24 Ноября 2024

Воскресенье, 07:35

АРМЯНСКИЙ ЗАГОВОР

К резне азербайджанцев 1918 года готовились даже армянские священники

Автор:

30.10.2013

Пос­ле ар­мя­но-азер­бай­джан­ских, или, ка­к э­то­на­зы­ва­лось в то вре­мя, ар­мя­но-та­тар­ских, ар­мя­но-му­суль­ман­ских столк­но­ве­ний 1905 го­да в Ба­ку и Ба­кин­ской гу­бер­нии ме­ст­ные и кра­е­вые вла­с­ти пы­та­лись пред­при­нять ме­ры с це­лью пред­уп­реж­де­ния даль­ней­ше­го обо­с­т­ре­ния от­но­ше­ний меж­ду дву­мя на­ро­да­ми. Од­на­ко вер­хуш­ка про­жи­ва­ю­щих в Ба­ку  ар­мян, вы­сту­па­я­ за "брат­ски­е ­от­но­ше­ния" на сло­вах, на де­ле ­го­то­ви­лась к но­вым   убий­ствам и по­гро­мам азер­бай­джан­цев. До рез­ни 1918 го­да бы­ло еще да­ле­ко, од­на­ко, как по­ка­зы­ва­ют со­бы­тия, под­го­тов­ка к ней на­ча­лась сра­зу же пос­ле кон­флик­та 1905 го­да. Об этом крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­ст­ву­ют и прес­са на­ча­ла XX ве­ка, и ар­хив­ные до­ку­мен­ты.

Сле­ду­ет от­ме­тить, что тер­ро­ри­с­ти­че­с­кие ак­ты, по­ку­ше­ния на вы­со­ко­по­став­лен­ных чи­нов­ни­ков, вы­мо­га­тель­ст­во де­нег под уг­ро­зой смер­ти и дру­гие ви­ды пре­ступ­ле­ний все­г­да на­хо­ди­лись в ар­се­на­ле ар­мян­ских на­ци­о­на­ли­с­тов в Ба­ку и гу­бер­ни­ях с пре­об­ла­да­ю­щим азер­бай­джан­ским на­се­ле­ни­ем - Ели­за­вет­поль­ской и Эри­ван­ской.

Так, в мае 1905 го­да в Ба­ку бы­ло со­вер­ше­но по­ку­ше­ние на ба­кин­ско­го гу­бер­на­то­ра - кня­зя На­ка­шид­зе. Бом­бой, бро­шен­ной око­ло Па­ра­пе­та в фа­э­тон, в ко­то­ром ехал На­ка­шид­зе,  бы­ли уби­ты гу­бер­на­тор, его те­ло­х­ра­ни­тель, ку­чер и двое про­хо­жих. На­па­де­ние со­вер­ши­ли Си­мон Ви­а­ль­янц, Гри­го­рий Мей­ра­мов, Пе­т­рос Са­хакъянц и Ле­он Ару­тю­нов. 

Оче­ред­ные дерз­кие по­ку­ше­ния бы­ли со­вер­ше­ны в 1907 го­ду. В их чис­ле не­удав­ше­е­ся по­ку­ше­ние на на­чаль­ни­ка сыск­ной по­ли­ции Ле­ви­ко­ва - бро­шен­ная в не­го бом­ба не взо­рва­лась. По­ли­ция от­вез­ла бом­бу к го­род­ским ка­ме­но­лом­ням, и ее там взо­рва­ли. Бо­лее удач­но на­ци­о­на­ли­с­ты дей­ство­ва­ли при по­ку­ше­нии на  ба­ла­ха­но-са­бун­чин­ско­го по­ли­ц­мей­сте­ра под­пол­ков­ни­ка Пе­с­то­ва и при­ста­ва 7-го участ­ка Ба­ку ка­пи­та­на Рих­те­ра. В том же 1907 го­ду бы­ли уби­ты на­чаль­ник по­что­во-те­ле­г­раф­ной кон­то­ры Ба­ку Си­нель­ни­ков, уп­рав­ля­ю­щий ма­с­тер­ски­ми То­ва­ри­щества бра­ть­ев НобельТаусон, аген­ты ох­ран­но­го от­де­ле­ния Яков­лев и Дег­тя­рев, агент сыск­ной по­ли­ции Кор­не­ев. Во всех этих слу­ча­ях об­на­ру­жить и на­ка­зать убийц власть не смог­ла. А 30 ав­гу­с­та был ра­нен кин­жа­лом в бок ди­рек­тор Аб­ше­рон­ско­го неф­тя­но­го об­ще­ства О.С.Дем­бот. На этот раз по­ку­шав­ший­ся был за­дер­жан - он  на­звал­ся Лан­кар­дом Вар­та­нь­ян­цем.

Од­но­вре­мен­но ар­мя­не ак­тив­но за­па­са­лись ору­жи­ем. Так, при ос­мо­т­ре ба­га­жа Кеворка Тумасова, при­быв­ше­го в Ба­ку из Крас­но­вод­ска на па­ро­хо­де "Ско­бе­лев", бы­ло об­на­ру­же­но 536 штук ­бо­е­вых па­т­ро­нов к трех­ли­ней­ной вин­тов­ке и два фун­та по­ро­ха. Все это бы­ло спря­та­но вну­т­ри гар­мо­ни. 

Бра­тья Ова­нес и Алек­сандр Мар­ко­со­вы, они же Па­ли­ко­вы, бы­ли за­дер­жа­ны на же­лез­но­до­рож­ном вок­за­ле, ко­г­да пы­та­лись про­вез­ти из Ба­ку в Эри­вань раз­рыв­ной сна­ряд, ко­то­рый об­ла­дал зна­чи­тель­ной раз­ру­ши­тель­ной си­лой. К бу­ду­щим про­ти­во­сто­я­ни­ям го­то­ви­лись и свя­щен­ни­ки. В Ели­за­вет­по­ле бы­ли аре­с­то­ва­ны ви­кар­ный ар­хи­ман­д­рит Ко­рюн и чет­ве­ро ар­мян-те­ло­х­ра­ни­те­лей. В его до­ме бы­ли об­на­ру­же­ны два ма­у­зе­ра, па­т­ро­ны и фо­то­гра­фии чле­нов бо­е­вой ор­га­ни­за­ции "Даш­нак­цу­тюн". А пре­дан­ные су­ду в этом го­ро­де свя­щен­ни­ки аку­лис­с­кой ар­мя­но-гри­го­ри­ан­ской цер­к­ви в го­ро­де Шу­ше Карегин Иоанесянц, Ка­ра­пет Вар­та­пе­тянц, Ар­се­ний Аху­мянц, а так­же пса­лом­щик Кри­ко­рь­янц пря­мо за­яви­ли на про­цес­се, что хра­нив­ши­е­ся при ал­та­ре цер­к­ви го­то­вые к ме­та­нию 23 бом­бы пред­на­зна­ча­лись к при­ме­не­нию в слу­ча­е ­столк­но­ве­ний ар­мян с му­суль­ма­на­ми. Раз­бо­ем, убий­ства­ми, вы­мо­га­тель­ст­вом де­нег под уг­ро­зой ли­ше­ния жиз­ни за­ни­ма­лись бра­тья Джей­ра­но­вы - Яков и  Иван. С этой це­лью они "уч­ре­ди­ли" пре­ступ­ную ор­га­ни­за­цию под на­зва­ни­ем "Ле­ту­чая пар­тия анар­хи­с­тов Чер­ный Во­рон", от име­ни ко­то­рой и дей­ство­ва­ли. Иван Джей­ра­нов был хо­ро­шо из­ве­с­тен вла­с­тям по гром­ко­му пре­ступ­ле­нию, со­вер­шен­но­му им в 1899 го­ду. То­г­да он вме­с­те с со­об­щни­ка­ми убил  в Те­ге­ра­не кас­си­ра Ссуд­но­го бан­ка Пер­сии Ша­бу­ни­на и ук­рал из кас­сы бан­ка бо­лее 255 ты­сяч руб­ля­ми и око­ло 25 ты­сяч ту­ма­на­ми. Пре­ступ­ле­ние  бы­ло рас­кры­то, Джей­ра­но­ва за­дер­жа­ли и при­го­во­ри­ли к 15 го­дам ка­торж­ных ра­бот. Но не от­быв и по­ло­ви­ны  сро­ка, он ока­зал­ся в Ба­ку… "Гнез­дил­ся" "Чер­ный Во­рон" Джей­ра­но­вых не где-ни­будь на ок­ра­и­не го­ро­да, а в са­мом цен­т­ре сто­ли­цы, в до­ме из­вест­ных мил­ли­оне­ров бра­ть­ев Ива­на, Да­ни­и­ля и Ильи Ма­и­ло­вых, что на­хо­дил­ся на уг­лу Боль­шой мор­ской и Те­ле­фон­ной (ны­не угол пр. Бюль-Бю­ля и ул. 28 мая. - Авт.).

Вы­мо­га­тель­ст­вом де­нег у со­сто­я­тель­ных лиц Ба­ку про­мыш­ля­ла ор­га­ни­за­ция "Ба­кин­ская груп­па тер­ро­ри­с­тов", в со­став ко­то­рой вхо­ди­ли Мо­сес Мар­ти­ро­сов, Гри­го­рий Ша­ха­ту­гов и Гайк Ару­ша­нян. Эта груп­па бы­ла обез­вре­же­на при по­пыт­ке "вы­бить" 2500  руб­лей у кон­т­ро­ле­ра ак­циз­но­го уп­рав­ле­ния  Г.Ха­на­ко­ва. А ко­с­тяк "Ба­кин­ской пар­тии ма­кси­ма­ли­с­тов", ко­то­рая за­ни­ма­лась "сбо­ром де­нег на нуж­ды ре­во­лю­ции", со­став­ля­ли Ар­шак Сар­ки­сов и Се­мен Ка­лу­с­тов. Они бы­ли за­дер­жа­ны при по­пыт­ке вы­мо­га­тель­ст­ва 8000 руб­лей у ба­кин­ско­го жи­те­ля Шпа­ни­на. Ин­те­рес­но, что пе­ре­го­во­ры с ним вы­мо­га­те­ли­ ве­ли по те­ле­фо­ну, ко­то­рый на­хо­дил­ся в по­ме­ще­нии Ба­кин­ско­го ар­мян­ско­го че­ло­ве­ко­лю­би­во­го об­ще­ства, дей­ство­вав­ше­го под вы­ве­с­кой "Бла­го­тво­ри­тель­ная ор­га­ни­за­ция".

В свя­зи с на­ча­лом в 1914 го­ду ми­ро­вой вой­ны­ не­за­кон­ный ввоз ору­жия на Кав­каз до­стиг на­ивыс­шей точ­ки. В ию­не 1916 го­да на­чаль­ник Ба­кин­ско­го гу­бернско­го жан­дарм­ско­го уп­рав­ле­ния пол­ков­ник Се­ве­ри­нов­ский в до­кла­де на­ме­ст­ни­ку на Кав­ка­зе пи­сал: "На­ча­ло мас­со­вому во­дво­ре­нию ору­жия и па­т­ро­нов на За­кав­ка­зье по­ло­жи­ла ре­во­лю­ци­он­ная ар­мян­ская пар­тия "Даш­нак­цу­тюн" для во­ору­же­ния сво­их бо­е­вых от­ря­дов… По ста­ти­с­ти­че­с­ким дан­ным, Ба­ку сре­ди го­ро­дов За­кав­ка­зья яв­ля­ет­ся как бы цен­т­ром со­сре­до­то­че­ния тай­ной тор­гов­ли ору­жи­ем и бо­е­при­па­са­ми. Тор­гов­лей этой, как ус­та­нов­ле­но, за­ни­ма­ют­ся глав­ным об­ра­зом ар­мя­не, ме­ст­ные и шу­шин­ские". Пол­ков­ник на­зы­ва­ет и фа­ми­лии глав­ных скуп­щи­ков ору­жия в Ба­ку. Это, ука­зы­ва­ет он, Ва­ган Ме­лик-Ас­ке­ров, Му­рад (он же Вар­тан) Ала­х­вер­дов, Акоп Ка­с­па­рь­янц и Мо­в­сес Оси­пов.

Ино­г­да ме­ст­ной по­ли­ции уда­ва­лось  об­на­ру­жить тай­ные скла­ды ору­жия. К при­ме­ру, один из та­ких скла­дов на­хо­дил­ся в до­ме Тер-Ако­по­вых на Те­ле­фон­ной ули­це (ны­не ули­ца 28 мая. - Авт.). Од­ну из квар­тир в до­ме сни­ма­ли Сар­кис Мар­ти­ро­сов, Гри­го­рий По­гос­ов и Еги­за­рян. В ящи­ках, на­хо­див­ших­ся в этой квар­ти­ре, а так­же в под­ва­ле до­ма по­ли­ция на­шла не­сколь­ко вин­то­вок и  ре­воль­ве­ров с па­т­ро­на­ми. На­иболь­ший "улов" по­ли­ции при­нес обыск в под­ва­ле до­ма на уг­лу Те­ле­фон­ной и Вок­заль­ной улиц. Дом при­над­ле­жал бра­ть­ям Ма­те­во­су, Ми­ха­и­лу, Ле­о­ну и Вла­ди­ми­ру Ца­ту­ро­вым. Во дво­ре на­хо­ди­лось по­ме­ще­ние, в ко­то­ром, как за­яви­ли бра­тья на­гря­нув­шей ту­да по­ли­ции, жил двор­ник. По­ли­ция по­тре­бо­ва­ла от­крыть дверь по­ме­ще­ния, од­на­ко бра­тья вос­про­ти­ви­лись. Дверь при­шлось взло­мать. Вну­т­ри на­хо­дил­ся люк, ко­то­рый­ вел в под­вал под по­ме­ще­ни­ем.

При ос­мо­т­ре под­ва­ла по­ли­ция об­на­ру­жи­ла це­лый ар­се­нал ору­жия: 10 вин­то­вок и 13 ре­воль­ве­ров, око­ло 400 кг па­т­ро­нов к ним, до 100 кг гре­му­че­го студ­ня, ко­то­рый  при­ме­нял­ся при  из­го­тов­ле­нии бомб, пять ящи­ков с кин­жа­ла­ми; фор­мы для от­ли­ва­ния бомб, мот­ки бик­фор­до­ва шну­ра и мно­гое дру­гое для осу­щест­в­ле­ния взры­вов, по­ку­ше­ний, убийств. Суд над бра­ть­я­ми Ца­ту­ро­вы­ми со­сто­ял­ся в но­я­б­ре 1913 го­да. Все они бы­ли при­го­во­ре­ны к че­ты­рем го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды.

 Не­смо­т­ря на все пред­при­ни­ма­е­мые уси­лия пра­во­ох­ра­ни­тель­ных ор­га­нов тех вре­мен, пред­от­вра­тить мар­тов­ские со­бы­тия 1918 го­да все же не уда­лось...



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

638


Актуально