24 Ноября 2024

Воскресенье, 09:01

ЖЕНА ИКС

Госстатистика: число ранних браков и несовершеннолетних матерей в Азербайджане растет

Автор:

02.04.2013

В Азербайджане 1,3% девушек,  вступивших в брак до 18 лет, не получили даже начального образования. Об этом говорится в докладе Фонда ООН по народонаселению. В докладе отмечается, что при этом 26% из числа этих девушек в Азербайджане получили лишь начальное, а 11,8% - среднее образование и выше.

На основе данных с 2000 по 2011 год 12,2% браков в Азербайджане были заключены до наступления совершеннолетия невесты. Причем больше таких браков заключается в сельской местности (15,2%), нежели в городах Азербайджана (9,6%). При этом случаев браков с девочками, не достигшими 15 лет, что до сих пор наблюдается в ряде стран мира, в Азербайджане нет.

Ранние браки в силу национальных и культурных обычаев всегда были широко распространены в Азербайджане. Подобная практика бытует и сегодня. Наличие этого явления в современных условиях наносит существенный урон здоровью социума. Ситуация усугубляется также тем, что у невест, которых выдают замуж, нет не то что высшего, но и среднего образования.

На дворе двадцать первый век. Миром правят корпорации, нанотехнологии, социальные сети. Мы же все еще сталкиваемся с явлениями, которые, честно просуществовав отведенные им национальными традициями века, не исчезли, а превратились в уродливый пережиток прошлого.

 

Как это бывает

Нармин (имя изменено) вышла замуж по любви в 16 лет. Муж был старше ее ненамного - ему едва исполнилось 20. Но романтика отношений и супружества, поначалу неизбежно сопутствовавшая юной паре, постепенно таким же естественным образом была подвергнута суровым реалиям. Впрочем, не таким суровым. Муж проявил завидное усердие, устроился на хорошую работу и быстро пошел в гору. К жене, как того требуют традиции, выдвигались довольно незамысловатые требования: родить и воспитать детей, наследников. Быт налаживался. Жена сидела дома, обеспечиваемая мужем, рожала ему одного ребенка за другим, а тот постигал различные стороны светского бытия, не гнушаясь и отношениями  с другими женщинами. Законная половина меж тем сидела в семейном гнездышке в обществе свекрови на привычном  бесправном положении.

Знакомые и родственники все чаще замечали следы побоев на ее лице и руках, но женщина и не думала протестовать и бороться против произвола членов семьи. 

Знакомая картина, не правда ли? Кто из нас не слышал о таком от родственников, друзей, соседей? И чаще всего все воспринимается достаточно спокойно: да, необразованная, да и зачем женщине образование, муж пускай обеспечивает семью, а что рано вышла замуж, так тоже хорошо, внуки родятся, а еще молодая. И редко кому придет в голову, что девушка, в 16-17 лет создавшая семью, даже толком не закончив школу, - это не почетная национальная особенность и зачастую трагедия не просто отдельно взятой личности, а проблема социального характера, причем немалого масштаба.

С этим часто сталкиваются в Женском кризисном центре. Проблема ранних браков до сих пор остается одной из самых острых в регионах страны, да и в крупных городах, включая Баку. Нередки случаи, когда юное создание без высшего, а порой и с незаконченным средним образованием, в лучшем случае обручено, в худшем - уже имеет одного, а то и двух-трех детей. Причем дети не являются гарантией того, что брак был успешным. По статистике, ранние браки распадаются гораздо чаще, чем заключенные в более "зрелом" и осознанном возрасте. Причин тому несколько. Во-первых, девочка часто еще не достигает даже детородного возраста, что бывает причиной претензий со стороны мужа: "Ты не способна подарить мне наследника". Во-вторых, юные супруги часто не имеют элементарных навыков "разруливания" обычных бытовых конфликтов, поэтому часто в чисто семейную "разборку" между ромео и джульеттами оказываются вовлечены и старшие члены обеих семей, родители, что порой приводит к весьма нелицеприятным последствиям. Кроме того, юный возраст часто становится одним из факторов домашнего насилия, которое выражается не только в физическом, но и психологическом, сексуальном, экономическом давлении. 

 

Без образования 

Истоки этой проблемы следует искать в традициях, основным "инструментом" которых до сих пор выступают родители. Особенно это заметно в регионах. Если посетить среднюю школу, то легко заметить гендерный дисбаланс: в старших классах количество девочек существенно уступает количеству мальчиков, проще говоря, девочек почти нет. Просто родители (чаще отцы, что соответствует патриархальному укладу) считают, что девочке незачем продолжать образование - пусть лучше сидит дома и постигает премудрости ведения домашнего хозяйства - оно и в жизни полезнее. 

Что прискорбно, и в Баку, и в других крупных городах тоже такие факты не редкость. В кризисный центр часто звонят девочки, разумеется, тайком от родителей, прося помощи профессионалов. Звонят, к примеру, и говорят, что отец не разрешает посещать школу, что она уже обручена с двоюродным братом, и т.д.

Помощь часто сопряжена с огромными трудностями. Главная проблема - это необходимость и требование соблюдать анонимность. И снова регионы на первом месте: здесь все друг друга знают, почти все - родственники, и обращение в правозащитную или неправительственную организацию вызовет не только пересуды, но и ляжет позором на плечи девочки. Большинство обращаются в центр не напрямую, а через звонки, электронную почту, социальные сети и умоляют не раскрывать их инкогнито. 

Вопрос об образовании занимает, пожалуй, одно из ключевых мест в проблеме ранних браков. Как уже упоминалось, некоторые девочки в старших классах вообще не посещают школу. Что уж говорить о получении "ненужного" высшего или хотя бы профессионально-технического образования и овладении какой-нибудь профессией. Пробелы в образовании часто не дают молодым семьям возможность решить самые элементарные проблемы: с оформлением рождения детей, получением документов на них при отправке в школу, с нередким разводом и разделом имущества. Что бывает гораздо опаснее, это когда из-за недостатка знаний возникает угроза жизни ребенку. "Например, ко мне приходила семья, члены которой не имели почти никакого образования и вообще не умели читать. Муж работал подручным мясника на одном из базаров, жена, конечно, сидела дома. И своего сына они не собирались отдавать в школу - зачем? Подрастет - будет продолжать профессию отца. Как-то ребенок заболел воспалением легких, и отец не позволил вызвать врача, мол, меня мать лечила без лекарств и врачей, значит, и мы не будем. Ситуацию и жизнь ребенка спасли случайно заглянувшие соседи", - говорит сотрудник центра. 

Одним словом, ранний брак - это, по определению, крест на образовании девушки. Мысли об окончании школы и института редко посещают головы теперь уже устоявшихся молодых матрон и хранительниц очага, а если и посещают, то реализация их практически невозможна: в случае успешного брака вопросы быта засасывают, да и зачем учиться, если есть муж, который кормит семью? Если семья развалилась, то, в лучшем случае, жена возвращается к родителям с детьми, в худшем - остается на улице и вынуждена искать себе работу и пропитание. В этом случае она устраивается на низкоквалифицированную работу, становится посудомойкой, уборщицей, официанткой, а порой - и жертвой обмана, когда ее превращают в проститутку. А ведь образование и профессия, полученные загодя, могли бы помочь ей продержаться.

 

Спрашивайте у "стража порядка"

Масштабы проблемы ранних браков таковы, что занимаются ими одновременно многие структуры: это и НПО, и государственные органы по опеке, и Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей и др.

Как сообщили R+ в Госкомитете по проблемам семьи, женщин и детей, со стороны государства в данный момент принимается много мер, основная из них - принятие соответствующего законопроекта. Данный законопроект предусматривает помимо увеличения возраста брачующихся до 18 лет необходимость получения письменного согласия на брак обеих сторон, а также уголовное наказание для лиц, не достигших указанного возраста, и лиц, вынуждающих их к этому.

Огромная роль отводится районным органам опеки и участковым инспекторам. Каждый участковый всегда имеет более или менее полную информацию о всех семьях, проживающих на его участке. Его роль должна быть профилактической и контролирующей, "страж порядка" должен быть в курсе, посещают ли школу младшие члены семьи, особенно девушки, и при необходимости и обнаружении фактов домашнего насилия - а недопущение в учебное заведение вполне считается домашним насилием - вмешиваться или оповещать соответствующие ответственные структуры.

Впрочем, несмотря на обилие принимаемых мер, отмечает председатель Госкомитета по проблемам семьи, женщин и детей Хиджран Гусейнова, за то, что предусматривает уголовное наказание для лиц, принуждающих к браку, ни одного факта привлечения к уголовной ответственности зарегистрировано не было. Это говорит о том, что контроль за исполнением этого закона пока довольно слаб.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

505


Актуально