25 Ноября 2024

Понедельник, 15:28

ЗОЛОТАЯ СТАВКА НЕФТЕФОНДА

Впервые за годы независимости главная резервная структура страны приступила к покупке драгметалла на внешних рынках

Автор:

15.03.2012

Последние несколько лет в мире наблюдаются беспрецедентное увеличение спроса на золото и соответствующий рост цен на этот драгметалл. Корни этого тренда кроются в уходе инвесторов от номинированных в долларах и евро активов, дешевеющих все еще из-за нерешенных долговых проблем в Европе и США. В сложившихся обстоятельствах интерес к дорожающему золоту проявляет и наша страна. Уже в 2010 году золотые активы были включены в структуру резервов Центробанка, а в феврале текущего года к покупке драгметаллов приступил и Государственный нефтяной фонд Азербайджана (ГНФАР).   

 

Мировой тренд

8 марта текущего года в ходе торгов на Cомех, в подразделении Нью-Йоркской товарной биржи, апрельские фьючерсы на золото реализовывались по цене порядка $1683,9 за тройскую унцию (31,1 г). И хотя по сравнению с минувшим февралем цены на этот драгметалл отыграли назад, биржевые тренды, тем не менее, сулят однозначное подорожание. Ожидается, что не позже июня текущего года вполне реален уровень в $1800 и более за унцию. Подобные прогнозы вполне оправданы, если учесть, что только за последние два года золото подорожало на 60%, причем цены на этот металл повышаются уже пятый год подряд, что стало наиболее продолжительным периодом роста, по крайней мере с 1920 года. 

Согласно мнению авторитетных аналитиков и биржевых трейдеров, рост цен на золото будет главенствующим трендом на ближайшие пять лет. В частности, уже сегодня контракты на покупку золота почти в сто раз превышают его реальный физический объем на рынке. Это значит, что на рынке золотых фьючерсов, по сути, раздувается очередной пузырь, лишь теоретически обеспеченный еще не добытым и не отлитым в слитки драгоценным металлом. Согласно среднесрочным прогнозам, цена на золото достигнет $5 тысяч за тройскую унцию к 2016 году. Тем самым физическое золото ввиду его явной дефицитности подорожает, как минимум, в три раза в течение ближайших четырех лет.

Подобный рост цен на золото подталкивает, прежде всего, его использование в качестве инструмента хеджирования рисков инфляции, политической нестабильности и ослабления монетарной политики ведущих государств мира. По сути скачок цен на золото связан со спекулятивным спросом, причина которого - паническое бегство в надежные инвестиционные активы со стабильно растущим трендом. Что же касается долгосрочной тенденции удорожания драгметаллов, то она связана с тем, что на глобальном рынке продолжает сохраняться неопределенность относительно перспектив выздоровления мировой экономики. Более того, золото имеет практически нулевую корреляцию с остальными инвестиционными активами, то есть является отличным инструментом диверсификации не только для центробанков государств и крупных компаний, но и для простых инвесторов.

 

Запас Центробанка

Примечательно, что достаточно длительный период времени, с момента обретения Азербайджаном государственной независимости, в правительстве и Центральном банке нашей страны придерживались осторожной и взвешенной позиции в вопросе резервирования золотых запасов. Считалось, что золото достаточно рискованный актив для диверсификации валютных запасов государства на долгосрочной основе. Лишь в 2010 году в Центробанке АР было принято решение включить в свою валютную корзину новый актив - драгметаллы. Причем Центробанк не приобретал золото на мировых рынках,  как это делали  другие государства, а лишь накапливал добытые на азербайджанских месторождениях, освоение которых ведется в рамках нескольких PSA-контрактов, в частности в Гядабейском районе. С середины 2009 года операционная компания Anglo-Asian Mining PLC ведет здесь промышленную разработку, а добываемое золото поставляется на аффинаж в Швейцарию. Часть слитков, реализуемых на мировом рынке под брендом Ayrim, поступает на хранение в Центробанк Азербайджана в рамках договора о долевом разделе добычи. На конец прошлого года аккумулированные ЦБА запасы золота достигли 513,6 кг, а их рыночная стоимость оценивается Министерством финансов в $28,4 млн. 

Всего за неполные три года компания Anglo-Asian Mining PLC добыла в нашей стране порядка 2,408 т золота. Со временем, после завершения возмещения инвесторами своих расходов, правительство Азербайджана будет получать 51% прибыли с золотых приисков. В случае сохранения добычи на текущем уровне выручка страны при достижении максимального ценового прогноза в $5000 за унцию превысит $321,5 млн., из которых большая часть придется на долю правительства. При увеличении же ежегодной добычи до пяти тонн в год выручка составит порядка $803,8 млн., то есть по максимуму приблизится к 10% от совокупного нефтяного дохода страны. 

Однако пока объемы накопленного ЦБА физического золота весьма невысоки и вряд ли превысят несколько тонн в ближайшие два-три года. Многие государства мира в вопросе резервирования золота демонстрируют несколько иные подходы. В последние два года заметно возросло число центробанков и других наделенных схожими полномочиями фондов и государственных структур, стремящихся увеличить долю драгоценных металлов, и прежде всего золота, в структуре резервируемых валютных запасов. Так, по данным Всемирного совета по золоту, в течение 2011 года совокупные золотые запасы центробанков мира динамично увеличивались и в среднем доля драгоценного металла в структуре валютных резервов теперь превышает 12%. В целом к середине прошлого года накопленные ЦБ объемы физического золота достигали 25,7 тыс. тонн.    

Примечательно, что в последнее время это направление доминирует не только в развитых государствах, таких как США, Германия, Италия и Франция, традиционно аккумулирующих заметные запасы драгметаллов. В перечисленных странах доля физического золота уже достаточно давно колеблется от двух третей до трех четвертей совокупных золотовалютных резервов. В целом можно с достаточной уверенностью говорить о "золотом паритете" между США и странами зоны евро, совокупные золотые запасы которых и,  соответственно, гипотетическое "золотое обеспечение" доллара США и евро сопоставимы друг с другом. Структура золотых запасов крупнейших стран мира крайне неоднородна, но для крупных экономик достаточно неплохо соотносится с объемами валовых внутренних продуктов стран первой десятки. Исключение составляют лишь Китай и Япония, для которых характерны чрезвычайно низкие доли в резервах монетарного золота.

Между тем в последние годы к активной скупке золота приступили и развивающиеся страны Азии, Африки, Южной Америки и многие наши соседи по СНГ. Причем речь идет не только о резервировании золота, добываемого в развивающихся странах, часть которого правительства получают в качестве доли от освоения природных богатств иностранными и местными золотодобывающими компаниями. Это не только динамично развивающиеся и обладающие избытком валютных поступлений Индия, Таиланд, Венесуэла, Иран и другие нефтедобывающие государства Персидского залива и Северной Африки, но и многие не блещущие показателями экономического роста страны. Так, в январе текущего года интерес к покупке драгметаллов наблюдался со стороны Казахстана, Турции и Беларуси, которые совместно купили более 538 тыс. тройских унций.

 

Главный накопитель

Согласно данным Всемирного совета по золоту, уже в минувшем году центробанки ведущих государств мира перешли в разряд чистых покупателей драгметаллов. С начала текущего года и в нашей стране принято решение следовать в канве мирового тренда. Однако применительно к Азербайджану функция главного накопителя драгоценных металлов вменена не Центробанку, а ГНФАР. 

С целью диверсификации инвестиционного портфеля и увеличения его доходности с 1 февраля текущего года ГНФАР приступил к вложениям в золото. Госнефтефонд осуществляет покупку золотых слитков у банков и иных организаций, являющихся маркетмейкерами - членами Ассоциации участников лондонского рынка драгоценных металлов London Bullion Market Association. В состав ассоциации входят крупнейшие банки, золотодобытчики, транспортные и аффинажные компании, специализирующиеся на рынке золотых и серебряных слитков. 

Согласно изданному в декабре прошлого года указу главы государства, фонду разрешено вкладывать до 5% своего совокупного инвестиционного портфеля в золото. Если учесть, что средневзвешенный инвестиционный портфель фонда на 2012 год сверстан в объеме 23 млрд. манатов ($29,258 млрд.), то, исходя из этого, в рамках пятипроцентной квоты ГНФАР может приобрести золота на сумму порядка $1,462 млрд., что в текущих ценах ($1683,9 за тройскую унцию) эквивалентно порядка 27 тоннам золота. Разумеется, реальные объемы закупаемого драгметалла будут несколько меньше, так как заполнение пятипроцентной квоты ГНФАР станет не единовременной сделкой, а растянется на сравнительно длительный срок. Здесь следует принять во внимание и тот факт, что цены на золото в текущем году будут лишь увеличиваться, соответственно уменьшится количество драгметалла, который сможет приобрести Госнефтефонд на обозначенную сумму. 

Тем не менее, даже приняв решение о приобретении золота на мировых рынках, правительство Азербайджана по-прежнему придерживается весьма осторожного подхода к этому весьма рискованному резервному инструменту. Его доля в структуре активов ГНФАР ограничена пятью процентами и вряд ли в ближайшие годы в нашем государстве будет принято решение о массовой скупке золота на мировых рынках или кардинальной смене структуры валютных резервов Госнефтефонда. 

Подобная осторожность нашего правительства вполне оправдана, так как безудержный рост цен на золото настораживает многих экспертов, считающих, что чрезмерный интерес инвесторов к золоту в немалой степени подогрет действиями фондовых спекулянтов. Так, по мнению профессора Нью-Йоркского университета Нуриэля Рубини, в мировой экономике нет фундаментальных причин, например гиперинфляции, для такого скачка цен на золото. Фактически сегодня рост цен на драгметаллы вызван боязнью инвестировать в долговые активы из-за рисков дефолтов, опасений спада в экономике. Срабатывает психологический стереотип - большинство инвесторов считают, что золото самый безопасный актив. Точно так же три года назад считали, что тарифы на нефть никогда не упадут, а цены на недвижимость всегда будут расти. Однако, как показывает практика, всякий спекулятивный рост на тот или иной товар или фондовый актив рано или поздно заканчивается и нередко завершается резким сдуванием мыльного пузыря. Поэтому многие аналитики убеждены, что то же самое будет и с золотом - расхождение во мнениях лишь в максимальном уровне цен на этот драгметалл и сроках завершения золотой лихорадки. 



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

562


Актуально