Автор: Мираббас МАМЕДОВ Баку
В 1913 году в Баку проходили ряд судебных процессов, которые привлекли пристальное внимание общества. Одним из них было разбирательство по делу об убийстве приходского ахунда мечети "Гаджи Имамаали" Моллы Рухуллы Ахундова. Мечеть располагалась на пересечении Мариинской и Карантинной улиц (ныне Р.Рзы и А.Асланова. - Авт.). Ахунд был убит 16 января 1912 года в своей квартире во время совершения намаза. В момент покушения в доме находилась лишь его 14-летняя дочь Сафура. На предварительном следствии она показала, что видела, как за полчаса до убийства в дом вошли двое мужчин. Они о чем-то говорили с ахундом. Услышав выстрел, Сафура вбежала в комнату отца, где застала его стоящим на коленях. "Пусть Аллах покарает вас" - таковы были последние слова Моллы Рухуллы Ахундова.
Высокообразованный молла
Молла Рухулла Ахундов был высокообразованным религиозным деятелем. Почти 20 лет учился в различных духовных образовательных центрах в Иране. Выступал против религиозного фанатизма, агитировал за просвещение. В обществе он снискал славу одного из прогрессивных представителей мусульманского духовенства. Всегда - в мечети ли, на собрании ли - он произносил речи, полные глубокого осуждения фанатиков, опровергая ложные толкования ислама, которые распространялись моллами-невеждами, открыто бичевал религиозные предрассудки, темные стороны мусульманской жизни. Будучи приходским моллой, Рухулла Ахундов преподавал в бакинских русско-татарских школах. Он агитировал за просвещение населения, эмансипацию женщин.
Молла Рухулла Ахундов часто выступал на страницах азербайджанской печати, что было редким явлением для религиозных деятелей того времени. Он переводил персидские и арабские книги на азербайджанский язык, издавал их на свои небольшие средства и распространял среди населения. Ахунд был известен как автор, написавший биографию Гаджи Зейналабдина Тагиева. Книга эта вышла в Баку в 1903 году.
Его убийство потрясло все бакинское общество, причем не только мусульманское. В последний путь ахунда провожали более 10 тысяч человек. За гробом шли градоначальник Мартынов, полицмейстер Назанский, городской голова Раевский, персидский консул, учителя, представители интеллигенции, члены благотворительных обществ во главе с Г.З.Тагиевым. Траурная процессия остановилась перед зданием городской Думы (ныне ИВ Баку. - Авт.). Здесь бакинским губернским казием Мирмамед Керимом Мирджафарзаде был совершен намаз, после чего состоялся траурный митинг. От имени интеллигенции выступил Али Мардан бек Топчибашев.
Судебное дело по убийству моллы Рухуллы Ахундова рассматривалось военно-окружным судом составом судей, прибывших из Тифлиса. Процесс проходил в Ичеришэхэр. Как писали газеты, бывшая Думская площадь (ныне пл.Молодежи. - Авт.) была полна народу, а крепостные ворота охранялись усиленным нарядом конной полиции. Усиленным был и конвой, доставивший подсудимых в суд и охранявший их во время процесса.
Предпринятые меры предосторожности были объяснимы - на скамье подсудимых находился известный гочу, житель села Новханы Гаджи Мешади Гаджи оглу со своими приспешниками. Лица, давшие показания на предварительном следствии, а затем выступившие в качестве свидетелей на суде, заявили, что тот ненавидел религиозного деятеля. О причинах этой ненависти детально поведал суду известный мусульманский общественный деятель, присяжный поверенный (адвокат. - Авт.) Мустафа бек Алибеков.
Жалоба, ставшая роковой
По его словам, в 1906 году рядом известных мусульман было учреждено в Баку общество "Гидаят", которое поставило перед собой цель преследовать преступников, совершавших убийства, похищения людей с целью выкупа, и т.п. В правление общества вошли как гражданские лица, так и религиозные деятели, в числе которых был и молла Рухулла Ахундов. Председателем общества был избран бакинский губернский казий Мирмамед Керим Мирджафарзаде. Об авторитете "Гидаята" может свидетельствовать тот факт, что в правлении общества состоял Гаджи Зейналабдин Тагиев, а Иса бек Мустафа бек Алибеков, который сначала был секретарем, затем стал поверенным общества.
Мустафа бек Алибеков рассказал суду, что учреждение общества "Гидаят" было положительно встречено официальными кругами: "В 1903-1905 годах убийства, грабежи, кровная месть приняли такие угрожающие размеры, что у мусульманского общества возникла вполне естественная мысль принять участие в борьбе со злом наряду с полицией. Мусульманское общество знало всех головорезов, но никто не отваживался вступить в борьбу с ними. Такой порядок вещей вел к полной моральной и хозяйственной дезорганизации населения. Мы собрались в мечети, чтобы обсудить создавшееся положение. Чаша терпения была переполнена. Было принято решение о создании общества для борьбы с вредными элементами мусульманского населения. Решили назвать новое общество "Гидаят", что по-арабски означает "спасение". Когда общество начало функционировать, в правление его начали поступать многочисленные жалобы на кочи (гочу. - Авт.). Администрация в лице генерал-губернатора Фаддеева положительно отнеслась к целям и задачам общества. Все жалобы на преступления мусульман направлялись в общество для заключения. С нашим заключением Фаддеев весьма считался".
Выступая на суде, М.Алибеков также сообщил, что в первых числах ноября 1906 года в правление общества "Гидаят" поступила жалоба от группы жителей села Новханы. Они просили огородить их "от ига Гаджи Мешади Гаджи оглу", терроризировавшего местное население. В заявлении говорилось, что тот стоит во главе шайки, на совести которой немало убийств. Отмечалось, что ему покровительствуют районный пристав и сельский старшина. Жалобы аналогичного содержания новханинцами были направлены также в государственные учреждения, в частности бакинскому генерал-губернатору.
Правление общества поручило расследование молле Рухулле Ахундову, который близко знал жителей Новханы, т.к. имел здесь дачу. Проведенное им расследование подтвердило обоснованность жалобы сельчан. М.Р.Ахундов подготовил на сей счет обстоятельный доклад. Обсудив его, общество вынесло решение ходатайствовать о выселении Гаджи Мешади Гаджи оглу за пределы Кавказа. С тех пор, заявил суду М.Алибеков, последний возненавидел религиозного деятеля и задался целью убить ахунда. По словам М.Алибекова, не раз к Р.Ахундову приходили неизвестные, которые говорили, что получили от Гаджи Мешади Гаджи оглу предложение убить его, но ответили отказом. В частности, свидетель по имени Худаверды показал на суде, что за убийство ахунда ему было обещано 300 рублей. Другой свидетель за отказ убить Ахундова был оговорен Гаджи Мешади в краже денег и посажен в тюрьму.
Постановление общества "Гидаят" было направлено по назначению, но развития не получило. Как стало известно впоследствии на суде, Гаджи Мешади Гаджи оглу пользовался авторитетом у официальных лиц. Бакинский уездный начальник Лазарев показал на суде, что тот состоял сотрудником полиции и оказывал ей большие услуги. По распоряжению администрации ему было выдано оружие. Ничего предосудительного за ним уездный не замечал. В частности, уточнил Лазарев, он помог поймать известного преступника по имени Халыг. "К сожалению, разбойник ускользнул из рук городовых и околоточных надзирателей". Положительно характеризовал его и пристав подполковник Полторацкий, назвав бандита "ценным помощником полиции и сыска".
Ситуация изменилась с назначением бакинским градоначальником подполковника Мартынова. На основании ходатайства общества "Гидаят" Гаджи Мешади Гаджи оглу и его брат Али Баба в декабре 1909 года были арестованы и заключены в тюрьму. Решением от 23 января 1911 года братьям было запрещено проживание в пределах Бакинского градоначальства. Поэтому местом своего проживания они выбрали село Гекмалы, которое не входило в пределы градоначальства.
Среди бумаг моллы Рухуллы Ахундова следствие обнаружило черновик его обращения к градоначальнику. В нем говорится о преступной деятельности Гаджи Мешади Гаджи оглу. В конце прошения ахунд пишет: "Доведя до вашего сведения, я не хочу беспокоить вас о разборе этих дел потому, что никто из свидетелей из боязни ничего не расскажет. Я только заявляю вам, что кроме него и его людей у меня нет ни одного врага, и в случае убийства меня или моих детей виновником прошу считать только его. Надеюсь, вы поверите". Оригинал письма следователем был обнаружен в канцелярии градоначальника.
Защищали бандита на суде известные бакинские адвокаты князь Баратов, Макалинский, Леонтович, Кланк. Убедить суд в невиновности подзащитного им не удалось. Гаджи Мешади Гаджи оглу и трое его подельников были приговорены к 20 годам каторжных работ каждый.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: