Автор: Илаха МАМЕДЛИ Баку
Сегодня азербайджанский манат является самой стабильной и надежной валютой региона. Это недавнее заявление главного банкира страны - председателя Центробанка Эльмана Рустамова имеет под собой твердую основу. Уже долгие годы азербайджанская валюта остается непоколебимой к разного рода кризисным веяниям извне, внутренним инфляционным процессам и другим негативным факторам. Однако еще более важным достижением в данном случае является тот факт, что ряд ведущих центральных банков других стран уже проявляют интерес к манату, точнее к формированию манатных резервов на случай покрытия расходов при осуществлении операций в этой валюте.
Трансформация на глобальном уровне
Мировая экономика "болеет" уже более пяти лет. Многие страны девальвируют свои валюты, дабы поддержать свои экономики и сохранить социальную стабильность. Однако в целом это приводит к дестабилизации и разрушению финансовой "конструкции", крепежным элементом которой является доллар США.
Кризис 2008-го показал: полагаться на одну-единственную валюту как минимум иррационально. Вот почему сегодня продолжается поиск альтернативной доллару (а как показывает практика, и евро) резервной валюты для расчетов в международной торговле и других финансовых операций. И эта валюта должна устроить всех без исключения. В марте 2009 года, накануне саммита G20, с таким предложением выступила Россия, которая еще в 2008-м достигла договоренности с Беларусью о взаиморасчетах в российских рублях, которые, несомненно, более сильны, чем белорусские.
Япония и Китай решили отказаться от доллара США во взаиморасчетах - договорились содействовать использованию только Йены и Юань. Иран и Россия также договорились в двусторонней торговле использовать свои национальные валюты вместо доллара. Сам Иран в последние годы последовательно идет на замену доллара другими валютами в торговле с внешним миром, например, перешел на альтернативные валюты в торговле нефтью с Индией, Китаем и Японией. Также еще в начале 2009 года на турецко-российском бизнес-форуме в Москве президент Турции Абдулла Гюль предложил РФ отказаться от доллара и евро и перейти на рубль и турецкую лиру во взаиморасчетах. В результате турецкий банк Garanti стал использовать российский рубль для посредничества в импортно-экспортных операциях. Это решение более чем оправдано: Россия и Турция являются крупнейшими торговыми партнерами. К тому же Турция уже торгует со 188 странами, используя для расчетов турецкую лиру.
Региональные объединения также периодически поднимают вопрос внедрения резервных валют. В свое время отмечалась необходимость взаимопроникновения банковских систем стран - членов ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова) посредством отказа от использования валюты третьих стран. При небольших объемах товарооборота между ними потери от падения курса доллара не ощутимы, но с увеличением товарооборота уже следует всерьез задуматься о прикреплении товаров к национальным валютам.
Словом, ряд стран продвигают проекты, которые ускоряют трансформацию мировой экономики из модели доминирования одной-двух глобальных резервных валют в модель множества региональных валют и формирование региональных технозон. Эти страны (Китай, РФ, Турция и др.) формируют валютные зоны, затачивая их, так сказать, под себя.
Сегодня в мире широко развивается практика обмена своими национальными валютами между центральными банками. Этот инструмент называется валютным свопом. Действия центральных банков в этом ключе, а речь идет уже о десятках стран, позволяют компаниям и банкам приспосабливаться в определенных защищенных условиях к той новой реальности, которая складывается в мире. "А создать новую глобальную резервную валюту в ближайшей перспективе немыслимо, - считает глава Бакинской межбанковской валютной биржи (BBVB) Фархад Амирбеков. - Главная цель - это поддержание развития собственной экономики путем увеличения зоны торговли, рынков сбыта и, по возможности, уменьшения конкуренции".
Таким образом, создание региональной валютной зоны призвано решить следующие актуальные задачи: уменьшить зависимость от "болеющих" мировых резервных валют; поддержать сбыт произведенных товаров и услуг посредством создания такой зоны, в которой национальная валюта окажется доминирующей.
Некоторые соседи Азербайджана - Турция и Россия вынашивают весьма амбициозные политические и экономические планы. В этой связи Азербайджан оказывается в очень интересной ситуации, так как обе страны являются стратегическими партнерами Баку, и они последовательно строят свои финансовые центры. Россия уже пошла на объединение Московской межбанковской валютной биржи с РТС в единую Московскую биржу. Турция в этом году также на базе нескольких специализированных бирж - Стамбульской фондовой, Измирской биржи деривативов и золота в Стамбуле создала единую Стамбульскую биржу.
О подготовке к созданию TL-зоны (турецкой лиры), которая на начальном этапе коснется расчетов при торговых операциях, заявлял премьер-министр Турции Реджеп Тайиб Эрдоган. По мнению Ф.Амирбекова, Турция готовит почву для создания собственной технологической зоны, в которой турецкая лира будет играть роль доминирующей, резервной валюты. А использование турецкой лиры в качестве платежного средства избавит местных производителей и финансовые учреждения от возрастающих валютных рисков.
Заслуженный интерес
На фоне всего этого реально ли превращение маната в международную резервную валюту? В отдаленной перспективе вполне. Но для начала манат должен превратиться в валюту региональную, и соседние с Азербайджаном страны - Турция, Россия, Грузия, Иран должны согласиться использовать манат в международных расчетах.
Азербайджан, сохраняя собственную национальную валюту, укрепляя и укрупняя свои финансовые институты, может некоторое время очень эффективно работать в разных валютных зонах одновременно. Еще в 2007 году была озвучена информация, что Азербайджан готов вести взаиморасчеты с другими странами мира за манаты. Сегодняшняя ситуация не требует от страны немедленных решений, но она уже заставляет задуматься о будущем.
Каждая страна, которая видит свою валюту региональной, безусловно, будет стараться сделать торговлю в рамках своей валютной зоны очень привлекательной. И у Азербайджана есть шанс, строя новую ненефтяную экономику, учитывать эти факторы.
На сегодня известно, что центробанки стран региона вынуждены держать у себя необходимое количество манатной массы с целью упрощения операций при приграничной торговле. В настоящее время на определенных денежных рынках этих стран спрос на манат растет, и хотя пока в маленьком объеме, но азербайджанская валюта уже заняла определенную нишу в их валютном портфеле в форме наличной денежной массы. К примеру, сейчас достаточное количество манатной массы накапливается в Грузии - многие азербайджанцы едут туда с манатными сбережениями для приобретения автомобильных средств, техники.
Помимо Грузии азербайджанская валюта используется также в приграничной торговле - Астара - Джульфа (Иран), Гусар - Дербент (Россия), а с открытием железнодорожной магистрали Баку - Тбилиси - Карс не исключается вероятность использования маната и в Турции.
Кроме того, как отмечает заместитель председателя правления Центробанка Хагани Абдуллаев, некоторые азиатские страны тоже стали интересоваться азербайджанским манатом в качестве валюты для взаимных расчетов. Пока такая перспектива выдвинута лишь в качестве идеи, так как для ее воплощения необходимы подготовительные работы. Зампред ЦБА считает, что к подобной перспективе не стоит относиться только как к техническому вопросу, а нужно рассматривать на глобальном уровне.
По мнению главы Ассоциации банков Азербайджана Эльдара Исмайлова, манат сам пробил дорогу в соседние страны региона. За ним стоит мощная и динамично развивающаяся экономика с запасом золотовалютных резервов страны в $49,4 млрд., что составляет 70% ВВП и позволяет в течение пяти лет полностью обеспечивать потребности экономики в импорте при полном отсутствии экспорта. Отметим также, что для предотвращения чрезмерного укрепления нацвалюты на фоне продолжающейся нестабильности на мировых финансовых рынках в течение 2013 года Центральный банк Азербайджана (ЦБА) провел стерилизацию валюты в объеме $1,7 млрд. В результате этого валютные резервы, находящиеся в распоряжении ЦБА, увеличились за 10 месяцев на 16,2% - до $13,6 млрд.
Как отметил председатель правления Центробанка Эльман Рустамов, именно благодаря сохранению национальной валюты на стабильном уровне расширяется применение маната в качестве средства платежа в приграничной торговле.
Соответственно с ростом торгово-экономических отношений с соседними странами вероятность использования маната, который проявил себя устойчивой валютой по сравнению с другими валютами стран региона и не менее стабильной, чем доллар и евро, возрастет.
При этом подчеркнем, что в Азербайджане никогда не ставили перед собой задачу по внедрению маната в качестве резервной валюты и распространению по всему миру, что является целевой политикой правительства США и еврозоны. И тем дороже и престижнее высказываемый сегодня интерес к манату.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: