Автор: Сахиль ИСКАНДЕРОВ, политолог Баку
Интриги вокруг диверсификации газовых поставок из постсоветского пространства в Европу в прошлом месяце приобрели особую окраску. В первой декаде сентября был дан старт заполнению технологическим газом одной из двух ниток газопровода "Северный поток", а первые поставки топлива по этой нитке планируется начать уже в октябре текущего года. Тем самым был успешно осуществлен запуск газопровода стоимостью 7,4 млрд. евро, который является принципиально новым маршрутом экспорта российского газа в Европу.
Согласно прогнозам, импорт газа в страны Европейского союза (ЕС) в ближайшее десятилетие возрастет примерно на 200 млрд. кубометров, или более чем на 50%. Российские же проекты вкупе способны удовлетворить эти дополнительные потребности лишь на 60%. ЕС беспокоит еще и то, что в "Северном" и "Южном" потоках единственным поставщиком выступает российский монополист "Газпром".
Исходя из этих реалий, ЕС и решил выступить единым фронтом на переговорах с Азербайджаном и Туркменистаном по реализации проекта Nabuссо и Транскаспийского газопровода. Официальный мандат на подписание юридически обязывающего соглашения по реализации проекта строительства Транскаспийского газопровода Евросоюз представил в середине сентября Европейской комиссии (ЕК).
Как и следовало ожидать, в Москве данный шаг ЕС подвергли резкой критике, акцентируя внимание на отсутствии документа, определяющего правовой статус Каспия. Официальный представитель Министерства иностранных дел А.Лукашевич заявил, что лишь пять прикаспийских государств имеют право решать вопросы, связанные с использованием ресурсов этого моря. В аналогичном духе выступил и Тегеран. Однако многие западные эксперты такую позицию Москвы назвали ангажированной. В частности, по мнению старшего научного сотрудника Института европейских, российских и евразийских исследований в канадском Карлтонском университете Роберта Катлера, собственная российская активность в северной части Каспийского моря демонстрирует, что Москва достаточно лицемерна и неискренна. Он утверждает, что с точки зрения международного права нет никаких препятствий для строительства Транскаспийского газопровода. Предположение, что требуется согласие всех пяти стран бассейна Каспийского моря, не учитывает тот факт, что все они занялись разработкой и развитием морских месторождений, не получая разрешения или согласия друг у друга. Так как Транскаспийский газопровод соединит Туркменистан и Азербайджан напрямую и не пройдет по эксклюзивной экономической зоне других государств, для него не требуется одобрения какой-либо другой страны. Р.Катлер считает, что даже разграничение национальных секторов в Каспийском море не является необходимым для Азербайджана и Туркменистана, чтобы реализовать проект. Все, что им нужно, - это достичь соглашения и потом действовать. Одним словом, нет никаких препятствий для успешного заключения и реализации соглашения о строительстве Транскаспийского газопровода, помимо политической воли участвующих сторон. Новая решимость, которую демонстрирует ЕС, хотя достаточно поздно вступает в игру, но, тем не менее, способна определить ее результат.
Что касается "тревоги" о биоресурсах и экологических проблемах Каспия, то эксперты рекомендуют Москве прежде всего позаботиться об экологии Балтийского и Черного морей, по дну которых пройдут "Северный" и "Южный" потоки. Здесь взамен на определенные экономические дивиденды Москве удалось получить согласие на проекты стран (Швеция, Дания, Финляндия и Турция), которые вначале противились идее прокладки этих газопроводов по дну. При этом были игнорированы позиции Литвы, Латвии, Эстонии и Польши, уверенных в том, что "Северный поток" угрожает экологической безопасности Балтийского моря и не отражает единый подход стран - членов ЕС.
Но, судя по всему, на этот раз ЕС настроен решительно и призывает Россию не мешать газотранспортному проекту Nabuссo, не пытаться с помощью дорогого по цене газопровода "Южный поток" остановить его реализацию. Об этом заявил еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер. По его мнению, Россия должна быть заинтересована как в Nabuссо, так и в других его альтернативах - ТАР и ITGI. Евросоюз вовсе не против "Южного потока", пусть Россия его строит. Но пусть она смирится и с тем, что Nabuссо и Транскаспийский газопровод тоже будут проведены. К тому же это пойдет на пользу самой России. "Если Москва смирится с тем, что "Южный коридор" является неизбежным и что Туркменистан и Азербайджан имеют право принимать самостоятельные решения, то европейцы будут значительно больше доверять такому энергоносителю, как газ. Если россияне будут пытаться ставить палки в колеса Nabuссо технически, прокладывая газопровод "Южный поток", или политически, осуществляя давление на Ашгабат и Баку, я лично буду меньше доверять долгосрочным газовым контрактам и меньше верить в тезис о том, что газ не является для России политическим инструментом", - сказал Г.Оттингер. Кроме того, по его словам, теперь "Европа говорит в один голос" (скорее всего имеются в виду прежние закулисные игры Берлина с Москвой), и никакие "потоки" или политическое давление на Баку или Ашгабат не заставят Европу отказаться от идеи строительства Транскаспийского газопровода и Nabucco.
Между тем открытие нового крупного газоносного месторождения "Абшерон" в азербайджанском секторе Каспия повысило объем подтвержденных запасов газа Азербайджана до 2,5 трлн. кубометров. Это, по словам управляющего директора Nabucco Gas Pipeline International GmbH Рейнхарда Митчека, повышает интерес к Nabuссо. Но и данный показатель может возрасти. Эксперты связывают большие надежды со структурами "Бабек", "Нахчыван", "Зафар-Машал", а также с глубокозалегающими пластами блока "Азери - Чираг - Гюнешли". По различным оценкам, потенциальный объем газовых ресурсов Азербайджана может достигнуть 5 трлн. кубометров. По словам вице-президента Государственной нефтяной компании АР Хошбахта Юсифзаде, к 2025 году добыча газа в Азербайджане составит 50 млрд. кубометров в год, а внутреннее потребление газа - 11-12 млрд. кубометров, что позволяет стране увеличить потенциал экспортных поставок. Логически получается, что с учетом внутреннего потребления и нынешних экспортных обязательств Азербайджан со временем способен наполнить газопровод Na-bucco собственными ресурсами.
По мнению большинства экспертов, Nabucco полностью обеспечит потребности в "голубом топливе" восьми европейских стран (Румыния, Болгария, Венгрия, Австрия и др.) и нейтрализует их газовую зависимость от России. Посему торпедирование Россией этого газопроводного проекта, который, по замыслу инициаторов, должен обойти ее, вполне понятно.
Следует отметить, что в свое время торможению реализации Nabucco и Транскаспийского газопровода в немалой степени способствовали и закулисные игры с Россией таких ведущих стран ЕС, как Германия, Франция и Италия. Спекулируя оценками о недостаточности запасов, эти страны вслед за Россией требовали у Азербайджана и Туркменистана твердых политических и экономических гарантий. Тем самым они пытались возложить ответственность за политические и экономические риски на страны-производители.
Однако выразив свое принципиальное согласие на участие в проекте Nabuссo, Баку и Ашгабат не согласились с таким подходом. Весьма поучительной в этой связи является позиция президента Азербайджана Ильхама Алиева, который неоднократно заявлял, что если Nabuссo рассматривается как проект, обеспечивающий энергетическую безопасность европейских стран, то Европа и должна финансировать его реализацию. А для Баку этот проект является не единственным маршрутом для диверсификации поставок азербайджанского газа.
С учетом всех этих факторов, пока члены ЕС вели бесконечные дискуссии и занимались внутренними разборками по финансированию строительства Nabuссo, Москва успела предложить Баку и Ашгабату самые высокие цены за оптовые покупки каспийского газа. В результате "Газпром" заключил договор с Азербайджаном о приобретении газа в объеме двух млрд. кубометров в год. Причем верхняя планка этого объема может расти. Аналогичная ситуация наблюдается и в российско-туркменских энергетических взаимоотношениях.
С запуском "Северного потока" необходимость реализации Nabuссo и Транскаспийского газопровода приобретает более актуальный характер. Во-первых, строительство "Северного" и "Южного" потоков все больше усиливает газовую зависимость европейского пространства от России. Во-вторых, обход Украины, являющейся главной страной - транзитером российского газа, очень болезненно воспринимается в Киеве, что чревато новыми "газовыми войнами". Не случайно в середине сентября президент Украины Виктор Янукович совершил визит в Туркменистан, где Киеву предложили альтернативные объемы "голубого топлива" (40-50 млрд. кубометров) всего по $200 за тысячу кубов. Вплоть до разрешения Киеву самостоятельно добывать газ на туркменском шельфе Каспия.
С другой стороны, в Киеве все громче называют цену за российский газ, поставляемый в Украину, несправедливо завышенной и неадекватной уступкам в вопросе дислокации российского Черноморского флота в Севастополе. Это еще раз подтверждает предположения о том, что короткий период безоблачных российско-украинских взаимоотношений может подвергнуться новым испытаниям.
С точки зрения России, которую озвучил премьер-министр Владимир Путин, "Северный поток" позволит Москве отойти "от диктата транзитных государств". А это сильный удар по Украине как транзитной стране.
Позицию премьер-министра Украины Николая Азарова по данному поводу более чем красноречиво озвучил его пресс-секретарь В.Лукьяненко. "Если Россия строит обходные трубопроводы вокруг Украины, Украина хочет получить ясный ответ: рассчитывать ли ей на то, что Россия будет использовать украинскую газотранспортную систему (ГТС)? Если Россия намерена отказаться от использования Украины как транзитера газа в Европу, то для Украины содержание ГТС становится нерентабельным и ее придется демонтировать, чтобы не тратиться на содержание", - заявил В.Лукьяненко.
Правда, большинство экспертов скептически относятся к угрозе о демонтаже украинской ГТС, над которой Россия последние годы безуспешно пытается установить контроль. Однако серьезные разногласия с Москвой в газовом вопросе могут инициировать повторение ситуации начала 2009 года, когда ценовой спор между двумя славянскими соседями привел к прекращению поставок в 20 стран на две недели. По логике вещей получается, что запуск "Северного потока" не только не устраняет газовую зависимость Европы от России, но и гипотетически (с учетом угрозы Киева демонтировать свою ГТС) может привести к сокращению поставок в европейские страны, куда через территорию Украины транспортируется около 80% российского газа.
Вполне естественно, что такая ситуация вновь выводит на первый план роль Азербайджана как стабильного стратегического партнера в обеспечении энергетической безопасности Европы. Это было отмечено и в ходе одноименной международной конференции, состоявшейся 16 сентября в офисе Европарламента в Париже, в работе которой приняла участие первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева. Полноценная реализация этой роли сегодня в первую очередь зависит от политической воли ЕС, четко заявившего о своих намерениях в сентябре. Не исключено, что до сих пор ЕС рассчитывал на уступчивость со стороны Москвы в вопросе осуществления проектов Nabuссо и Транскаспийский газопровод.
Сегодняшняя ситуация позволяет предположить, что в вопросе финансирования строительства Транскаспийского газопровода и Nabuссo члены ЕС все же придут к общему и положительному знаменателю. Тем более что в сравнении с огромными финансовыми вливаниями, которые делаются в целях спасения от коллапса экономики некоторых стран - членов ЕС, сумма, требуемая для строительства Nabuссo, выглядит довольно-таки смешной.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: