Автор: Фуад ГУСЕЙНАЛИЕВ Баку
Еще не успели засохнуть чернила под инвестиционным соглашением по "Шахдениз-2", предусматривающим вторую стадию разработки этого гигантского газового месторождения и открывающим путь азербайджанского газа в Европу, как ряд других добывающих стран стали выражать заинтересованность в использовании создающегося маршрута для экспорта своего "голубого топлива" в Старый Свет.
В ходе визита министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова в Ирак обсуждалась также возможность доступа этой страны к Южному газовому коридору.
Министр заявил журналистам в иракской столице, что чиновники в Багдаде уже проявили заинтересованность в присоединении к масштабному проекту, сообщает турецкое агентство Hurriyet со ссылкой на Agence France Press.
"Это огромный проект... и есть возможность, если Ирак также заинтересован, поставлять по нему и его собственный природный газ", - сказал Мамедъяров на совместной пресс-конференции со своим иракским коллегой Хошияром Зибари.
"Любые другие страны, которые уже выразили заинтересованность, в том числе Ирак, также, если хотят, могут присоединиться к проекту Южного газового коридора, и мы готовы начать переговоры", - сказал Мамедъяров.
В данном случае речь идет о возможности прокачки иракского газа по Трансанатолийскому трубопроводу (TANAP) в Турции до границ с Грецией. Далее же маршрут может быть разным - это и Трансадриатический газопровод (TAP) в Италию, или же вариант возрождения Nabucco West в Австрию.
Азербайджан и сам, основываясь на собственных ресурсах, в ближайшие годы собирался реанимировать Nabucco West.
"Я надеюсь, что в предстоящие годы мы проведем вместе с нашими партнерами в Румынии, Венгрии и Австрии активную работу по продолжению трубопровода и в этом направлении", - заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев 17 декабря на церемонии подписания инвестиционного соглашения по "Шахдениз-2".
"Существует потенциал расширения Южного газового коридора в предстоящие годы, который охватит крупных поставщиков газа на Ближнем Востоке. А это, в свою очередь, может стать очень большим вкладом в энергетическую безопасность Европы. Возрастет конкуренция на газовом рынке Европы. А это сделает цены на энергоносители более приемлемыми", - сказал на этой же церемонии глава МИД Великобритании Уильям Хейг.
Добыча газа в Азербайджане, обладающего запасами в 3 трлн. кубометров, в предстоящие несколько лет возрастет до 40-50 млрд. кубометров с учетом пока еще таких разведываемых месторождений, как "Бабек", "Умид", глубокозалегающих пластов блоков "Азери-Чираг-Гюнешли", "Абшерон", и ряда других. Естественно, мощностей одного трубопровода TAP в 10 млрд. кубометров даже с учетом возможности двукратного расширения не хватит на прокачку таких объемов газа. Это и актуализирует реанимирование Nabucco West.
Привлечение же иракского газа в трубопроводные проекты TANAP, TAP и Nabucco West позволит значительно улучшить экономическую эффективность и ускорить их окупаемость.
Обладая огромными нефтяными ресурсами (в пределах 120-140 млрд. баррелей), Ирак до последних лет особо не задумывался о газовой составляющей. Однако именно Ирак рассматривался Евросоюзом в качестве еще одного источника для заполнения "замороженного" трубопровода Nabucco.
Запасы газа в этой ближневосточной стране приближаются к уровню 3 трлн. кубометров. Правда, в основном эти ресурсы (на 90%) расположены в северной части страны - провинции Иракский Курдистан.
И здесь основная проблема может быть только с политическим урегулированием экономических споров. Как уже писал R+, согласно иракской конституции, доходы курдской автономии должны делиться между официальным Багдадом и Эрбилем в соотношении 83 и 17% соответственно. Курдские власти не против такого раздела, но при условии, что активы будут переводиться непосредственно на счета регионального правительства, с чем не согласно центральное руководство Ирака.
Но в любом случае подобные разногласия вряд ли способны затормозить процесс превращения Ирака в регионального газового игрока. Со своей стороны шаги для улучшения ситуации делает и Турция, крайне заинтересованная в стабильности как Ирака в целом, так и Иракского Курдистана в частности. Ведь в данном случае Турции удастся убить одним выстрелом двух зайцев - попытаться решить, наконец, застарелую проблему с курдскими террористами, а также превратиться в важный энерготранспортный узел на пути в Европу. И в этом вопросе Азербайджан также предпринимает определенные шаги, способствующие долгосрочным стратегическим целям как Баку, так и Анкары. Переговоры главы МИД Азербайджана в Ираке можно расценить и с этой точки зрения.
Еще одним же "клиентом" для TANAP и его продолжений в Европу может стать Иран. Потепление отношений с Западом в свете возможности урегулирования ядерной проблемы Исламской Республики открывает путь для иранского газа в Европу. Ведь Иран, так же как и Ирак, был одной из ресурсных баз для проекта Nabucco и именно разногласия по ядерной программе Тегерана оставили его за бортом "газового пирога" Европы. Но смена более консервативного Махмуда Ахмадинежада на либерального Хасана Рухани реанимировала идею поставок иранского газа в Европу.
В Иране находится 18% мировых запасов природного газа. Однако доля страны в мировой добыче составляет лишь 5%, а в мировом экспорте - менее 1%. В декабре 2013 года генеральный директор национальной компании Ирана по экспорту газа Али Реза Камели определил главной целью страны рост доли на мировом газовом рынке до 16%. Причем экспорт газа планируется осуществлять не только трубопроводным транспортом, как сейчас, но и в виде СПГ. По данным TheWallStreetJournal, иранские власти рассчитывают на то, что ежегодно будут получать до $130 млрд. от торговли газом.
В связи с этим Иран и Турция начали переговоры о строительстве трубопровода, по которому иранский газ будет поставляться в Европу через турецкую территорию. На данном этапе предполагается, что трубопровод будет проложен через центральную часть Турции и протянется до Греции и его протяженность составит около 5 тыс. км. Хотя пока и не говорится о возможности использования трубопровода TANAP, но этот вариант, несомненно, заслуживает внимания сторон. Учитывая, что строительство TANAP протяженностью 1,7 тыс. км обойдется в $10 млрд., затраты на иранский маршрут будут минимум в 3 раза больше. А стоит ли вкладывать такие средства при возможности использования уже имеющейся инфраструктуры? Тем более что мощностей TANAP, по крайней мере на первичный объем транспортировки иранского газа, хватает. Хотя на первом этапе мощность газопровода составит до 20 млрд. кубометров в год, в дальнейшем возможно его расширение в два раза - до 32 млрд. кубометров.
В этой связи ближневосточным игрокам на газовом рынке стоит "пришпорить коней", чтобы успеть влиться в азербайджанский газовый поток.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: