24 Ноября 2024

Воскресенье, 02:23

ЧТОБЫ НЕ БЫЛИ ПОТЕРЯНЫ ДЕТИ

Процедуру усыновления детей в Азербайджане следует упростить, создав эффективную систему органов социальной опеки

Автор:

29.07.2014

С одной стороны, есть люди, которые по тем или иным причинам отчаялись стать родителями, с другой - брошенные дети, ребята-отказники или сироты-малыши, которые волею судьбы лишились материнской и отцовской заботы. Проблема эта будет оставаться актуальной всегда, пока существует человечество. Чем же можно помочь и тем, и другим? Стимулированием и упрощением процесса усыновления детей, который в Азербайджане нуждается в пересмотре и доработке.    

 

Хочу ребенка!

Сабина Мамедова (имя изменено) многие годы не могла иметь детей. Отчаявшись, они с мужем решили усыновить ребенка. Процедура подачи заявления достаточно длительная. Сначала следует обратиться в Комиссию по опеке и попечительству исполнительной власти района прописки заявителя, где выдается список необходимых документов (подробнее со списком можно ознакомиться на сайте Минобразования. - Авт.). 

После этого комиссия назначает инспектора, который проводит собеседование с потенциальными усыновителями, тщательно изучает их жилищные условия и возможности. То есть должно быть проведено всестороннее изучение ситуации, начиная с наличия собственной жилплощади и постоянной работы и заканчивая медицинским обследованием будущих родителей. Уже на основании отзыва инспектора родители могут обратиться в соответствующую структуру. При этом в заявлении в комиссию следует обязательно указать, ребенка какого пола и возраста хотелось бы иметь. В зависимости от пожеланий будущих усыновителей они направляются либо в Министерство здравоохранения (если хотят усыновить ребенка до трех лет), либо в Министерство образования (для усыновления детей старше трех). 

При успешном прохождении всех этапов "заведения" ребенка (что само по себе очень сложный процесс) нужно еще встать в очередь, так как, по уверениям официальных структур, количество желающих взять ребенка намного превышает число детей в соответствующих заведениях. Когда очередь подошла, семья налаживает общение с ребенком, и если проблем нет, заявители обращаются в суд, который и выносит окончательное решение. У нашей героини все пока складывается не очень гладко. При сдаче медицинских анализов она обнаружила, что является носителем гепатита. Как говорит врач-гепатолог, носительство не опасно, просто человек не может быть донором. "Но это стало причиной того, что решение моего вопроса затягивается", - говорит Сабина Мамедова. Правда, однозначного отрицательного ответа ей тоже не дали, но это и усложняет ситуацию, а длительное ожидание и неопределенность способны ввергнуть любого человека в отчаяние. Еще один аргумент, который приводят официальные структуры при желании усыновить ребенка: "Мы не можем дать вам брошенного ребенка, вдруг завтра появятся его родители и потребуют вернуть его назад?". В действительности же этот довод выглядит просто бюрократической проволочкой и отговоркой, так как в ожидании аморфного волеизъявления биологических родителей могут пройти годы, что, конечно же, не скажется положительным образом ни на судьбе ребенка, ни на решении потенциальных родителей.

 

Цель - доступность 

Как утверждает юрист Эльман Фаттах, "согласно законодательству, любой человек может усыновить ребенка, за исключением тех, кто признан недееспособным по решению суда". При этом в законодательстве прописан ряд болезней, при которых усыновление ребенка невозможно. Прежде всего это заразные болезни, а также те, что опасны для жизни. При этом, как отмечает юрист, даже если потенциальный родитель состоял на учете в туберкулезном, кожно-венерологическом и психодиспансерах, но на данный момент признан здоровым, это ни в коей мере не должно быть препятствием для усыновления. В список "допустимых" заболеваний также входит и гепатит, поскольку, как говорит юрист, он хоть и является вирусным заболеванием, но передается только через кровь. 

Отдельного внимания заслуживает момент отказа от ребенка. По словам эксперта, законодательно ребенок, от которого отказались родители, и брошенный ребенок имеют одинаковый статус: "Однако следует различать детей, находящихся в детдомах, и тех, кого родители в силу стесненного материального положения и других причин помещают в интернат с посещением, - комментирует юрист. - То есть разрешение родителей или родственников требуется в том случае, если ребенок поддерживает с ними отношения и доподлинно известно их местонахождение". В том же случае, если кто-то хочет усыновить ребенка, найденного на пороге Дома ребенка или, того хуже, на улице, чинить препятствия и препоны этому - не только непонятно, но и жестоко. Главную проблему эксперт видит в белых пятнах в законодательстве. "Пробелы и неясности в формулировках создают ненужную волокиту, - считает юрист, - прежде всего надо отработать и скорректировать законодательную базу". Кроме того, усложняет процесс и отсутствие прозрачности - нет единой базы данных детей и потенциальных усыновителей, чтобы вести контроль над процессом усыновления. В результате все процедуры занимают довольно длительное время - в лучшем случае два или три года. 

К примеру, в той же Турции, по словам эксперта, процесс усыновления несравненно проще: "Работа с документами и получение положительного ответа не занимают столько времени и не являются таким сложным процессом, - отмечает он. - Но при этом еще некоторое время после того, как ребенок попал в семью, органы социальной опеки наблюдают за ним и за семьей, тщательно следят за условиями проживания, питания, за взаимоотношениями в семье". В нашей стране, говорит юрист, такого органа нет. Между тем еще в 2012 году руководитель юридического отдела Госкомитета по правам семьи, женщин и детей Талия Ибрагимова говорила о необходимости создания структуры постоянного контроля над усыновленными детьми, так как встречались факты насилия над ними. И такой проект уже подготовлен. В рамках этого же документа предусматривается, чтобы и ребенок имел право выбора и согласия на родителей. 

 

Все дело в органах опеки 

И это довольно просто. Например, если брать опыт США, то, прежде всего, следует принять во внимание тот факт, что в этой стране есть "дома сирот", но в них живут, в разных штатах, от 5 до 9% оставшихся без родителей малышей. Устройством детей, оказавшихся без присмотра пап и мам, занимается система опеки Foster Care. Большинство ребят (54%) попадают в опекунские семьи. То есть живут со специально проверенными и отобранными временными взрослыми, но без оформления родительских прав. Кто-то берет к себе сирот ради денег (сумма компенсаций - до $1500 в месяц на ребенка), кто-то - в качестве благотворительности или от избытка свободного времени. Процедура усыновления в США относительно несложна и занимает около года. Но куда жестче в США ведется контроль за усыновленными детьми органами социальной опеки. Если через определенное время после усыновления обнаружится, что ребенок попал к безответственным родителям и у него неблагоприятные условия проживания, их тут же лишают родительских прав и права на усыновление. То есть в этой стране все направлено на то, чтобы детей в детских домах было как можно меньше, и на сегодняшний день эта система себя вполне оправдывает.          

В странах Евросоюза нет детских домов и интернатов для здоровых полноценных детей. Согласно стандартам, утвержденным Советом Европы, должен учитываться приоритет оставления ребенка в биологической семье, могут приниматься меры по сохранению семьи для ребенка, а если это невозможно, то работа должна быть направлена на семейное устройство ребенка.  И 90% сирот берут под свой патронаж семьи, которые получают от государства за это деньги. Ребенок находится в этой семье до тех пор, пока не будет усыновлен, и надолго он там не задерживается. К примеру, в Париже число детей, подлежащих усыновлению, за год не превышает 50. В то время как право на усыновление ребенка ежегодно получают около 700 человек. Именно поэтому многочисленные супружеские пары, получившие право усыновить ребенка, вынуждены искать детей для усыновления за рубежом. Американцы, например, в год усыновляют 80 тысяч "своих" сирот и 20 тысяч детей из других стран.

По мнению руководителя Альянса НПО по правам детей Назира Гулиева, в Азербайджане все дела по усыновлению либо задерживаются в судах, либо потенциальным родителям годами приходится ждать своей очереди. "Механизмы усыновления во многих странах построены так, чтобы процедура проводилась в кратчайшие сроки, в нашей же стране нет методов поощрения тех, кто хочет усыновить ребенка, - ни юридических, ни психологических. Помимо этого Азербайджан нуждается в создании эффективных органов социальной опеки. Это поможет обеспечить прозрачность в сфере усыновления и усилит ответственность родителей по отношению к усыновленным детям. Должна быть создана обширная база как по детям, так и потенциальным родителям, которая должна постоянно обновляться. А для коррекции и полноты информации, отраженной в базе, должны проводиться постоянные мониторинги", - утверждает он. 

 

Нет детским домам?! 

Что касается ликвидации системы детских домов и интернатов, то и это большой вопрос, которым задаются сегодня эксперты. По идее, на сегодняшний день в Азербайджане детей, находящихся в них, должно было бы остаться немного - в 2006 году в Азербайджане была принята Государственная программа передачи детей из государственных детских учреждений (деинституционализация), рассчитанная до 2015 года. При этом были утверждены меры, направленные на стимулирование системы ликвидации детских домов и интернатов, например, если ребенок попадает в них вследствие плохого материального состояния семьи. Программой также были предусмотрены создание стимулирующих механизмов по возвращению детей в семьи, к биологическим родителям или опекунам (выдача компенсаций), превращение детских домов в воспитательные учреждения нового типа по "системе замещающих семей". Несмотря на то, что до окончания программы остался всего год, ощутимых результатов она не принесла. 

По статистике за 2006-2013 годы в Азербайджане 41 ребенок был усыновлен 39 семьями, из которых 8 - иностранные граждане; из них 4 семьи - азербайджанские, проживающие в России, а остальные - граждане Турции, Ирана, США и Франции. Цифры упорно свидетельствуют о том, что, к сожалению, усыновленных детей в нашей стране очень мало.

Органы институционализации детей-сирот и отказников мы получили в наследство от СССР. И сегодня в Азербайджане необходимо сделать все, чтобы система детских домов в стране была ликвидирована, - усыновленных и возвращенных в свои семьи детей должно быть больше. Помимо этого решать проблему следует не только по факту, а по установлению и ликвидации ее причины. Не последнюю роль в этом играет сексуальное воспитание молодежи. Ведь зачастую брошенные - это нежеланные и незапланированные дети.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

638


Актуально