Автор: Илаха МАМЕДЛИ Баку - Астана
Что ждет мировую экономику в ближайшие пару лет? Именно на этот животрепещущий вопрос пытался дать ответ прошедший Астанинский экономический форум, который в содержательном отношении становится ретранслятором широкого "евразийского взгляда" на проблемы глобального развития. Среди таких проблем - мировой валютно-экономический кризис, который перерос в мировой социальный кризис, охватив многие развитые государства. Создание группы G20 существенно расширило диапазон диалога о реформе мировой экономики. Вместе с тем спустя 4 года после первого саммита антикризисной "двадцатки" такой формат представляется недостаточным.
Посткризисное восстановление мировой экономики носит неустойчивый характер и происходит в условиях сохраняющейся нестабильности на финансовых рынках. По-прежнему не устранены многие из фундаментальных изъянов мировой валютно-финансовой системы, обусловившие возникновение глобального экономического кризиса 2008-09 годов. Наличие этих системных недостатков требует осуществления масштабных и коренных реформ мировой валютно-финансовой системы.
Соответственно в ближайшие пару лет экономисты не предвещают миру ничего хорошего.
Взгляд на мир из Казахстана
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на V Астанинском экономическом форуме, изложил свою концепцию развития цивилизации в XXI веке. Назарбаев сомневается, что сегодня G20 способна предложить миру адекватные антикризисные меры. Более того, однобокость этого формата, ограничение позитивных мер спасением отдельных национальных экономик, которые схожи с тушением пожара бензином, приводят к еще большему усугублению кризисной ситуации: "Каждый новый миллиард долларов способен породить миллиард новых социальных проблем. Как говорят, пожар тушить бензином".
По мнению главы Казахстана, с которым, впрочем, согласны и нобелевские лауреаты по экономике, человечество сегодня обладает огромным потенциалом как для успешного развития, так и самоуничтожения.
В качестве диалоговой площадки казахстанский президент предложил использовать проект G-Global, принципы которого он сформировал в пяти пунктах.
По его словам, международное сообщество может конструктивно развиваться только при отсутствии революций, в условиях равенства, взаимной толерантности, глобальной транспарентности и многополярности. Успешное обновление глобальной архитектуры может быть только эволюционным.
Как показала "арабская весна", революция лишь тормозит развитие общества. Отбрасывает экономику и социальное развитие назад, осложняет межгосударственные отношения и порождает еще больше проблем, считает Назарбаев.
В XXI веке деление стран на великие и второстепенные, ведущие и ведомые цивилизационно устарело. Инерция доминирования одних над другими не служит прогрессу. По мнению Назарбаева, это тупик для всех.
Он предложил создать такую систему глобального управления, которая будет учитывать интересы как развитых, так и развивающихся государств.
Кроме того, международные отношения должны строиться на основе толерантности и доверия. Причем толерантными должны быть отношения между государствами независимо от их геополитического веса, влияния, исторического опыта, уровня развития экономики и общества.
Также необходимым условием развития человечества является соблюдение международной тран-спарентности.
Назарбаев считает, что в мире не должно быть никаких двойных стандартов, унижающих достоинство наций - больших, средних или малых. Нужны максимальная открытость, прозрачность в международных делах... Только в этом случае успешнее будет развиваться глобальная экономика, выше будет достаток каждого народа, сказал президент.
И последним принципом глобального развития в XXI веке, по мнению президента Казахстана, является создание конструктивной многополярности.
Создание многополярного мира - это тренд глобального развития в XXI веке, но вопрос в том, какими будут взаимоотношения между полюсами. Будет ли это честная, добросовестная конкуренция, мировая состязательность или же мир станет полем жесткой политико-идеологической конфронтации, ареной новой гонки вооружений? Единственной альтернативой этим вызовам и угрозам является формирование конструктивной многополярности.
Все эти принципы станут основой нового международного формата G-Global, предложенного в конце прошлого года президентом Казахстана как альтернатива G8 и G20.
Что же касается многолетних предложений Назарбаева о введении мировой резервной наднациональной валюты, по мнению лауреата Нобелевской премии по экономике Роберта Манделла, она может появиться если не через 10, то 20 лет. "В мире нужно иметь мировую резервную валюту, - заявил он. - Я думаю, что в течение ближайших если не 10, то 20 лет такая мировая резервная валюта обязательно должна появиться. Это не обязательно должна быть денежная единица определенной страны, это могут быть и права краткосрочного заимствования МВФ. Можно устанавливать содержание одного такого права, например, в виде шести тройских унций золота".
