Автор: Нурлана БОЮКАГАГЫЗЫ Баку
Пока научные институты и эксперты всевозможных рангов по всему миру спорят о том, была или не была "сланцевая революция" и чем она, в принципе, грозит добытчикам "классических" видов топлива, США и другие страны, где обнаружены залежи сланцевых нефти и газа, с энтузиазмом продвигают проекты по их разработке. И следуя всеобщей волне инициатив в этой сфере, о целесообразности ведения исследований на существующих и у нас в стране месторождениях горючих сланцев стали задумываться также в Азербайджане.
Прорыв или провал?
Судя по опубликованной в СМИ статистике, на углеводородную "тройку" (нефть, газ, уголь) по-прежнему приходятся 87% от суммарного энергопотребления человечества. Несмотря на все усилия по диверсификации используемых видов энергии, "атом", гидроэнергетика и возобновляемые источники (ВИЭ) предоставляют лишь оставшиеся 13%. При этом процесс добычи углеводородов все дорожает, что не устраивает страны, которые вынуждены их закупать, с одной стороны, а с другой - это заставляет серьезно беспокоиться о быстром истощении запасов "классического" топлива.
На фоне этого шумиха вокруг "сланцевой революции" пришлась как нельзя кстати. Дело в том, что мировые ресурсы сланцевых нефти и газа действительно обладают гигантским потенциалом. В опубликованном недавно докладе Управления энергетической информации США (Energy Information Adminis-tration, EIA) отмечается, что самыми большими в мире технически извлекаемыми ресурсами сланцевой нефти (75 млрд. баррелей) обладает Россия. Китай, Аргентина и Алжир - страны, имеющие самые большие запасы сланцевого газа (Россия по этому показателю - на девятом месте).
О том, что месторождения горючих сланцев содержат большое количество нефти и газа, было давно известно геологам, но их освоение стало возможным только в последнее время с появлением технологий гидроразрыва пластов и горизонтального бурения. Впервые это было широко применено в США, что и дало повод для появления такого понятия, как "сланцевая революция".
Несмотря на то, что многие страны обладают большими, чем США, запасами этих полезных ископаемых, широкомасштабная и быстрая "сланцевая революция" в ближайшее время ожидается не везде. Используемые в США технологии пригодны не для всех месторождений из-за их геологических различий. Во многих странах еще не проведена необходимая технологическая экспертиза месторождений. В некоторых из них, например в Китае, ограничен доступ частных компаний к разработке природных ресурсов. Массовая же добыча сланцевого газа в Европе маловероятна, как минимум, в ближайшие два десятилетия. Во-первых, существует значительное социальное противостояние, основанное на желании защитить окружающую среду. Во-вторых, Европа все еще находится на ранней стадии изучения и разработки сланцевых месторождений, и вопрос о наличии и объемах промышленных запасов остается открытым. Кроме того, в ЕС пока недостаточно развита буровая промышленность, а нормативно-правовая база, регулирующая газодобычу, скорее всего, будет более строгой, чем в Соединенных Штатах.
Кроме того, в США имелся большой резерв мощностей по генерации электроэнергии из природного газа, который серьезно облегчил переход электроэнергетики с угля на газ. В таких странах, как Китай, где быстро растут потребности в электроэнергии, резервных мощностей почти нет, и рост добычи природного газа может только замедлить рост выработки электроэнергии из угля, но не сократить это производство.
По мнению исследователей, недостатками добычи сланцевого газа являются высокая себестоимость, непригодность для транспортировки на большие расстояния, быстрая истощаемость месторождений, низкий уровень доказанных запасов в общей структуре, значительные экологические риски при добыче. В частности, существует угроза загрязнения земной поверхности и грунтовых вод, являющихся источником питьевой воды для населения.
Так или иначе, "сланцевый прорыв", как назвали этот процесс российские эксперты, на 20-30 лет отодвинул угрозу истощения запасов энергоресурсов. При этом, по их мнению, даже в том случае, если сбудутся самые оптимистичные прогнозы относительно сланцевого топлива, его производство не обвалит цены на нефть более чем на $5 за баррель и на газ - более чем на $50-60 за тысячу кубометров. Хотя рассматривается также и "сланцевый провал". Он произойдет в том случае, если новые проекты добычи сильно подорожают, объем запасов не подтвердится, дешевые технологии не будут одобрены регуляторами, а страны одна за одной будут вводить жесткие экологические ограничения на добычу углеводородов.
По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), опубликованным недавно, сланцевый бум, приведший к изменениям в нефтяной отрасли США, до конца десятилетия выйдет за пределы Северной Америки, то есть раньше, чем ожидалось. Благодаря этому США могут стать крупнейшей в мире нефтедобывающей страной к 2020 году, отмечают в МЭА. Согласно последнему отчету, где анализируется ситуация на нефтяном рынке за последние пять лет, МЭА прогнозирует, что добыча нефти из низкопроницаемых пород вне США к 2019 году составит 650 тыс. баррелей в день из общего объема предложения нефти. Это лишь небольшая доля по сравнению с добычей сланцевой нефти в США, которая к 2019 году, вероятно, составит 5 млн. баррелей в день.
Между тем нефтедобывающие страны, которые ранее долгое время доминировали на нефтяном рынке, могут отойти на вторые позиции, поскольку недостаточное инвестирование и политическая нестабильность во многих таких странах представляют угрозу для роста предложения. "Хотя Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) остается одним из основных поставщиков нефти на рынок, ей все сложнее наращивать добывающие мощности", - отметила Мария ван дер Хувен, исполнительный директор МЭА.
Азербайджанская альтернатива
Конечно, Азербайджану еще рано говорить об истощении нефтяных ресурсов, а тем более запасов природного газа. Но, тем не менее, все же возникает гипотетический вопрос - есть ли у нас месторождения сланцев и насколько реально наладить добычу сланцевого топлива на территории республики? Ведь, несмотря на довольно благоприятный прогноз относительно объемов "классического" топлива, в стране ведутся работы по налаживанию выработки энергии из альтернативных источников, вплоть до атомной. Почему бы не взяться и за сланцы?
СМИ со ссылкой на подсчеты азербайджанских ученых сообщают о наличии в Азербайджане около 600 млн. тонн горючих сланцев и 200 млн. тонн природных битумов. Они превосходят по качеству мировые образцы и находятся на поверхности земли, что не требует особых затрат на добычу. Как заявлял ранее первый вице-президент SOCAR по геологии, геофизике и разработке месторождений Хошбахт Юсифзаде, в Азербайджане имеется порядка 50 месторождений горючих сланцев - в Шамахе, Гобустане, в Нижнекуринской низменности и других регионах страны. "Высокие цены на нефть повысили интерес в мире к разработке альтернативных источников углеводородного сырья, в частности природных битумов и горючих сланцев. К их разработке проявляют интерес такие компании, как ExxonMobil и Total", - отмечал Х.Юсифзаде. Он выразил надежду, что применение современных технологий сделает разработку таких месторождений эффективной.
Отметим, что еще в июле 2011 года SOCAR и ConocoPhillips Exploration Azerbaijan Ltd подписали исследовательское соглашение о доразведочной деятельности на сухопутной территории Азербайджана. Цели проекта - выявление новых перспективных нефтегазовых месторождений на суше и оказание содействия в проведении в будущем поисково-разведочных работ, а также положительное воздействие на социально-экономическое развитие регионов. А ровно годом позже - в июле 2012 года - SOCAR и Statoil подписали соглашение по оценке геолого-геофизической информации на мелководье северо-запада Абшеронского полуострова, в рамках которого Statoil обязалась провести переоценку уже имеющихся геолого-геофизических данных с применением современных технологий.
SOCAR совместно с иностранными компаниями проводила исследования мезозойских отложений на суше Азербайджана. Так, совместно с ConocoPhillips велись 2D сейсмические исследования на склонах Большого Кавказа. Управление геологии и геофизики SOCAR совместно с норвежской компанией Statoil вели работы по обработке и интерпретации данных сейсморазведки на северо-западной части Абшеронского полуострова. Общая площадь исследуемой территории составляет 14 тыс. кв. км. "Выявление нефти в мезозойских отложениях имеет для нас важное значение для стабилизации добычи нефти", - подчеркивал Х.Юсифзаде.
Хотя точных данных о результатах этих исследований нет, но недавнее заявление Х.Юсифзаде красноречиво указывает, что изыскания были не напрасны. "SOCAR планирует в скором времени начать добычу сланцевого газа на территории страны. Такие компании, как ConocoPhillips, Statoil и другие, уже обратились к нам для начала совместных работ в этой сфере. Сейчас мы оцениваем все поступившие предложения", - сказал один из старейших геологов страны.
Хотя проекты эти находятся пока в зачаточном состоянии, иностранные СМИ, растиражировавшие заявление Х.Юсифзаде, успели объявить о собственной "сланцевой революции" Азербайджана. Ну что ж, вовлечение страны в новейшие технологии добычи новых видов топлива, конечно же, повод для гордости. Но о масштабе и "революционности" этого процесса можно будет судить лишь после тщательной оценки имеющихся запасов и целесообразности их добычи. Так что для окончательных выводов придется подождать объявления всех итогов исследований…
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: