Автор: Фуад ГУСЕЙНАЛИЕВ Баку
Грузия, Турция, Украина, Румыния, Швейцария… А совсем недавно к данному списку присоединилась и Греция. Именно в этих странах Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) приобрела активы за минувшие пару лет.
Последним приобретением SOCAR стала покупка 31% акций греческой газораспределительной госкомпании DESFA у Фонда по управлению государственным имуществом Греции (HRADF) и еще 35% акций компании Hellenic Petroleum SA (Греция).
Хотя буквально за пару дней до подписания соглашения о купле-продаже пакета акций DESFA в ряде греческих и российских СМИ прошла информация о срыве сделки, так как поступило предложение от российского "Газпрома". Однако все это в конечном счете оказалось лишь уткой.
Каких-то 15 лет назад трудно было представить SOCAR в виде владельца нефтехимического комплекса в Турции, газораспределительных сетей в Грузии и Греции, сети автозаправок и баз снабжения в Украине, Швейцарии и Румынии. Хотя это далеко не полный перечень всех активов SOCAR.
Компания, которая еще в конце 1990-х годов не могла найти средств элементарно на бурение разведочных скважин, сегодня сама инициирует и готова финансировать строительство такого масштабного проекта, как Трансанатолийский газопровод (TANAP), который протянется с востока Турции до запада и откроет путь для азербайджанского газа в Европе.
Вот так, на примере развития одной компании, можно проследить лишь малую толику преференций, полученных Азербайджаном от реализации нефтяной стратегии, точнее, только первого этапа, огранивающегося разработкой месторождений "Азери - Чираг - Гюнешли". Следующим же этапом станут разработка газовых ресурсов страны, а также их доставка на рынки сбыта. И тут все делается своевременно.
Для многих стран, в особенности в Европе, энергобезопасность стала синонимом слов национальная безопасность и суверенитет. Именно об этом говорил президент Азербайджана Ильхам Алиев на подписании инвестиционного соглашения по второй стадии разработки месторождения "Шахдениз", прошедшем в середине декабря 2013 года в Баку: "Проект "Шахдениз-2" - это проект энергетической безопасности. Энергетическая безопасность каждой страны неотделима от ее национальной безопасности. В 1990-х годах, когда подписывался проект "Шахдениз", это было не так. Но сегодня это уже реальность".
Поэтому Европа стремится максимально разнообразить источники поставок "голубого топлива", стремясь снизить зависимость от крупнейшего поставщика - России.
Истощение собственных запасов энергоресурсов на севере континента, нестабильность на Ближнем Востоке и в Северной Африке - традиционных поставщиках газа в Европу, неурегулированность ядерной проблемы Ирана, а также привязанность инфраструктуры Казахстана, Узбекистана и Туркменистана к российским сетям делают Азербайджан чуть ли не единственным альтернативным источником газа.
Причем Азербайджан уже обеспечил собственную энергетическую безопасность, доведя уровень газификации в стране до 95%. Официальный Баку приложил руку также и к энергобезопасности в региональном масштабе - Грузия практически все потребности удовлетворяет за счет азербайджанского газа. Более того, SOCAR, как было указано выше, является оператором газотранспортных сетей соседней страны. Поставки газа в Турцию хотя пока и не столь значимы (в пределах 6 млрд. кубометров) в масштабах растущих потребностей страны, но играют роль альтернативы и позволяют братской стране иметь более четкую позицию в переговорах с другими поставщиками. Нельзя забывать также о поставках газа в Россию, которая сама является главной скрипкой в вопросах снабжения "голубым топливом" Европы и стран СНГ. Азербайджан, поставляя до 1,5 млрд. кубометров газа в год в южные регионы России, обеспечивает более гибкие и, несомненно, дешевые условия снабжения потребителей северного соседа, нежели это делал бы "Газпром", прокачивая газ через не одну тысячу километров с месторождений Сибири.