Пять рисков
Напомним еще раз, что основной темой обсуждений на прошедшем в столице Казахстана 23-24 мая форуме было спасение еврозоны, поскольку, по прогнозам МВФ, улучшение ситуации с внешними долгами в развитых странах не ожидается ранее 2016 года.
Согласно исследованиям Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, долговой кризис в Европе далек от своего решения, а на создание механизмов стабилизации ситуации может потребоваться ориентировочно до 10 лет. Директор центра Евгений Винокуров в ходе шестого совещания министров финансов стран СНГ, также прошедшего в рамках V Астанинского экономического форума, огласил пять основных рисков для стран СНГ в среднесрочной перспективе.
Первый - усугубление долгового кризиса в еврозоне. Второй - не исключено возникновение кризиса доверия, обусловленного корреляцией в планах среднесрочной бюджетной консолидации на федеральном уровне США, что ожидается не ранее 2014 года.
Третий риск - возможен долговой кризис на уровне муниципалитетов США, городов и штатов. Эта тема заслуживает большего внимания на фоне кризиса в еврозоне, так как долги в Штатах превышают в абсолютной сумме государственные долги в еврозоне. Особенность такова, что Штаты в бюджетной системе имеют возможность переложить бремя кризиса на муниципалитеты, оперативно перераспределив налоговую базу. Таким образом, можно ожидать рецидивы кризиса именно там, поскольку этот элемент кризиса по своему масштабу может вырасти до долгового кризиса в еврозоне.
Четвертый риск - "жесткая посадка" китайской экономики в 2013-14 годах. Китай уже начал проседать - рост ВВП в I квартале 2012 года составил 6,6% против 9% в 2011-м. Даже либерализация юаня не станет спасением для Китая в ближайшее время - процесс либерализации займет 10-20 лет. Тем не менее, по мнению большинства экспертов, в ближайшие годы мир будет наблюдать все возрастающее доминирование развивающихся, растущих рынков над развитым миром. Это обусловлено тем, что растущие рынки являются более устойчивыми к развитию, считает главный операционный директор компании Ernst & Young Global Джон Ферраро.
Пятый риск - рост цен на продовольствие и энергоресурсы. "Для региона этот риск носит позитивный характер, но для целого ряда стран СНГ может обернуться негативными последствиями", - сказал Винокуров.
При оценке рисков влияния глобальной нестабильности страны СНГ были разделены на три группы, которые отличаются друг от друга экономической структурой, структурой платежного баланса и уровнем налоговых поступлений.
В первую группу входят страны - экспортеры нефти - Азербайджан, Казахстан, Россия и Туркменистан, во вторую - экономики Армении, Кыргызстана, Молдовы и Таджикистана, которые объединены двумя основными характеристиками - относительно небольшим размером и крупным объемом экспорта энергоресурсов, что обуславливает каналы трансмиссии рисков, третья - экономики Узбекистана, Беларуси и Украины.
По мнению главы центра, эти различия между тремя группами предопределяют каналы негативного влияния внешних шоков на экономику стран.
Опыт преодоления кризиса
Несмотря на глобальную нестабильность и поиск мировыми державами путей выхода из кризисной ситуации с минимальными потерями, Турция прилагает все усилия, чтобы к 2023 году войти в первую десятку стран с наиболее крупной экономикой.
Турция даже готова преподать урок по преодолению последствий мирового финансового кризиса. В рамках форума премьер-министр Турции Реджеп Тайиб Эрдоган отметил, что денежно-финансовой и социальной политикой поощрительных мер его страна может стать примером для многих, кому она готова оказать содействие и кого готова поддержать в преодолении глобального кризиса.
Он считает, что меры, предпринятые странами G20, поставили барьеры на пути дальнейшего расширения экономического кризиса. Он предложил странам, которых кризис больше всех коснулся, ускорить процесс реформирования своей финансовой и экономической системы.
Турецкая экономика, по его словам, за последние 10 лет прошла через серьезные реформы, и в результате осуществления политики стабильности влияние кризиса на экономику страны было очень низким. За последние два года (в период наибольшего воздействия кризиса) Турция создала даже у себя 3,5 миллиона новых рабочих мест. Страна сегодня уже перешла к устойчивому развитию экономики. То, насколько быстрыми темпами растет турецкая экономика и укрепляется ее стабильность, подтверждает тот факт, что если 10 лет назад валовой национальный доход Турции составлял $230 млрд., то сейчас этот показатель достигает $775 млрд., сказал премьер-министр. При этом подушевой доход вырос с $500 до более чем $2,4 тыс.
Без создания дополнительных задолженностей Турция продолжает погашать долги. И в настоящее время ее долг перед МВФ снизился с $22 млрд. до $1,9 млрд. Турция также является наиболее привлекательной страной для капвложений, что объясняется стимулирующими мерами в этом направлении. Объем иностранных инвестиций в турецкую экономику составляет $16 млрд.
В свою очередь президент Казахстана Нурсултан Назарбаев также уверен, что именно отказ его страны от внешних заимствований помог легче пережить и выйти из мирового финансового кризиса. "Легкие кредиты являются ловушкой, надо просто перестать жить в долг и на кредиты, что мы сейчас и делаем", - сказал Назарбаев.
В период кризиса для реализации новых проектов Казахстан намерен использовать только средства специального Национального фонда, куда поступают доходы от нефтегазового сектора. Запасы этого фонда вместе с резервами Национального банка составляют $86 млрд.
Надо спасать еврозону
Между тем ситуацией в Европе (по выходу Греции из еврозоны) обеспокоены и администрация Обамы, и Китай, но лидеры европейских стран надеются на достижение перемирия, чтобы успокоить финансовые рынки до европейского саммита в июне текущего года.
Экс-премьер Великобритании Тони Блэр утверждает, что Европе нужны фундаментальные структурные реформы и ключом для Европы является наличие скоординированной политики для ее дальнейшего экономического роста. Экономику необходимо будет сбалансировать и с политикой, особенно в еврозоне, которой нужна фундаментальная структурная реформа, считает Блэр.
По его мнению, для Европы нет другой альтернативы, как пойти по пути фундаментальных структурных реформ в таких областях, как социальное, пенсионное обеспечение, рынок труда... "Если мы сумеем сбалансировать макроэкономический рост и макрореформы, то у нас будет хороший шанс выйти успешно из этого кризиса", - резюмировал он.
Президент ЕБРР Томас Миров настроен более оптимистично. Он считает, что у еврозоны самый лучший шанс на выживание, но для этого необходимы очень жесткая координация фискальной и бюджетной политики стран ЕС и общий мониторинг со стороны Европейской комиссии.
"В этой связи необходимо создавать единые бюджетные, денежно-кредитные и экономические союзы, но сегодня нет политической воли и политических предпосылок по созданию этих союзов, что связано с недоверием политической элиты одной европейской страны к национальному суверенитету другой, что в итоге привело к экономическому кризису, - сказал Миров. - В настоящее время нужно сбалансировать слабые стороны, и ЕС принимает адекватные меры в соответствии со спецификой каждой страны".
Эта неопределенность, касающаяся степени солидарности внутри ЕС и еврозоны, возникла из-за того, каким образом пробовали решить вопрос кризиса задолженности в Греции, Ирландии и Португалии.
По словам бывшего премьер-министра Италии Романо Проди, сегодня Европа входит в новую фазу кризиса, и, учитывая долю ВВП и экспорта стран Евросоюза в мировой экономике, положение ее в целом будет зависеть от того, как будет складываться ситуация в Европе.
Несмотря на это, нельзя допускать распада еврозоны. Если из ее состава выйдет Греция, то после нее последует выход Португалии, Испании, Ирландии, Италии и т.д., считает Проди. Хотя экономика Греции составляет всего два процента от европейской, идея в том, что если не будет солидарности между европейскими странами, то распада еврозоны не избежать.
А долгосрочная стратегия может стать незаменимой для выхода из кризиса, хотя для ее выработки потребуется время, чего у еврозоны нет. "Если у нас ставки рефинансирования будут постоянно повышаться, например, как в Греции, то у нас и времени, и возможности для реформ не останется, так как такие высокие ставки рефинансирования разрушат финансовую систему", - сказал Проди.
В итоге участники форума пришли к мнению, что наступило время для формирования принципиально новой мировой валютно-финансовой системы, создания постоянно действующего органа мирового валютного регулирования на основе Совета центральных банков G20 с целью сглаживания волатильности валютного рынка и создания возможностей оперативного и согласованного реагирования на курсы ведущих мировых валют. При этом реформирование мировой финансовой системы должно предусматривать механизмы регулирования движения краткосрочных капиталов между странами.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: