Автор: Мираббас МАМЕДОВ Баку
После армяно-азербайджанских, или, как этоназывалось в то время, армяно-татарских, армяно-мусульманских столкновений 1905 года в Баку и Бакинской губернии местные и краевые власти пытались предпринять меры с целью предупреждения дальнейшего обострения отношений между двумя народами. Однако верхушка проживающих в Баку армян, выступая за "братские отношения" на словах, на деле готовилась к новым убийствам и погромам азербайджанцев. До резни 1918 года было еще далеко, однако, как показывают события, подготовка к ней началась сразу же после конфликта 1905 года. Об этом красноречиво свидетельствуют и пресса начала XX века, и архивные документы.
Следует отметить, что террористические акты, покушения на высокопоставленных чиновников, вымогательство денег под угрозой смерти и другие виды преступлений всегда находились в арсенале армянских националистов в Баку и губерниях с преобладающим азербайджанским населением - Елизаветпольской и Эриванской.
Так, в мае 1905 года в Баку было совершено покушение на бакинского губернатора - князя Накашидзе. Бомбой, брошенной около Парапета в фаэтон, в котором ехал Накашидзе, были убиты губернатор, его телохранитель, кучер и двое прохожих. Нападение совершили Симон Виальянц, Григорий Мейрамов, Петрос Сахакъянц и Леон Арутюнов.
Очередные дерзкие покушения были совершены в 1907 году. В их числе неудавшееся покушение на начальника сыскной полиции Левикова - брошенная в него бомба не взорвалась. Полиция отвезла бомбу к городским каменоломням, и ее там взорвали. Более удачно националисты действовали при покушении на балахано-сабунчинского полицмейстера подполковника Пестова и пристава 7-го участка Баку капитана Рихтера. В том же 1907 году были убиты начальник почтово-телеграфной конторы Баку Синельников, управляющий мастерскими Товарищества братьев НобельТаусон, агенты охранного отделения Яковлев и Дегтярев, агент сыскной полиции Корнеев. Во всех этих случаях обнаружить и наказать убийц власть не смогла. А 30 августа был ранен кинжалом в бок директор Абшеронского нефтяного общества О.С.Дембот. На этот раз покушавшийся был задержан - он назвался Ланкардом Вартаньянцем.
Одновременно армяне активно запасались оружием. Так, при осмотре багажа Кеворка Тумасова, прибывшего в Баку из Красноводска на пароходе "Скобелев", было обнаружено 536 штук боевых патронов к трехлинейной винтовке и два фунта пороха. Все это было спрятано внутри гармони.
Братья Ованес и Александр Маркосовы, они же Паликовы, были задержаны на железнодорожном вокзале, когда пытались провезти из Баку в Эривань разрывной снаряд, который обладал значительной разрушительной силой. К будущим противостояниям готовились и священники. В Елизаветполе были арестованы викарный архимандрит Корюн и четверо армян-телохранителей. В его доме были обнаружены два маузера, патроны и фотографии членов боевой организации "Дашнакцутюн". А преданные суду в этом городе священники акулисской армяно-григорианской церкви в городе Шуше Карегин Иоанесянц, Карапет Вартапетянц, Арсений Ахумянц, а также псаломщик Крикорьянц прямо заявили на процессе, что хранившиеся при алтаре церкви готовые к метанию 23 бомбы предназначались к применению в случае столкновений армян с мусульманами. Разбоем, убийствами, вымогательством денег под угрозой лишения жизни занимались братья Джейрановы - Яков и Иван. С этой целью они "учредили" преступную организацию под названием "Летучая партия анархистов Черный Ворон", от имени которой и действовали. Иван Джейранов был хорошо известен властям по громкому преступлению, совершенному им в 1899 году. Тогда он вместе с сообщниками убил в Тегеране кассира Ссудного банка Персии Шабунина и украл из кассы банка более 255 тысяч рублями и около 25 тысяч туманами. Преступление было раскрыто, Джейранова задержали и приговорили к 15 годам каторжных работ. Но не отбыв и половины срока, он оказался в Баку… "Гнездился" "Черный Ворон" Джейрановых не где-нибудь на окраине города, а в самом центре столицы, в доме известных миллионеров братьев Ивана, Данииля и Ильи Маиловых, что находился на углу Большой морской и Телефонной (ныне угол пр. Бюль-Бюля и ул. 28 мая. - Авт.).
Вымогательством денег у состоятельных лиц Баку промышляла организация "Бакинская группа террористов", в состав которой входили Мосес Мартиросов, Григорий Шахатугов и Гайк Арушанян. Эта группа была обезврежена при попытке "выбить" 2500 рублей у контролера акцизного управления Г.Ханакова. А костяк "Бакинской партии максималистов", которая занималась "сбором денег на нужды революции", составляли Аршак Саркисов и Семен Калустов. Они были задержаны при попытке вымогательства 8000 рублей у бакинского жителя Шпанина. Интересно, что переговоры с ним вымогатели вели по телефону, который находился в помещении Бакинского армянского человеколюбивого общества, действовавшего под вывеской "Благотворительная организация".
В связи с началом в 1914 году мировой войны незаконный ввоз оружия на Кавказ достиг наивысшей точки. В июне 1916 года начальник Бакинского губернского жандармского управления полковник Севериновский в докладе наместнику на Кавказе писал: "Начало массовому водворению оружия и патронов на Закавказье положила революционная армянская партия "Дашнакцутюн" для вооружения своих боевых отрядов… По статистическим данным, Баку среди городов Закавказья является как бы центром сосредоточения тайной торговли оружием и боеприпасами. Торговлей этой, как установлено, занимаются главным образом армяне, местные и шушинские". Полковник называет и фамилии главных скупщиков оружия в Баку. Это, указывает он, Ваган Мелик-Аскеров, Мурад (он же Вартан) Алахвердов, Акоп Каспарьянц и Мовсес Осипов.
Иногда местной полиции удавалось обнаружить тайные склады оружия. К примеру, один из таких складов находился в доме Тер-Акоповых на Телефонной улице (ныне улица 28 мая. - Авт.). Одну из квартир в доме снимали Саркис Мартиросов, Григорий Погосов и Егизарян. В ящиках, находившихся в этой квартире, а также в подвале дома полиция нашла несколько винтовок и револьверов с патронами. Наибольший "улов" полиции принес обыск в подвале дома на углу Телефонной и Вокзальной улиц. Дом принадлежал братьям Матевосу, Михаилу, Леону и Владимиру Цатуровым. Во дворе находилось помещение, в котором, как заявили братья нагрянувшей туда полиции, жил дворник. Полиция потребовала открыть дверь помещения, однако братья воспротивились. Дверь пришлось взломать. Внутри находился люк, который вел в подвал под помещением.
При осмотре подвала полиция обнаружила целый арсенал оружия: 10 винтовок и 13 револьверов, около 400 кг патронов к ним, до 100 кг гремучего студня, который применялся при изготовлении бомб, пять ящиков с кинжалами; формы для отливания бомб, мотки бикфордова шнура и многое другое для осуществления взрывов, покушений, убийств. Суд над братьями Цатуровыми состоялся в ноябре 1913 года. Все они были приговорены к четырем годам лишения свободы.
Несмотря на все предпринимаемые усилия правоохранительных органов тех времен, предотвратить мартовские события 1918 года все же не удалось...
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: