Автор: Вафа ЗЕЙНАЛОВА Баку
Еще в 2007 году в Азербайджане Кабинетом министров был принят документ "Национальный куррикулум". Это долгосрочная стратегия, являющаяся, по сути, совершенно новой и принципиально иной концепцией образования, нежели та, к которой мы привыкли за 70 лет существования в Советском Союзе и которая по инерции продолжала действовать также после его развала в течение ряда лет.
Результаты функционирования устаревшей системы, как говорится, на виду. Уровень образования год от года ухудшался, а качество полученных знаний оставляло желать лучшего.
Образование образования
Но вот уже третий учебный год, как школы в Азербайджане перешли на пресловутый куррикулум. Пресловутый, потому что сама концепция этой системы пока остается китайской грамотой не только для учеников и их родителей, но даже для большинства преподавательского состава.
По сути, конечно, концепция куррикулума - дело нужное и хорошее. Как утверждают в Министерстве образования, национальный куррикулум направлен на формирование личности как основной движущей силы развития общества и обеспечение соответствующего уровня образования и навыков, необходимых для разрешения проблем и самостоятельного принятия решений. При этом принимается во внимание исключительное значение таланта и способностей каждой личности в условиях глобализации и универсализации общественно-политической, культурной и социальной жизни, увеличения роли информационных и коммуникационных технологий, усиления конкуренции.
Заметим, что творческий подход к процессу образования, уважение к личности ученика, студента, всестороннее его развитие - все это уже давно применяется в развитых странах. Для Азербайджана, как части постсоветского пространства, привыкшего к устаревшему "казарменному" подходу в образовании, к полнейшему обезличиванию учеников, новая система явилась своеобразной шоковой терапией.
Понятно, что сложно ждать быстрых и сразу же позитивных результатов от нововведений, которые непосильным грузом ложатся на хрупкие и неокрепшие плечи учеников. Сегодня многие родители недовольны слишком большими нагрузками и обильным количеством предметов, которые приходится изучать первоклассникам, огромными объемами учебного материала, сложного для усвоения шести-семилетними детьми.
Вот что говорит родительница Севда Мовсумова, мать дочери-четвероклассницы: "В советские годы в первом классе дети проходили семь предметов, включая физкультуру. В школе было по четыре урока в день. Нынешние же дети с первого класса проходят 11 предметов, включая три языка. В день с ними проводится по 5-6 уроков". При этом, считает родительница, в программу входит много лишних предметов, которые в первых классах затрагиваются лишь вскользь, в то время как через несколько лет дети их будут изучать более углубленно.
Алия Хагверди, мать десятилетней школьницы, считает, что программа по основным предметам в целом несложная, но изучать с первого класса три языка - чересчур сложно для шести-семилетних детей. С ней солидарна и Алла Мамедова, мать первоклассника, сама преподаватель: "Прежде чем изучать новый язык, детям надо сначала усвоить хотя бы один". К тому же, по мнению Мамедовой, перед первоклашками ставится непосильная задача - в день они изучают по одной новой букве. Для ребенка, не привыкшего к подобному ритму, это очень тяжело.
Качество учебников также оставляет желать лучшего. Мало того что они чересчур перегружены учебным материалом, часто сама подача материала представляет весьма неудобоваримую форму. По-видимому, создатели учебников так же мало знают о концепции куррикулума, как и все остальные. Но на все это еще можно было бы как-то закрыть глаза, если бы учебные пособия не изобиловали всевозможными ошибками. Особенно это касается переводных учебников.
Сложности в образовании, отсутствие четкой системы - это, на самом деле, издержки внедрения новой стратегии. Отсутствие же специально обученных кадров лишь усугубляет эту проблему - дети, которым не дается для передышки и часа, страдают. А нагрузки лишь возрастают. Нередко можно встретить объявления: "Ищу репетитора для первоклассника". Можно представить себе, как тяжело приходится еще вчерашним детсадовским малышам, когда, помимо систематических занятий в школе, нередко приходится также заниматься дополнительно с репетиторами, - это сильный удар по неокрепшему детскому организму, подрыв его из-за постоянных перегрузок. А перманентный стресс, в котором находятся школьники постарше, накладывает неизгладимый отпечаток на их нервную систему.
Какова мотивация?
Новость о переходе на двенадцатилетнее образование, да еще и продление ставшего уже привычным "усеченного" учебного года, родителей не вдохновила. Однако в беседе с R+ эксперт Руфат Алиев, руководитель и фасилитатор многих образовательных проектов, более 30 лет проработавший в системе образования, заметил, что нет ничего плохого в увеличении учебных часов, если учитывать европейский опыт. Но при этом все упирается в качество образования. Весь учебный процесс необходимо строить с учетом психологии детей.
Переход не должен быть механическим, то есть нельзя просто увеличить количество часов, утверждает эксперт. Последняя ступень общеобразовательной школы, включающая 10-11-й, а дальше и 12-й классы, должна воспитывать мотивированных детей (именно детей, а не безликих учеников) и быть качественно иной. "Обычные приоритеты сегодняшних абитуриентов - это поступление в вузы, - говорит Алиев, - в то время как система высшего образования не может вместить больше 30% всех желающих. Прежде всего должна быть восстановлена структура профессионально-технических училищ, которые предоставляли бы молодежи иной сценарий развития, нежели поступление в вуз, и при этом не оставляли их за бортом". По словам Руфат муаллима, в развитых странах доля профессионального образования в общем потоке весьма велика. К примеру, в Финляндии 47-48% абитуриентов выбирают для себя и ПТУ.
Существующая сегодня в мире тенденция раннего развития не понимается вовсе или понимается в искаженном виде, считает Алиев. Мозг ребенка развивается до 22-23 лет. Только после этого возраста формируется умение прогнозирования событий и анализа. Нынешние же родители, в том числе и в Азербайджане, не знают, что раннее развитие не предполагает загрузку ребенка занятиями с пеленок. Раннее развитие - это гармоничное развитие ребенка, предоставление ему свободы для развития и реализации.
Куррикулум, по словам эксперта, - это не учебная программа, это стратегия обучения. "Фактически это связано с формой экономического мышления, это маркетинг и менеджмент, - говорит Руфат Алиев. - На Западе, где развитые рыночные отношения, люди с детства приучаются мыслить экономическими категориями. У нас же нет подобного опыта в силу исторических причин".
Но тут возникает главный вопрос: почему эта блестящая идея реализуется с таким трудом и вызывает такое сильное отторжение у родителей и самих учащихся, не говоря уже о преподавателях?
"Хромающая методология"
Вся проблема в методологии преподавания. Само обучение методологии вызывает много вопросов, говорит эксперт в сфере образования, руководитель Объединения свободных учителей Малахат Муршудли. По ее словам, большинство педагогов до сих пор не понимают суть куррикулума и того, что это принципиально иной подход к процессу образования: "Еще в 2007 году после утверждения концепции национального куррикулума для педагогов были организованы десятидневные тренинги. Но и сам педагог должен хотеть работать над собой и понимать, что требования к преподаванию изменились, что подход, применяемый к ученикам в советское время, сейчас неуместен". Впрочем, весьма сложно изменить мировоззрение людей, проучившихся и всю жизнь преподававших в рамках старой образовательной системы, отправив их на десятидневный тренинг.
Все знают, что надо переходить на новую систему, но никто не знает как. Современные учителя с трудом представляют себе иной сценарий преподавания, нежели тот, к которому они привыкли. В рамках куррикулума упор делается не на прессинг и постоянный контроль над учеником и усвоенными им знаниями, а на формирование у него мышления, способности делать выводы, уметь высказывать свое мнение - то есть приоритет делается на личность ребенка. Примеров такой системы в мире немало. Несмотря на стратегию куррикулума, сегодня школьники продолжают заниматься зубрежкой и заучиванием по всем дисциплинам, в том числе по физкультуре и музыке.
Гюнель Джуварлинская, наша соотечественница, проживающая в Норвегии, мать двоих детей-школьников, младшему из которых четыре года, рассказывает: "Школьный год длится здесь дольше, чем мы привыкли, - почти весь июнь дети учатся, а с летних каникул возвращаются уже в середине августа. Но при этом на дом не задается уроков, весь материал обрабатывается и усваивается в школе, а вплоть до восьмого класса оценок в школе нет, чтобы избежать излишнего давления и контроля на учеников. Безусловно, некоторым родителям хочется знать, как успевает ребенок в школе; для этого каждую четверть родителям в письменном виде приходят отчеты об успеваемости их детей. Кроме того, очень большое внимание уделяется самовыражению ребенка, их учат выражать свое мнение по каждому поводу. Но самих детей при этом никогда не критикуют и не ругают".
Другим примером, приведенным Руфатом Алиевым, может стать известная книга одного из соучредителей компании Sony Масару Ибуки "После трех уже поздно". В этой книге он рассказывает о том, что мозг ребенка формируется до трех лет и в течение этого периода способен вместить огромные объемы информации, такие, для усвоения которых взрослому человеку могут понадобиться двадцать лет. Проблема в том, что и эту книгу у нас понимают искаженно, начиная целенаправленные занятия с ребенком чуть ли не с двух лет. При этом главным посылом этого труда является постулат "обучение, играя" и "создайте ребенку возможности для познания мира, окружите его предметами, книгами, музыкальными инструментами, красками и дайте возможность развиваться самому". Именно в ненавязчивой, чуть ли не игровой форме должен проходить процесс образования (уместно вспомнить при этом систему дошкольного образования), но главной трудностью является именно путь образования.
Подготовка кадров требует не одного года. "Наспех преподавания" в виде десятидневных тренингов для учителей недостаточно, а главное - несмотря на то, что национальный куррикулум - концепция образования вот уже с семилетним стажем, нет ни одного органа или структуры, которые контролировали бы ее надлежащее исполнение. Жертвами этой системы, точнее отсутствия оной, как всегда оказываются школьники...
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: