Автор: Вафа ГУСЕЙНГЫЗЫ Баку
Продолжающийся с 2008 года долговой кризис в Европе расшатал даже твердый экономический каркас Китая и, похоже, он дал трещину - вторая в мире после США экономика переживает глубокий спад.
На протяжении последних 30 лет рост экономики КНР составлял в среднем 10% в год. Если в 2009-2010 годах страна еще могла более или менее успешно сопротивляться отрицательному воздействию ситуации в Еврозоне, то, начиная с 2011 года, "локомотив, тянущий мировую экономику из кризиса", сам начал буксовать. Динамика роста ВВП в третьем квартале 2012 года стала минимальной за последние 3,5 года. Как сообщило национальное бюро статистики КНР, в этом квартале ВВП страны увеличился на 7,4% (во втором квартале было 7,6%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
"Мягкая" посадка
Согласно опубликованным 1 октября данным Национального бюро статистики и Федерации логистики и закупок Китая на основе опроса крупнейших 820 компаний из 31 отрасли, индекс деловой активности в промышленности PMI Manufactu-ring в сентябре продолжил сокращение и составил 49,8 пункта, что стало вторым подряд значением ниже 50%.
Вторая экономика мира все отчетливее идет на посадку, правда, пока на управляемую, "мягкую" посадку. Вдобавок ко всему эксперты Всемирного банка ухудшили прогноз роста экономики Китая и вместе с ним для всего региона Юго-Восточной Азии. Если в 2011 году валовый продукт увеличился на 9,3%, то в этом году, считает ВБ, рост составит 7,7%.
Падение спроса на китайскую продукцию за рубежом и сокращение инвестиций тяжелым грузом тянут ВВП страны назад. Темпы роста объема экспорта и импорта в структуре торгового баланса Поднебесной близки к нулю. Одновременно и приток инвестиций в страну продолжает сокращаться. Согласно данным министерства коммерции Китая, снижение показателя иностранных вложений продолжается третий месяц подряд. Несмотря на то, что КНР обладает огромным валютным резервом ($3,2 трлн.), использовать его для стимулирования внутреннего рынка чревато новым витком инфляции. Кроме того, деньги вложены в иностранные, прежде всего американские, облигации. Во втором квартале внешний государственный долг вырос на $34 млрд. и достиг отметки $785,17 млрд. Не менее внушительна и внутренняя задолженность. По данным Торгово-промышленного банка Китая, госдолг на начало марта 2012 года составил $2,78 трлн., или 43% ВВП страны (для сравнения - в 2010 году он составил $1,03 трлн.).
Нельзя сказать, что власти, как утверждают некоторые европейские эксперты, "с восточным спокойствием" наблюдают за всеми этими явлениями. С июня 2012 года учетная ставка Центробанка была снижена вдвое, что помогло уменьшить нагрузку на частный сектор, также было снижено требование к объемам банковских резервов чуть ли не втрое. В целях оживления экономики китайские власти объявили об инвестициях в инфраструктурные проекты в объеме $150 млрд.
Усилия властей Китая по стимулированию внутреннего потребления, похоже, приносят свои плоды - промышленное производство в сентябре нынешнего года выросло по сравнению с сентябрем 2011 года на 9,2%, а розничные продажи увеличились на 14,2%. Однако признаки оживления Красного дракона все же не настолько убедительны, чтобы успокоить его партнеров по всему миру. Сами китайцы тоже без особого оптимизма смотрят на улучшение ситуации. Заместитель министра коммерции КНР Чжун Шань заявил журналистам буквально следующее: "По прогнозам, значительного улучшения экономической ситуации в ЕС не ожидается. Мы не можем с оптимизмом смотреть на перспективы двусторонней торговли". К примеру, китайский экспорт в Европу в августе упал на 12,7% по сравнению с 2011 годом, и это происходит третий месяц подряд. "Замедление в Китае оказалось более масштабным и продолжительным, чем ожидалось. Ситуация кардинально отличается от той, что мы наблюдали всего несколько недель назад", - утверждает старший экономист Asia Sentry Advisory Гленн Магуа.
Влияние на мир
Хотя сам по себе вопрос "А чем грозит замедление роста экономики в КНР остальному миру?" кажется нелогичным, - как уже было сказано, Китай - это вторая по экономике страна с 1,340-миллиардным населением. Поэтому все же попытаемся на основе статистических данных определить потенциальное воздействие кризиса в этой стране на ее экономических партнеров.
Один из крупнейших китаеведов Америки Джон Фейрбэнк (1907-1991) назвал Китай "мечтой журналиста и кошмаром статистика, где на одну квадратную милю приходится больше человеческих трагедий и меньше достоверных фактов, чем где-либо еще в мире". И сегодня многие западные экономисты при анализе состояния экономики Поднебесной цитируют Фэйрбэнка, по всей вероятности, для страховки своих прогнозов на будущее.
В начале 80-х годов ХХ столетия Китай, несмотря на огромную численность населения, занимал скромную нишу в мировом экономическом пространстве. За 30 лет стремительного развития китайская экономика совершила подлинное чудо, достигла впечатляющих успехов и вошла в мировую элиту развитых стран. Рынки Европы и США породили огромную индустриальную машину с невероятной производительностью. Однако бумеранг возвращается, и теперь мировая значимость экономики Китая превращает ее собственные структурные проблемы в глобальные.
Это аксиома - спад темпов роста китайской экономики означает сокращение экспортных заказов для всего остального мира. Потенциальное воздействие на сильнейшие экономики мира - Европы и США - вовсе не абстрактно, а достаточно ощутимое. К примеру, компания Nike заявила, что ее склады в Китае уже заполнены товарами. В аналогичном положении и McDonald's, Caterprillar, Procter&Gamble Co…
Стремительный рост экономики Китая за последние 30 лет, повышение заработной платы и безудержный рост банковских кредитов породили огромный рынок недвижимости. И нынешнее падение китайского рынка недвижимости стало глобальной проблемой. Ведь, согласно исследованию компании GK Dragonomics, в 2012 году строительный рынок азиатского гиганта формировал 40% мирового спроса на сталь и 10% спроса на медь. Естественно, снижение спроса со стороны Китая больно ударило по производителям и привело к падению цен на сталь, железную руду и уголь. Впервые за 3 года мировой лидер горнодобывающей отрасли англо-австралийская BHP Billiton сообщила о снижении чистой прибыли на 34,7%.
Можно привести еще немало примеров отрицательного влияния спада роста экономики Китая на мировую экономику. Привязанность к внешним рынкам, зависимость от внешних источников энергии с наступлением глобального кризиса обнажили многие проблемы, которые были незаметны в годы бурного роста.
Ясно одно, экономика, тянувшая за собой мировую экономику в течение нескольких непростых лет, сама превращается из доктора в больного. И кажется, что страна нуждается не только в экономических, но еще и в политических "лечебных процедурах".
На сентябрьской встрече на уровне руководителей ЕС - Китай Брюссель выразил надежду, что Пекин может активнее использовать свой огромный золотовалютный запас для выправления ситуации. Вимал Попат из Market Securities пишет: "Поднебесная - второй по величине торговый партнер ЕС, но и ЕС - крупнейший торговый партнер Китая. Кроме того, давайте не забывать, что львиная доля валютных резервов Пекина (около 25%) хранится в евро".
Таким образом, совершенно очевидно, что для поддержания собственной экономики Китаю все же придется раскошелиться. В ноябре состоится съезд Компартии Китая, где должна произойти смена руководства страны. Об изменении политического курса, скорее всего, говорить не приходится, однако мир ждет более решительных шагов для оздоровления второй экономики мира.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: