Автор: Мехмет Фатих ОЗТАРСУ Тбилиси
Армения пережила кратковременный энергетический кризис в связи с приостановкой подачи электроэнергии из Ирана в начале текущего месяца. Наряду с Гюмри и Ванадзором 2 ноября от отключения электричества пострадало 70% Еревана, что поставило под большое сомнение энергетическую политику правительства.
Вкупе с этим ремонтные работы, проводимые тогда на ядерной электростанции, обеспечивающей в нормальных условиях 35% энергетических потребностей столицы, создали очень трудное положение в Ереване.
Министерство энергетики и природных ресурсов Армении заявило, что ремонтно-профилактические работы на АЭС, начатые 22 сентября, будут завершены к концу ноября, а потребности в электроэнергии в течение этого периода будут обеспечиваться Ираном. Было отмечено, что причиной кратковременного отключения электроэнергии послужило проведение 2 ноября ремонтно-профилактических работ на иранской линии электропередачи. Министр энергетики Армен Мовсисян заявил, что существующая линия изрядно устарела и поэтому в самые короткие сроки требует усовершенствования.
Как следствие сбоев в поставках природного газа и электроэнергии, различные общественные организации Армении активизировали работы, связанные с внедрением альтернативных источников энергии.
Политики, выступающие за использование в среднесрочной перспективе внутренних ресурсов страны для обеспечения собственных потребностей в электроэнергетике, утверждают о необходимости реализации инициатив, предполагающих применение водных ресурсов. Нацеленная на уменьшение энергозависимости от России и Ирана, данная тема находит весомую общественную поддержку. В настоящее время речные и водные энергоресурсы страны тщательно исследуются.
Сегодня в Армении функционирует около десятка ГЭС, обеспечивающих треть производства электроэнергии в стране. Стремясь увеличить производительность сектора энергетики, Армения налаживает энергетическое сотрудничество с Ираном, составной частью которого является проект строительства Мегринской ГЭС на реке Араз. Финансовым спонсором крупномасштабного проекта стоимостью $350 млн. выступает Иран. Завершить строительство ГЭС планируется в 2016 году. При этом данный проект сталкивается с резким протестом со стороны соседнего Азербайджана, по территории которого также протекает Араз. В Баку исключают любое региональное сотрудничество с Арменией, пока та не вывела войска с оккупированных территорий Азербайджана. Более того, Армения до сих пор не присоединилась к международной конвенции "О трансграничных водах" и продолжает оказывать негативное воздействие на водные ресурсы в обход международных норм.
Жизненно важное значение для Армении имеют также Арпачайское водохранилище и западная часть реки Араз. Но неблагоприятное географическое расположение этих водоемов не способствует активному развитию проектов, связанных с этими ресурсами. Еле-еле поддерживая финансирование малогабаритных энергостанций на западе страны, Армения не может позволить себе активное участие в реализации еще одного регионального проекта на реке Дебед, протекающей у границ с Грузией. К тому же реализация этого проекта тормозится еще неурегулированностью вопросов, связанных с использованием водных ресурсов двух стран.
С другой стороны, Мецаморская АЭС, работающая с 70-х годов прошлого столетия, способна обеспечить 40% энергетических потребностей страны. На протяжении многих лет после землетрясения 1988 г. в Спитаке, нанесшего огромный урон электростанции, соседние государства всеми силами добиваются закрытия АЭС, чтобы не допустить нанесения ущерба странам региона.
Эта проблема не сходит также с повестки дня Европейского союза, который неоднократно заявлял о необходимости закрытия объекта до 2016 г. Но то, с какой настойчивостью Ереван продолжает эксплуатацию АЭС, еще больше запутывает ситуацию. Армянские официальные лица признают опасность, исходящую от АЭС, но в то же время заявляют об отсутствии каких-либо других альтернатив, способных обеспечить энергетические потребности страны. Вопрос других источников энергии в случае закрытия Мецаморской АЭС вызывает бурные дискуссии и усиление противостояния между правительством и их оппонентами. По оценкам специалистов, в ближайшие годы зависимость Армении от водных ресурсов будет неуклонно расти.
В 2013 году Армения столкнулась с повышением цен на российский газ, которое непосредственно повлияло на остальные секторы энергетики страны. Ереван понимает, что для работы электростанций и сельскохозяйственных угодий требуется более активное использование водных ресурсов, но из-за нехватки мощностей и отсутствия энергетического партнера в регионе эта страна переживает большие внутриполитические проблемы. Армянский газовый кризис совпал с заявлением турецких чиновников о планируемом строительстве новой плотины на реке Араз - всего в 2 километрах от границы с Арменией, недалеко от города Игдыр. Причем турецкая сторона не скрывает, что данный объект будет препятствовать использованию водных ресурсов Араза армянской стороной, что вызвало резкое недовольство в Армении. Невозможность участия Еревана в этом и ряде других проектов вроде улучшения системы ирригации на реке Арпачай или строительства плотин вкупе с неудачами армянского руководства в доселе замороженном процессе нормализации отношений с Турцией является козырем в руках армянской оппозиции. Отрицающие возможность компромиссного решения проблем армянские официальные лица заявляют об установлении "водного эмбарго" со стороны Турции.
С другой стороны, на повестке дня - ситуация на Сарсангском водохранилище. Объект находится на территории оккупированного Арменией Нагорного Карабаха. В августе 2013 г. руководство самопровозглашенной республики заявило о рациональности совместного использования Сарсангского водохранилища с Азербайджаном. Баку, конечно же, не придал значения заявлению армянских сепаратистов. Да и нет необходимости Азербайджану в сотрудничестве с Арменией в каких-либо энергетических инициативах.
Турция полностью поддерживает позицию Азербайджана относительно совместного использования водных ресурсов, и поэтому в ближайшей перспективе привлечение Армении со стороны Турции к каким-либо энергетическим проектам является нереальным.
Таким образом, "энергетическое эмбарго" соседей по отношению к Армении, спровоцированное конфликтом в Нагорном Карабахе, продолжит оказывать пагубное влияние на экономическую, да и политическую ситуацию в этой стране. И пока Армения будет вести агрессивную политику против своих соседей, вопрос совместного использования с Ереваном трансграничных водных ресурсов в энергетических целях не представляется возможным.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: