Автор: Нармина ВЕЛИЕВА Баку
Махмуд Рустамов принадлежит большой творческой династии. Его отец Аслан Рустамов и старший брат Теймур - известные скульпторы. Неудивительно, что с самого раннего детства Махмуд мечтал стать знаменитым скульптором и все свое время посвящал искусству. Уже в юношеские годы его талант был замечен. А в 2000 году Махмуд Рустамов стал обладателем премии "Скульптор года", присуждаемой Министерством культуры и туризма и Министерством молодежи и спорта. В разные годы молодой скульптор принимал участие в Международном бьеннале современного искусства в Баку, а в 2003 году был участником молодежной выставки "Март" в Москве. В творческой биографии художника несколько персональных и совместных выставок. Работы Махмуда выставлялись во многих странах мира. Он также является автором монументальных скульптурных работ как в Азербайджане, так и за рубежом.
- Махмуд, ваши работы не совсем обычные - некий сплав фантастики и реальности. Откуда черпаете идеи?
- Это другое пространство, параллельный мир, в котором я живу. В детстве я любил читать научную фантастику. У меня было прекрасное воображение! Зачитывался фантастикой, "путешествовал" по космосу вместе с героями книг, представлял, как живут марсиане. Наверное, детские фантазии и нашли свое отражение в моих работах. Мне нравится соединять несоединимое и создавать необычные скульптуры.
- Вы, как и ваш отец Аслан Рустамов, дядя и старший брат Теймур посвятили свою жизнь искусству скульптуры. Что вам нравится в этом деле?
- Действительно, сколько себя помню, вокруг меня всегда были картины и скульптуры. В детстве я любил проводить время в отцовской мастерской. С интересом наблюдал за тем, как он работает, и пытался сотворить нечто подобное. После школы поступил на факультет скульптуры Азербайджанского государственного училища им. Азимзаде, а затем встал вопрос, куда двигаться дальше и где продолжить образование - в Москве, Ленинграде или Тбилиси. Ехать никуда не пришлось. На мое счастье в тот год в Государственном университете искусств открылся скульптурный факультет, студентом которого я и стал. Потом были творческие мастерские при Академии художеств СССР под руководством Омара Эльдарова. Кстати, любовь к искусству привил моему отцу и его братьям мой дед Махмуд Рустамов. Он был достаточно успешным по тем временам предпринимателем - владел соляными озерами на Абшероне и заводом в Баладжаре. В домашнем архиве до сих пор хранится письмо Наримана Нариманова, в котором он просит деда помочь Красной армии и отправить на фронт несколько вагонов соли. Потом все имущество деда конфисковали, а его самого посадили на долгие десять лет. Дед скончался в 1967 году, за несколько месяцев до моего рождения, и меня назвали в его честь. Папа рассказывал, что дед очень любил музыку и искусство. Он настоял на том, чтобы его сыновья учились музыке и художественному искусству. Друзья деда, предприимчивые евреи, советовали ему не "забивать детские головы ерундой". "Махмуд, какая музыка, какие картины в наше время? - повторяли они деду. - Твои сыновья должны стать юристами, врачами и бизнесменами". Дед только ухмылялся и продолжал оплачивать частные уроки музыки и рисования. Что касается вашего вопроса о том, что мне нравится в моей профессии, отвечу коротко - свобода и возможность самовыражаться.
- Вы - скульптор, который работает с разнообразными материалами - от мрамора до бронзы. Вы согласны с мнением, что для того, чтобы считаться художником, надо пройти хорошую школу мастерства, владеть технической стороной процесса? Или достаточно иметь идею и стараться донести ее как сможешь?
- Если нет техники, то можно и не суметь успешно донести свою идею. Нужно учиться, знать теорию, практиковаться, работать над собой. Тогда сможешь воплощать свои идеи в скульптуре. Я считаю, что нужно быть профессионалом в любой сфере, чем бы ты ни занимался.
- А деньги искусству не нужны?
- Нужны, но давайте расставим приоритеты. Деньги - преходящи, искусство - нет. Возможно, на какой-то стадии развития человеческого общества с деньгами будет покончено, а вот если будет покончено с искусством, то мы вымрем.
- Сколько времени у вас уходит на создание одной скульптуры?
- Обычно я ставлю себе задачу - создать скульптуру за один день. Конечно, это сложно, но вполне выполнимо. Но время не имеет значения. Главное, передать идею, заложить в скульптуру определенный смысл, вдохнуть в нее жизнь. В последнее время я работаю без эскизов. В голове возникает готовая работа, которую просто нужно воплотить в камне или глине.
- Что приносит вам больше удовлетворения - создавать небольшие скульптуры, работы для частных коллекций или масштабные городские скульптуры, которые ежедневно могут увидеть тысячи людей?
- Для меня нет разницы. Мне просто нравится заниматься своим делом. Я получаю удовлетворение от самой скульптуры, и не имеет значения, большая она или маленькая, для частной коллекции или для города. Удовлетворение идет от сердца - я счастлив, когда мне удается осуществить изначальный замысел.
- Одна из ваших работ - "Ана харайы", созданная совместно с отцом и братом, посвящена трагедии Ходжалы. Расскажите, как создавался этот памятник?
- На месте нынешнего памятника возле метро "Хатаи" стоял другой монумент, созданный в 1993 году. Старый создавался второпях, и он не отражал всю трагедию тех страшных событий. Поэтому было принято решение заменить его на новый - более фундаментальный и величественный. Новый памятник из черного гранита и бронзы по своим размерам значительно выше прежнего. Если старый памятник был четырехметровым, то нынешний вместе с постаментом составляет около девяти метров. У трапециевидного подножия памятника на табличках на азербайджанском и английском языках высечена краткая информация о произошедшей трагедии: "26 февраля 1992 г. Геноцид в Ходжалы". Помимо этого на самом постаменте мы добавили три барельефа по кругу, отражающие трагедию азербайджанского народа, а также имена 613 мирных граждан, погибших в Ходжалы.
- По-вашему, что нужно сделать, чтобы народ потянулся в музеи и художественные галереи? Как заинтересовать современную молодежь, которая воспитывается на IT-технологиях?
- Лет десять назад меня пригласили на фестиваль ArtinAction, который проходил в Оксфорде. Помню, как в аэропорту Лондона столкнулся с группой японских детей с ограниченными возможностями. Многие из них были в инвалидных колясках. Сначала я решил, что ребятишки прибыли в Лондон на лечение. Но сопровождающий меня волонтер объяснил, что японские школьники проделали долгий путь, чтобы увидеть Лондон и посетить здешние музеи и галереи. Я был невероятно удивлен… Много ли наших школьников посещает музеи или интересуется художественными галереями? Во времена моей юности учителя водили нас по музеям, пытались воспитать в нас чувство прекрасного. Нынешних школьников такие походы не интересуют. Да и родители этих детей не рвутся в музеи и галереи. Во время поездок за рубеж наш народ предпочитает отдыхать у бассейна, в ресторане или совершать шопинги по местным магазинам. В чем же причина? В нехватке времени? Это не причина, даже не отговорка. Большинство молодых людей проводят вечера дома за компьютером бесцельно и глупо. Нужно пропагандировать искусство, нужно сделать так, чтобы посещать музеи, художественные галереи и театры было модным. Необходимо воспитывать в детях хороший вкус и чувство прекрасного с самого юного возраста, со школы. От этого зависит духовное здоровье всего народа.
- Расскажите о своем сотрудничестве с некоммерческой организацией YARAT!, поддерживающей развитие современного искусства в Азербайджане.
- Мне приятно, что в Азербайджане есть люди, которые разбираются в искусстве и поддерживают творческую молодежь. У нас много талантливых художников, скульпторов, режиссеров и фотографов, которым необходимы поддержка и понимание со стороны. Приятно осознавать, что твои работы кому-то интересны и нужны. Я сотрудничаю с организацией YARAT! уже несколько лет. Два года назад в Баку в рамках фестиваля 012 BakuPublicArt прошла презентация моего проекта "Альтернатива". Возле Девичьей башни была установлена необычная скульптурная композиция - инопланетянин, следующий за носорогом.
- Довольно странное соседство с главным символом Баку… Почему именно инопланетянин?
- До сих пор нет точной даты появления на свет Девичьей башни. Так вот, я считаю, что имеет право на существование и версия о ее внеземном происхождении, которой придерживаюсь и я. Кстати, я разбавил космическую композицию национальным колоритом, насадив на рог его курицы-носорога гранат, издревле считающийся одним из духовных символов азербайджанской культуры. Ну а сам носорог, идущий вперед, по замыслу скульптора, скорее, олицетворяет наш бурно развивающийся и прогрессирующий буквально на глазах город. В руки "пришельца" я поместил вертушку, которая вращалась от дуновения бакинского ветра. Скульптурная композиция простояла возле Девичьей башни довольно долго, и когда ее демонтировали, жители Ичери шэхэр сожалели, что "пришельца" убрали. Оказалось, что инопланетянин поднимал им настроение.
- Помните свою первую работу? Что это было?
- Это был рисунок, который папа до сих пор хранит у себя в мастерской. Мне было четыре года, и я пытался изобразить на бумаге человека. У отца собралась приличная папка с моими и брата детскими рисунками. Сейчас он с такой же любовью собирает "творения" своих внуков. Первой же скульптурой в моем исполнении была дипломная работа - эскиз "Заратустра", который впоследствии приобрел Ичери шэхэр.
- Какой из городских памятников вы бы назвали своеобразным символом столицы, конечно, не считая Девичьей башни?
- Для меня это скульптура "Бахрамгур", установленная в 1958 году напротив бакинского фуникулера на проспекте Нефтчиляр. Кстати, это один из первых памятников в Баку, отлитый из бронзы. Композиция "Бахрамгур" представляет сюжет из поэмы Низами "Семь красавиц" - сказочный герой, борющийся с драконом. Памятник символизирует победу добра над злом, потому что дракон в восточной мифологии был символом зла. В советское время, когда повсеместно устанавливались скульптуры вождям мирового пролетариата и одинаковые гипсовые рабочие и колхозницы, появление столь аллегорической композиции было сопряжено с большими трудностями. Лишь благодаря тогдашнему мэру Алишу Лемберанскому "Бахрамгур" занял достойное место в центре нашего города. Кстати, изваял этот культовый памятник мой отец Аслан Рустамов в компании с друзьями-скульпторами Альбертом Мустафаевым и Горхмазом Суджаддиновым. Они были еще студентами, когда решили принять участие в конкурсе на оформительское улучшение Баку, и даже не думали об успехе. Неожиданно для всех проект молодых скульпторов понравился.
- Махмуд, вы довольны тем, как складывается ваша жизнь? Вы в ладу с самим собой?
- Конечно. У меня прекрасная семья и надежные друзья. Я занимаюсь любимым делом, которое помимо удовольствия приносит мне также неплохой доход. Что еще нужно для счастья? В прошлом году одна из моих работ была продана аукционным домом Sotheby's. Я получил приличный гонорар тогда…
- Вы имеете в виду необычную композицию "Гламур генетик"? Интересно, какова идея этой странной, я бы сказала, сумасшедшей работы?
- (смеется) Ну, не настолько она и сумасшедшая. Я собрал в единую фигуру баранью голову, козьи ноги, нижнюю челюсть и бедренную кость коровы и облачил этого "мутанта" в ярко-розовый синтетический мех. Получилось гламурно и красиво. В чем идея "Гламур генетик"? Отвечу пословицей: "Не все золото, что блестит".
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: