую жизнь, о которой он раньше и не мечтал. Именно так вышло с Гасаном Мамедовым, который видел свое будущее в качестве научного работника, а стал актером.
Десять лет назад, 26 августа 2003 года, уже немолодым, но еще и не стариком в возрасте 64 лет ушел из жизни один из любимейших драматических актеров страны Гасан Мамедов. С детства Гасану Мамедову легко давались точные науки. Интерес к ним и отчасти влияние отца в 1956 году привели восемнадцатилетнего Гасана в Баку, где он поступил на физико-математический факультет Азербайджанского государственного университета (ныне БГУ). Несмотря на хорошую учебу, двумя годами позже Гасан Мамедов покинул университет и подал документы на актерский факультет Азербайджанского театрального института.
"После приезда в Баку я стал часто посещать спектакли и, сам не заметив того, оказался привязанным к театру. Поэтому, забрав из университета документы, я подал их в Азербайджанский государственный театральный институт, причем на актерский факультет. Хоть и со второй попытки, но у меня получилось задуманное. В этот период я работал радиодиктором в Государственном комитете по телерадиовещанию, принимал участие в массовых сценах в Академическом драматическом театре". Получив высшее образование, Г.Мамедов в течение десяти лет работает на сцене Азербайджанского драмтеатра, исполняя большие и маленькие роли. Однако с 1969 года он уже полностью связывает судьбу с кинематографом.
Лицо нового кино
Вся первая половина 60-х годов ХХ века ознаменовалась в советском кинематографе небывалым культурным взлетом, обусловленным грянувшей "оттепелью". Если с комедиями, музыкальными фильмами и раньше дела обстояли достаточно неплохо, то кинематографическая драма представляла собой крепкую агитку, обернутую в толстую фольгу из пафоса и патетики. Настоящего, актуального, близкого к реальной жизни советского кино не было.
В то же время конец 50-х и начало 60-х - это период взлета великого французского и итальянского кино, а также небывалой творческой дружбы союза с Францией и Италией. Становится ясной огромная потребность в становлении новых убедительных драматических актеров. И откуда их было взять, как не из театров?
Таким новым лицом нового актуального кино для Азербайджана стал Гасан Мамедов. Молодой актер, не отягощенный опытом "старой" киношколы, мог создавать убедительные, многоплановые, по-настоящему неоднозначные персонажи. Талант Мамедова открыл для кино режиссер Габиб Исмаилов, когда увидел игру актера на курсовом спектакле. Он пригласил его сыграть небольшую роль колхозника Гараша в своем, в общем-то типично "производственном" фильме "Великая опора". Это не была великая роль в великом фильме. И, тем не менее, Гасан Мамедов отнесся к ней с полной серьезностью и небывалой отдачей. Известна история того, как на съемках молодой актер попросил достаточно сильного Алескера Алекперова, игравшего в фильме главную роль, для полной убедительности дать ему пощечину по-настоящему. Алекперов, после долгих уговоров, выполнил просьбу.
Это был 1962 год. Свою следующую кинороль Гасан Мамедов сыграл тремя годами позже. Тогда режиссер Тофик Тагизаде пригласил на пробы около 400 актеров на роли Аскера и Гюльчохры в своем, как сказали бы сегодня, римейке мюзикла "Аршин мал алан". Все понимали лежащую на них ответственность за результат. Кроме разве что режиссера, который допустил в фильме ряд технических браков и заменил недостающие сцены видами природы. Фильм многим не понравился, в том числе и Рашиду Бейбутову, сыгравшему, как известно, Аскера в экранизации той же оперетты в 1945 году. А в этой картине Аскером стал Гасан Мамедов. И хотя фильм не превзошел "рашидовскую" версию, тем не менее он позволил Гасану Мамедову обратить на себя внимание.
После этого новые фильмы с его участием стали появляться каждый год, иногда выходило даже по два фильма. Актер становился все более и более востребованным.
И последовали шедевры
Прорывом в национальном кино стало появление не только актеров новой формации, но и молодых кинематографистов. В конце 60-х вышел фильм "В одном южном городе". Это был режиссерский и сценарный дебют тогда еще молодых Эльдара Кулиева и Рустама Ибрагимбекова. Кроме того, над фильмом работал еще молодой, но уже опытный оператор (пока еще только оператор) Расим Оджагов. За его плечами к этому моменту уже было шесть фильмов. И вот тут в совершенно новой обстановке талант Гасана Мамедова как драматического актера смог раскрыться полностью. Фильм потрясал своей актуальностью, своей новизной. Художественная ценность фильма была не ниже, чем у итальянских мастеров того времени, и их влияние, в особенности на операторскую работу, чувствовалось достаточно сильно.
После этого было еще несколько фильмов. И исторических, и "производственных", и серьезных признанных шедевров. Среди них можно отметить также "Допрос" Оджагова и Ибрагимбекова и "Тахмину" Оджагова. Гасан Мамедов снялся, помимо этого, в нескольких фильмах союзных республик.
"Он был очень спокойным, бесконфликтным человеком, никогда не участвовавшим в театральных и кинематографических дрязгах, и очень увлеченным своей работой, - вспоминает о нем в беседе с R+ Расим Балаев. - Очень хорошо, что он в свое время не стал ученым. Будучи актером, он вдохнул новую жизнь в азербайджанское кино, и если бы его не было, если бы он выбрал другую профессию, то и фильмы эти просто не получились бы".
Гасан Мамедов оказал также колоссальное влияние на других азербайджанских киноактеров. "Многие равнялись на него, я сам, когда посмотрел первые фильмы с ним, окончательно определился для себя с выбором профессии", - признается Балаев.
Как рассказывает Расим Балаев, до появления Гасана Мамедова в азербайджанских фильмах очень часто на главные роли приглашались известные актеры из советских республик: "Когда же появился Гасан, эта практика прекратилась, потому что когда есть он, зачем нужен кто-то еще?!".
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: