Автор: Магеррам ЗЕЙНАЛ Баку
Среди множества гипотез, физических моделей и теорий, созданных гениальным физиком Львом Давидовичем Ландау, была одна, простая для понимания каждого. И теории этой он придерживался всю свою жизнь. Каждый человек, говорил Ландау, достоин счастья, и кроется это счастье в простом "триумвирате" - работе, любви и друзьях. Поставив во главу угла этот принцип еще в детстве, Лев Давидович следовал ему всю свою жизнь.
Работа
Нобелевский лауреат, академик Ландау является поистине легендарной фигурой в мировой науке. Его гений охватил сразу множество направлений в физике. Квантовая механика, физика твердого тела, магнетизм, физика низких температур, сверхпроводимость и сверхтекучесть, физика космических лучей, астрофизика, гидродинамика, квантовая электродинамика, квантовая теория поля, физика атомного ядра и физика элементарных частиц, теория химических реакций, физика плазмы - все это далеко не полный перечень областей, в которые внес свой вклад наш соотечественник.
Ландау был родом из состоятельной бакинской семьи, а потому родители могли позволить сыну учебу на дому и частных педагогов. У семьи была гувернантка-француженка, детям преподавали музыку, языки, живопись. Еще в те самые ранние детские годы Лев показал себя смышленым и трудолюбивым мальчиком, однако все его трудолюбие уже тогда было направлено в сторону точных наук. Хотя родители старались сделать из него музыканта, судьба и талант мальчика решили иначе.
Его мать, Любовь Вениаминовна, преподавала естествознание в гимназии, и когда будущий великий физик поступил в гимназию, он уже достаточно хорошо для своих восьми лет разбирался в точных науках. В возрасте 12 лет он отправился учиться в Бакинский экономический техникум, а в 14 лет Ландау поступил в Азербайджанский государственный университет, причем сразу на два факультета - физико-математический и химический.
Юный Лев Давидович отличался огромной работоспособностью. Несмотря на молодость, он не только смог учиться лучше других, да еще и сразу в двух отраслях, но и был переведен в Ленинградский университет по настоянию преподавателей, увидевших в нем большой потенциал.
В 21 год он публикует свою фундаментальную работу по диамагнетизму, которая ставит его в один ряд с мировыми физиками. Государство отправляет молодого гения в полуторагодовую научную командировку для продолжения образования в Берлине, Геттингене, Лейпциге, Копенгагене, Кембридже, Цюрихе. Ландау в те годы много путешествует, встречается с другими видными учеными того времени.
Однако очень скоро наступают роковые тридцатые, Советский Союз готовится к войне и мировой революции и делает своих ученых практически невыездными. Для Ландау коллегам удается сделать всего одно исключение и обеспечить его участие в лекции Нильса Бора в Копенгагене. В основном же Ландау в этот период работает и преподает в Москве и Харькове. К концу тридцатых он создает теорию фазовых переходов второго рода и теорию промежуточного состояния сверхпроводников.
При этом в качестве своего рода отдыха Ландау занимается астрофизикой. Он предсказывает существование нейтронных звезд, которые обнаружат лишь спустя несколько десятилетий.
В своем знаменитом бестселлере "Краткая история времени" известный физик Стивен Хокинг также отмечает, что советская наука 30-х была изолирована, и открытия по обе стороны "железного занавеса" часто совершались одновременно. Говоря о модели холодных звезд, разработанной на Западе Субраманьяном Чандрасекаром, он пишет: "Приблизительно в то же время аналогичное открытие сделал советский физик Л.Д.Ландау. Выводы Чандрасекара и Ландау имели важные следствия относительно судьбы звезд с большой массой".
К последующим работам Ландау относятся теории сверхтекучести жидкого гелия, квантовой жидкости, колебаний электронной плазмы, сверхпроводимости, ферми-жидкости.
В 1962 году Лев Давидович Ландау был выдвинут на присуждение Нобелевской премии по физике двумя учеными: Вернером Гейзенбергом, который выдвигал Ландау на соискание Нобелевской премии еще в 1959 и 1960 годах, и Джоном Пелламом из Калифорнийского технологического института.
Любовь
В среде бакинской, а потом и советской интеллигенции Лев Ландау и его жена Кора считались образцовой и очень известной парой. Настолько известной, что подчас они становились объектами разного рода кривотолков. Конкордию (Кору) Терентьевну Дробанцеву, выпускницу химического факультета, Лев встретил в начале 30-х. С 1934 года они стали жить вместе. Ландау считал, что более всего разрушают брак ложь и ревность, и потому с самого начала предложил фактической супруге не подписывать никаких официальных документов и не устраивать церемоний. Номенклатурным кругам, адептам ханжеского советского пуританства совсем не нравилось, что коммунист, ученый с мировым именем избрал себе такой путь.
Лев и Кора долго отбивались от критиков чужого образа жизни и заключили официальный брак только 5 июля 1946 года, за несколько дней до рождения их сына Игоря.
Друзья
Лев Давидович не был классическим "киношным" гением-ученым, хмурым, злобным и замкнутым. Напротив, он имел весьма открытый характер, был общительным, отличался красноречием и более всего любил шутить. Племянница физика Майя Бессараб в своей книге "Так говорил Ландау" пишет: "Дау (Ландау) вообще избегал нравоучительных бесед, а если что и говорил, то в очень легкой форме, в виде шутки, анекдота, пословицы, чтобы это не было похоже на нотацию. "Мой сын никогда не скажет, что я зануда", - пояснял Дау".
У Ландау было много друзей, и однажды это спасло ему жизнь. Конечно, речь идет о конце 30-х, когда лучшие люди становились жертвами репрессий.
Майя Бессараб пишет, как в ночь на 28 апреля 1938 года Ландау арестовали. На нервной почве у него отказали ноги, и двое чекистов вынесли его через порог под руки.
Это было время, когда Ландау занимался теоретическим обоснованием сверхтекучести жидкого гелия и буквально стоял на пороге открытия. Именно за эту работу он впоследствии будет удостоен Нобелевской премии. Такое поведение гелия обнаружил Петр Капица, под началом которого с 1937 года работал Ландау. У Ландау было много друзей в СССР и за рубежом. Это были честные, бескорыстные люди, физики, всегда и везде помогавшие своему другу Дау. И один из них, великий физик Петр Капица, безусловно, шел на огромный риск, когда писал письма Сталину и Берии с просьбой выпустить на свободу своего молодого талантливого коллегу, причем под личную ответственность. В тот период уже хорошо было известно, что в таких случаях есть лишь два пути: либо арестованного отпустят, либо достанется и просителю.
Капица начал долгую и небезопасную кампанию за освобождение своего ведущего теоретика. Вступился за любимого ученика и друга и патриарх современной физики Нильс Бор - фактически главный физик той эпохи. Дело принимало нежелательный для властей оборот, и спустя год Ландау освободили.
Любимые друзья, работа и жена сделали великого физика Льва Ландау по-настоящему счастливым. За всю свою жизнь он ни разу не отступил от принципа этого "триумвирата" и всячески его проповедовал. К сегодняшнему дню сняты документальные и художественные фильмы об этом замечательном человеке. Нет уже ни жены, ни тех, кто его лично знал, а последний друг Льва Давидовича, лауреат Нобелевской премии физик Виталий Гинзбург, ушел из жизни пять лет назад. Однако дело, которым был занят всю свою жизнь Ландау, продолжает жить, потому что нет, наверное, работы достойнее, больше и важнее, чем понимание Вселенной.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: