25 Ноября 2024

Понедельник, 17:34

ГАЗОВЫЕ БАТАЛИИ,

или Противостояние с политико-экономической примесью

Автор:

15.10.2011

Споры вокруг диверсификации поставок энергоносителей в Европу, вступившие в новую фазу после летних каникул, приобретают все более отчетливые контуры. После критики Москвы в адрес Евросоюза, предоставившего мандат Еврокомиссии (ЕК) на подписание юридически обязывающего соглашения о реализации проекта строительства Транскаспийского газопровода, ЕК инициировала проверки и обыски в офисах дочерних предприятий ОАО "Газпром" в Центральной и Восточной Европе, а также некоторых европейских покупателей ОАО. Проверки были произведены на территории 10 европейских стран. В число проверяемых попали EON Ruhrgas, PGNiG, OMV и RWE. Кстати, компании OMV (Австрия) и RWE (Германия) являются членами консорциума по строительству газопровода Na-bucco. 

В официальном заявлении ЕК отмечается, что обыски были связаны с расследованием возможной "антиконкурентной практики в области поставок природного газа в государства - члены Центральной и Восточной Европы". То есть Москве дают понять, что в действиях ЕК нет никакой политики и ничего личного, это только бизнес. В пресс-релизе Еврокомиссии отмечается, что подобная проверка не означает автоматическое признание виновности компаний, хотя слова комиссара ЕС по энергетике Гюнтера Отингера, что причиной послужили подозрения в нарушении антимонопольных правил ЕС, говорят о не случайности данных проверок. В частности, ЕК обвиняет компанию "Газпром-Германия" в злоупотреблении своим влиянием на рынок и в ценовом сговоре, который препятствует здоровой конкуренции. В аналогичном духе выступила также пресс-секретарь ЕК по вопросам конкуренции Амелия Торрес: "Это не рутинные проверки. Мы проводим антимонопольное расследование только в том случае, если у нас есть все основания для этого". 

Российский газовый монополист "Газпром" в свою очередь заявил о готовности оказать всю необходимую поддержку ЕК, заподозрившей его в нарушении антимонопольного законодательства. Тем не менее ЕК планирует подать в суд на 18 государств ЕС за невыполнение условий так называемого "третьего энергетического пакета", который должен был помочь странам либерализовать газовый рынок. Согласно этому документу, призванному способствовать развитию конкуренции на энергетических рынках, добывающие компании не могут одновременно владеть распределительными и транспортными сетями. В ЕС приняли указанный пакет в 2009 году в надежде снизить зависимость от "Газпрома". 

Не исключено, что проверки в офисах ряда европейских компаний, связанных с "Газпромом", могли стать результатом недовольства стран Восточной Европы завышенными ценами на российское топливо, а также конкуренции между газопроводом "Южный поток" и европейским проектом Nabucco. В случае выявления нарушений в ходе антимонопольных проверок "Газпрому" грозят миллиардные штрафы (по некоторым оценкам,  около 4,5 млрд. евро).  

Не успели стихнуть европейские страсти, как Москва получила очередной неприятный "сюрприз" от Анкары. В первый же день октября министр энергетики Турции Танер Йылдыз заявил, что его страна отказывается от закупок газа, поступающего из России по "западному маршруту" по линии государственной компании Botas. По данному маршруту, контракт на который был заключен еще во времена СССР (1986), Турция импортировала в год 6 млрд. кубометров российского газа. Срок контракта истекает в декабре текущего года. Отказ турецкой Botas продлить его с "Газпромом" означает, что объем закупаемого газа снижается с 18 (прошлогодний показатель) до 12 млрд. кубометров. Причем соглашения между Турцией и Россией предусматривали поставки в объеме 30 млрд. кубометров (с учетом "западного маршрута") в год. По официальной версии, причиной отказа послужил факт провала переговоров о 20-процентном снижении цены на российский газ, чего Анкара добивалась от Москвы в течение долгого времени. Хотя в 2009 году, когда был подписан российско-турецкий межправительственный газовый протокол, Анкаре обещали снизить цены. То же самое обещал и вице-премьер России по ТЭК Игорь Сечин год спустя. 

Кстати, вопрос стоимости дискутируется также между Россией и странами Центральной и Западной Европы, для которых в IV квартале этого года "Газпром"  установил цену в $500 за 1 тыс. кубометров (примерно как и для Турции). По мнению ряда экспертов, демонстрируя неуступчивость в переговорах с Анкарой, Москва рассчитывала, что Турция не сможет отказаться от поставок энергоносителей с Севера, однако просчиталась. По подсчетам экономистов, отказ Анкары от "западного маршрута" обойдется "Газпрому" примерно в $2,5 млрд. в год. Вместе с тем данная ситуация может создать куда более серьезные последствия для России.  

Анкара и Москва до сих пор не договорились о прокладке газопровода "Южный поток" в турецких территориальных водах Черного моря, что может привести к отказу Турции от этого газопровода. Очевидно, что Анкара, отказываясь от  "западного маршрута", рассчитывает на скорейшую реализацию альтернативных газопроводов, в том числе и Nabucco, о чем однозначно заявил министр энергетики Турции Т.Йылдыз. "Мы рассматриваем  Nabucco как стратегический проект и будем прилагать все усилия для его реализации", - сказал он. Такое заявление является доказательством того, что  Турция, скорее всего, в ближайшее время переориентирует свой рынок на азербайджанский и иранский газ, чтобы не зависеть от российской стороны. Тем более что  Баку и Анкара в настоящее время находятся на пороге заключения пакета газовых соглашений, которые предусматривают подписание контрактов на поставку газа в рамках первой и второй стадий разработки "Шахдениз", а также транзит азербайджанского газа в Европу через территорию Турции. 

Проверка европейских компаний, связанных с российским газовым монополистом, и дочерних предприятий "Газпрома" в 10 европейских странах, отказ Анкары от "западного маршрута" и ближайшая перспектива подписания пакета соглашений между Азербайджаном и Турцией, по которому долгое время Баку и Анкара не могли прийти к общему знаменателю, дают основание предположить, что последние события имеют не только экономическую, но и политическую окраску. Судя по всему, Запад, мобилизовав все доступные ресурсы и средства, а также партнеров, начал фронтальное давление на Россию с тем, чтобы Москва не мешала строительству Nabucco и Транскаспийского газопровода. При положительном исходе данной тактики европейские потребители, жалующиеся на ценовой диктат "Газпрома", получат сильный рычаг в переговорах по снижению стоимости российского газа. С другой стороны, это позволит странам Каспийского региона получить прямой выход на европейский рынок, что также на конкурентной основе может привести к снижению цен на энергоносители. Для экономики Европы, столкнувшейся сегодня с серьезными испытаниями, такая реальность явилась бы своевременным подспорьем. Стабильно высокие цены, устанавливаемые "Газпромом" в рамках долгосрочных контрактов, не выгодны для европейских потребителей и ложатся тяжелым бременем на их экономику. Кроме того, диверсификация поставок и маршрутов энергоносителей сузила бы возможности Москвы, которая, как считают на Западе, периодически использует "энергетическую дубинку" в политических целях.  

О решимости Европы реализовать проекты в обход России говорит и тот факт, что в первых числах октября еврокомиссар по энергетике Гюнтер Отингер на открытии VI Евразийского форума Kazenergy в Астане пригласил Казахстан (соучредителя Таможенного союза вместе с Россией и Беларусью) войти в проект Транскаспийского газопровода.

Растет привлекательность западных проектов и для Туркменистана, который еще несколько лет назад озвучил свое принципиальное согласие на участие в них. Для Туркменистана, увеличившего добычу природного и попутного газа, получить прямой выход на европейские рынки является требованием времени. Особенно в свете замораживания строительства Прикаспийского трубопровода, который должен был поставлять газ из Туркменистана в Россию через Казахстан. Хотя российский вице-премьер И.Сечин отметил, что строительство отложено, чтобы дождаться повышения спроса на газ на рынке ЕС, большинство экспертов это решение объясняют серьезными разногласиями между Москвой и Ашгабатом по поводу цены и объема поставок туркменского газа, возникшими в 2009 году. Интересно, что тогда Россия взамен за отказ от участия в проекте Nabucco заявила о своей готовности помочь Туркменистану доставить газ на рынок Южной Азии по газопроводу ТАПИ (Туркменистан - Афганистан  - Пакистан - Индия), что вряд ли пришлось по душе ЕС. Это является еще одним подтверждением того, что все противостояния без исключения между Москвой и Брюсселем имеют серьезную политическую подоплеку. 

У Европы, которая организовала ревизию "Газпрома", российский газовый монополист ассоциируется как один из ключевых игроков, используемых Москвой во внешней политике. Наверное, поэтому немецкий журнал "Шпигель" отмечает, что именно "Газпром" должен превратить Россию опять в сверхдержаву. В Брюсселе более чем уверены, что стратегия "Газпрома" разрабатывается не в офисе газового гиганта, а в Кремле. Поэтому не исключено, что действия ЕК могли быть продиктованы также анонсированием возвращения в Кремль Владимира Путина, традиционно придерживающегося жесткого внешнеполитического курса.  

Москва, между тем, сделала несколько контрходов в данном противостоянии. Глава "Газпромэкспорта" Александр Медведев заявил, что российский газовый монополист попытается поставить объемы, от которых отказалась турецкая госкомпания Botas, новым партнерам - частным компаниям для продажи в Турции. Аналогичный вариант планируется и по отношению к Украине. В случае аннулирования договора между "Газпромом" и украинским "Нафтогазом" российский монополист начнет продавать газ напрямую своим "дочкам" - "Газпромсбыт-Украине" и "УкрГазЭнерго". 

Еще одним ответным ходом Москвы можно считать недавнее предложение российского премьер-министра В.Путина постсоветским странам объединиться в Евразийский союз на базе Таможенного, который с начала следующего года будет преобразован в Единое экономическое пространство (ЕЭП). 

Очевидно, что Кремль при закулисной поддержке некоторых ведущих стран Европы, как это случалось и раньше, попытается расколоть единый фронт ЕС для нейтрализации давления на "Газпром" и торможения реализации альтернативных энергопроектов. И в этом вопросе Москва, скорее всего, рассчитывает на поддержку Германии, которая в начале сентября запустила совместный проект с Россией "Северный поток". 

Кстати, о лоббировании Берлином (и не только им) интересов России в ЕС президенту Украины Виктору Януковичу прямо заявил В.Путин во время закрытых переговоров в Завидове с участием президента России Д.Медведева. По информации российской прессы, В.Путин уговаривал В.Януковича вступить в Таможенный союз, убеждая, что Киев в Евросоюзе не ждут; что ЕС никогда не примет решение, идущее перпендикулярно интересам России; что на страже интересов Москвы в Европейском союзе стоят ряд стран во главе с Германией. 

Учитывая эти откровения В.Путина, вряд ли можно назвать случайностью, что сразу несколько ведущих немецких компаний, связанных с "Газпромом", оказались среди подозреваемых Еврокомиссией. И как тут определишь, чего тут больше - экономики или все-таки политики? 



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

438


Актуально