Но официальный Баку не ограничивается только региональными масштабами, которые не предоставляют необходимого уровня диверсификации рынков, а также объемов потребления. В этом отношении особо примечательным был 2013 год, прошедший под знаком "Шахдениз".
Летом 2013 года произошло давно ожидаемое событие - был выбран маршрут транспортировки азербайджанского газа в Европу. Однако, вопреки ожиданиям, им стал не активно продвигаемый и рекламируемый последние несколько лет проект Nabucco в его укороченной версии, а Трансадриатический трубопровод (TAP). В принципе выбор был основан сугубо на коммерческих оценках.
Как писал R+, протяженность TAP составляет около 900 км, тогда как Nabucco West на 400 км длиннее, а значит, и затрат на строительство было бы больше. Кроме того, TAP пройдет по территории трех государств - Греции, Албании и Италии, а Nabucco West - четырех: Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии. Эти два момента, несомненно, отражаются на тарифах транспортировки газа и ставят TAP в выигрышное положение. Но в вопросах строительства газопроводной сети определяющим фактором являются рынки сбыта. И тут TAP предоставляет очевидные преимущества.
Конечной точкой газопровода станет итальянский Сан-Фока на "каблуке итальянского сапога". Италия в последние годы испытывает проблемы с обеспечением необходимых объемов газа. При потребности в 80 млрд. кубометров в год страна импортирует около 70 млрд. Основными поставщиками являются Россия, Алжир, Ливия, Норвегия и Катар. Однако нестабильность в Алжире и Ливии привела к перебоям в поставках газа, и страна активно ищет новые источники, чтобы не увеличивать зависимость от России, откуда и так поступает почти четверть всего импорта. Азербайджанский газ как раз может сыграть роль той самой спасительной линии по диверсификации источников импорта.
Греция же, по территории которой пройдет TAP, давно заинтересована в поставках азербайджанского газа. Она даже получала его в рамках контрактов по реэкспорту, проводимых турецкой Botas. Хотя потребности страны отнюдь не сопоставимы с Италией, но и здесь имеется ряд преимуществ. Именно в этих двух странах Европы сформировались наиболее высокие цены на газ. Это связано в первую очередь с отдаленностью от основных ресурсных месторождений на севере континента. Газ из России преодолевает не одну тысячу километров по территории нескольких государств, прежде чем попасть на основной рынок сбыта, что, конечно же, влечет высокие транзитные расходы. Оптовая цена на импорт газа в этих странах на 15-20% выше среднеевропейского показателя. Если в среднем в Европе цена на 1000 кубометров газа составляет порядка $400, то в Греции и Италии достигает $470-500.
Как официальные лица, так и почти все эксперты считают, что TAP предоставляет намного большую выгоду, нежели Nabucco West. А некоторые вообще высказались довольно категорично, отметив, что у Nabucco, как и у Nabucco West, вообще никогда не было шансов на реализацию.
Однако в данном случае следует учесть перспективы роста добычи газа в Азербайджане и открытия новых месторождений. Ведь, по нынешним оценкам, запасы газа в стране оцениваются в 3 трлн. кубометров, что позволит добывать более 50 млрд. кубометров газа в год. А TAP с мощностями прокачки в 10 млрд. кубометров в год и даже с учетом двукратного расширения не сможет "переварить" перспективные объемы добычи. А значит, через какие-то 10 лет мы можем увидеть и реализацию проекта Nabucco West или какого-либо другого, предусматривающего поставку азербайджанского газа в направлении Центральной Европы.
Более того, определенная работа в этом направлении уже ведется. "Я надеюсь, что в предстоящие годы мы проведем вместе с нашими партнерами в Румынии, Венгрии и Австрии активную работу по продолжению трубопровода и в этом направлении", - сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев на церемонии подписания инвестиционного соглашения.
Практически сразу же после выбора TAP в качестве основной транспортной магистрали для азербайджанского газа в Европу основные акционеры проекта "Шахдениз" приобрели доли в проекте газопровода.
SOCAR и BP приобрели в проекте по 20% долевого участия, Total - 10%. Кроме того, крупнейший оператор по транзиту газа в Европе - бельгийская компания Fluxys также решила присоединиться к TAP, приобретя 16% долевого участия.
Таким образом, долевое распределение в проекте TAP выглядит следующим образом: ГНКАР - 20%, BP - 20%, Statoil - 20%, Fluxys - 16%, Total - 10%, E.ON - 9% и EGL-Axpo - 5%.
Уже в сентябре акционеры "Шахдениз" подписали долгосрочные контракты по продаже газа в рамках второй стадии разработки месторождения с девятью европейскими компаниями.
Покупателями азербайджанского газа со Стадии-2 "Шахдениз" стали Gas Natural Fenosa, DEPA, E.ON, GDF-Suez, HERA Trading, EGL-Axpo, Enel, Shell и BULGARGAZ, отобранные из 15 компаний, подавших заявки о приобретении газа объемом почти в 2 раза больше озвученного предложения. Срок контрактов - 25 лет, а общий объем поставок - 10 млрд. кубометров в год. Совокупный приблизительный доход от продажи газа в рамках данных контрактов прогнозируется на уровне $200 млрд.
"Думаем, что партнерство, основу которому положили данные соглашения, даст нам уникальную возможность для других рынков Европы наладить связи с Азербайджаном, где имеются крупные запасы газа. Я имею в виду глубокозалегающие газовые пласты, которые планируется разрабатывать на "Шахдениз" и "Азери - Чираг - Гюнешли", потенциал месторождений "Абшерон" и "Умид", очень перспективные структуры "Шафаг - Асиман" и "Бабек". Все это дает нам основание надеяться, что мы перешагнем границы Болгарии, Греции и Италии", - отметил на церемонии подписания соглашений глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев.
Для разработки же всех этих площадей требуются современные буровые установки, которые SOCAR уже взялась строить. Летом 2013 года было подписано соглашение между компанией CDC (SOCAR принадлежит 92%) и сингапурской Keppel Fels о строительстве первой подобной ППБУ (полупогружная буровая установка) стоимостью $1 млрд. Предполагается строительство еще трех таких установок.
Согласно прогнозам, в рамках Стадии-2 в целом будет добываться 16 млрд. газа, из которых 6 млрд. распределят в Азербайджане, Грузии и Турции, остальные 10 млрд. будут экспортироваться в Европу. Из этого объема по 1 млрд. кубометров газа получат Болгария и Греция, остальные 8 млрд. достанутся Италии.
По словам вице-президента ВР Ала Кука, в перспективе часть газа, поставляемого в Италию, может перенаправляться и в другие страны Центральной Европы. Причем в первую очередь упор будет сделан на близлежащие вокруг TAP страны - Албанию, Черногорию, Хорватию.
При этом перед SOCAR открывается непаханая целина - Албания и Черногория вообще не являются потребителями газа. В связи с этим компания уже начала переговоры с правительствами обеих стран для налаживания газовой инфраструктуры.
Наконец, главным событием минувшего года стало подписание долгожданного инвестиционного соглашения по второй стадии разработки газового месторождения "Шахдениз", которое назвали "Контракт XXI века". На церемонии подписания присутствовали президенты Азербайджана и Черногории, главы правительств Хорватии, Албании, Грузии, Болгарии, МИД Великобритании и Италии, министерства энергетики Турции, высокопоставленные представители ЕС.
Общий объем инвестиций в данный проект с учетом строительства газопроводов TANAP и TAP составит $45 млрд., что позволит создать инфраструктуру протяженностью 3,5 тыс. км для доставки азербайджанского газа. В расположенных вдоль маршрута странах будет создано более 30 тыс. новых рабочих мест.
В рамках всех работ по Стадии-2 только в Азербайджане откроется 10 тыс. рабочих мест. Инвестиции в данные работы составят $28 млрд., что позволит добывать на максимуме 16 млрд. кубометров газа в год. Добычу газа в рамках "Шахдениз-2" предусмотрено начать в 2018 году. В целом же на пике добычи с двух стадий разработки "Шахдениз" общая добыча превысит 25 млрд. кубометров газа в год. Добыча же конденсата с месторождения возрастет с 55 тыс. баррелей в сутки до 120 тыс. баррелей.
В рамках подписания инвестиционного соглашения был принят еще ряд судьбоносных для проекта решений. В частности, британская BP стала акционером проекта TANAP, получив 12% из доли SOCAR, у которой осталось 68%, еще 20% - у Botas.
Кстати, BP и SOCAR выкупили также часть доли норвежской Statoil в контракте о разработке месторождения "Шахдениз". По данным Statoil, эти две компании выплатят $1,45 млрд. за 10-процентную долю в "Шахдениз". При этом BP приобретает 3,3%, увеличив свою долю до 28,8%, а SOCAR - 6,7%, доведя свою долю до 16,7%. У Statoil останется 15,5%. Сделку планируется закрыть в этом году.
Между тем BP как оператор "Шахдениз" уже задумывается над третьей фазой разработки месторождения. "Глубокая разведочная скважина, пробуренная на месторождении в 2007 году, показала хорошие запасы в более глубокозалегающих пластах. Надо провести полномасштабную разведку. Там нужна новая технология, которая еще разрабатывается, ведь кроме глубины залегания пластов там газ более высокого давления. По своей интуиции и опыту могу сказать, что там большие запасы газа, которого хватит до следующего века", - сказал глава BP Роберт Дадли.
Запасы газа в коллекторах, планируемых разработать в рамках Стадий-1 и 2, составляют 0,9 трлн. кубометров, а с учетом более глубоких пластов, рассчитываемых уже на Стадию-3, - 1,4 трлн. кубометров. А чтобы акционеры "Шахдениз" могли более уверенно планировать работу, Азербайджан продлил срок разработки месторождения до 2048 года.
Еще одним определяющим решением по разработке "Шахдениз" стало намерение увеличить добычу газа с месторождения уже в ближайший год. В рамках Стадии-1 к концу года добыча газа увеличится до 10,4 млрд. кубометров в год, тогда как ранее планировалось достичь максимума в 9 млрд. По словам вице-президента BP по проекту "Шахдениз" Ала Кука, лишний объем в 1,4 млрд. кубометров газа в год будет реализован Азербайджану.
Незамеченным не прошло также решение правительства РФ денонсировать соглашение от 1996 года о транзите азербайджанской нефти по трубопроводу Баку - Новороссийск.
Российская сторона связала расторжение договора с убытками, которые несет акционерная компания "Транснефть" за эксплуатацию трубопровода.
Для Азербайджана этот шаг отнюдь не стал роковым, страна прокачивает подавляющее большинство добываемой нефти по артериям Баку - Тбилиси - Джейхан и Баку - Супса. Хотя SOCAR и "Транснефть" вели определенные переговоры по заключению нового соглашения, к общему знаменателю прийти не удалось, и российская трубопроводная компания уже проводит работы по консервации части трубопровода до Махачкалы. Новое дыхание данный маршрут может получить уже в другом направлении. Заинтересованность в прокачке нефти в Баку и, возможно, дальше по БТД проявил российский гигант "Роснефть". В ходе визита президента РФ Владимира Путина в Баку стороны заключили меморандум по данному вопросу и сейчас просчитывают варианты.
2014 год, в принципе, должен быть более спокойным, так как все необходимые решения по экспорту азербайджанского газа в Европу уже приняты. Сейчас предстоит кропотливая работа по размещению необходимых контрактов, их выполнению, чтобы через пять лет заявить о новом источнике обеспечения энергобезопасности Европы.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: