5 Декабря 2025

Пятница, 20:51

АНКАРА ВЕРНА СВОЕЙ ПОЛИТИКЕ

Т.Ари: «Не думаю, что в политике Турции, желающей внести вклад в обеспечение стабильности на Кавказе, произошли какие-либо изменения»

Автор:

15.01.2011

В Турции будет снесен недостроенный памятник дружбы между армянами и турками, установленный в городе Карс, на востоке страны. Снести 30-метровый монумент распорядился премьер-министр Реджеп Тайиб Эрдоган. Свое решение он объяснил исключительно эстетическими соображениями. По его мнению, "памятник уродлив и не вписывается в архитектурный пейзаж города". 

Глава МИД Турции Ахмед Давутоглу также выразил солидарность с премьер-министром. Он отметил, что этот памятник не гармонирует с архитектурой Карса. Однако, подчеркнул министр, снос памятника никак не связан с армяно-турецкими отношениями. "Мы "за" установление отношений с Арменией, но это не должно носить  одностороннего характера. Армения также должна предпринять шаги в этом направлении. Для установления мира на Кавказе необходимо, чтобы отношения между Арменией и Азербайджаном улучшились", - заметил Давутоглу.

Такого же мнения придерживаются и в турецком экспертном сообществе. По мнению политологов, Анкара и в этом году останется приверженной политике налаживания добрососедских отношений со странами региона, но не в ущерб своим национальным интересам. В пример приводится также встреча Р.Т.Эрдогана с греческим коллегой Георгиосом Папандреу в Эрзуруме сразу после новогодних каникул. 

С главой департамента международных отношений турецкого университета Улудаг, профессором Тайаром АРИ мы беседовали еще до происшедших событий. Несмотря на это, его интервью помогло нам найти ответы на многие актуальные вопросы о внешнеполитических приоритетах Турции на этот год. 

- Некоторое время назад Турция выступила с инициативой создания Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе. Были предприняты даже конкретные шаги, в частности, по установлению атмосферы доверия на Кавказе и открытию армяно-турецкой границы. Но, по мнению ряда обозревателей, Анкара под влиянием определенных обстоятельств внесла коррективы в свои планы. 

- Не думаю, что в политике Турции, желающей внести вклад в обеспечение стабильности на Кавказе, произошли какие-либо изменения. Однако стоит признать, что невозможно достигнуть этой цели одними лишь усилиями Анкары. Для этого нужны усилия всех региональных, а также мировых игроков. К тому же, если учесть тот факт, что политика Армении, к примеру, формируется под воздействием внутренних и внешних факторов, то становится понятным, что односторонних усилий Анкары недостаточно. Однако руководство Армении предпочитает обвинять других, не осознавая, что путь к долгосрочному миру в регионе лежит через урегулирование карабахского конфликта и освобождение оккупированных земель.  

- В конце 2010 года мировую политику сотрясли опубликованные сайтом WikiLeaks депеши американских дипломатов. Насколько серьезным испытанием для системы международных отношений стал этот масштабный слив? В частности, может ли это как-то повлиять в будущем на отношения Турции с США, да и с другими странами? 

- Большая часть информации, содержащейся в переписках американских дипломатов с Госдепом США, которая стала известна мировой общественности посредством Wiki-Leaks, - это рутинная  информация. Большинство из этих документов походит на субъективные видения и оценки послов стран, в которых они работали, и степень их использования - всецело прерогатива Госдепа. Главное в данной связи понять, продуманной ли была данная утечка информации, основанной в большинстве своем на слухах, или же она стала доступна общественности в результате оплошности и ошибок.   

Если информация была слита в результате оплошности, значит, после этого не только лицам, находящимся в контакте с американскими дипломатами, но и государствам необходимо быть бдительными к вероятности подобного рода утечек. Если это действительно так, то налицо необходимость пересмотра вопроса информационной безопасности. 

Однако если эти депеши были преднамеренно слиты общественности, значит, налицо попытка серьезных манипуляций. То есть надо изучить истинные цели, которые ставили силы, начавшие данную кампанию. Если оставить в стороне информацию, касающуюся "желтой прессы", то можно предположить, что целью этих публикаций являлось стремление снизить уровень доверия между некоторыми странами Ближнего Востока и Кавказа и внести раскол в их тесные связи.

Также не исключено, что данная утечка, которая уже предана огласке или, возможно, еще станет достоянием общественности, является способом шантажа. 

Так или иначе, государства не должны попадаться на такие уловки. Наоборот, необходимо пресечь стремление и ожидание того, что межгосударственные связи ухудшатся. Кстати, первые реакции были именно в этом направлении.

Другим негативным моментом является то обстоятельство, что уровень доверия к американским дипломатам в странах региона может упасть. То есть отныне жители нашего региона предпочтут не входить в контакты с американцами, а если общение необходимо, будут предельно внимательными. Ведь налицо вероятность того, что высказывания, которые будут иметь место в ходе подобных встреч, могут быть искажены или даже использованы против них самих же.

В заключение хотелось бы отметить, что хотя какая-то информация WikiLeaks и вызвала беспокойство в Турции, она не была столь масштабна, чтобы серьезно ухудшить турецко-американские отношения. Ведь ситуация была неоднократно открыто констатирована сторонами в ходе переговоров. Так что я не считаю, что Анкара станет проводить политику в отношении своих соседей, основываясь на документах, слитых WikiLeaks. 

- Из 250  тысяч сенсационных секретных документов, обнародованных WikiLeaks, 8 тысяч относятся к Турции. С чем это может быть связано?

- Турция привлекает к себе внимание не только из-за региональных конфликтов, но и как страна, стремящаяся внести вклад в установление мира в глобальном масштабе. Особенно, если учитывать динамично развивающуюся турецкую экономику и желание формировать более современную гражданскую демократию.     

К тому же Турция, которая долгие годы придерживалась курса, не совместимого со своей историей, ценностями и культурой, начала сближаться  с Ближним Востоком и исламским миром. По окончании эры холодной войны у Турции появились очень близкие друзья как на Балканах, так и на Кавказе и в Средней Азии. Анкара стремится наладить тесные отношения с большим количеством государств, имеющих очень широкую географию. В этой связи турецкое руководство старается завязывать не односторонние или двусторонние связи, а обеспечить многогранность. Турция своей внешней политикой, предполагающей укрепление безопасности в соседних регионах, стремится сформировать справедливую и миролюбивую среду как в своем регионе, так и в мире в целом. Такое стремление, безусловно,  привлекает к себе внимание других игроков.

- Согласно одной из депеш WikiLeaks, войска США в Ираке передавали оружие Курдской рабочей партии (КРП). Причем в одном из документов, подготовленных американским командованием в Ираке, террористы КРП называются "бойцами за свободу". Насколько эта информация может отражать реальное отношение Вашингтона к проблеме КРП? 

- Официальная позиция США в отношении КРП всегда основывалась на том тезисе, что Курдская рабочая партия - это террористическая организация. Однако во все периоды в Турции и турецком обществе придерживались мнения, что американцы поддерживают КРП. В особенности эти сомнения усилились после кризиса в двусторонних отношениях, начавшегося в мае 2003 года, когда Турция отказала США в вопросе поддержки оккупации Ирака.

Бездействие официального Вашингтона в отношении террористических групп, базирующихся в Северном Ираке, откуда они  регулярно совершают вылазки на турецкую территорию, нежелание американцев подталкивать курдскую администрацию Северного Ирака к сотрудничеству с Анкарой в вопросе противодействия КРП, а также резкое неприятие Белым домом приграничных военных операций Турции против террористов усилили недовольство турок. Временами уровень недоброжелательности граждан Турции к США достигал 90%.

В то же время постепенно улучшающиеся отношения при Обаме уменьшили число граждан Турции, негативно относящихся к Вашингтону. К тому же Анкара и Вашингтон начали совместно действовать против КРП. Как результат, в позиции курдской администрации Северного Ирака также наметились серьезные изменения. 

Тем не менее в отношениях двух стран временами все же могут иметь место разногласия в зависимости от изменения международной обстановки, а также в результате попыток Турции включиться в региональные и международные процессы в качестве глобального игрока.

 - Говорят, что иракцы, живущие на территории Турции, помогают террористической организации "Аль-Каида". Может ли это как-то влиять на политику США в вопросе КРП?

- Я в корне не согласен с утверждениями, что в Турции поддерживают "Аль-Каиду". Подобная политика была бы очень рискованной и ненужной и резко контрастировала бы с внешнеполитическим курсом Турции последнего периода, основанным на ряде принципов. То есть подобные слухи нужно воспринимать в качестве части заговора против Турции. Что касается КРП, то считаю, что в данном вопросе США и Турция смогли создать определенную платформу для сотрудничества. 

- Если вы помните, во время ухудшения отношений между Турцией и Израилем некоторые турецкие политологи заявили о поддержке КРП со стороны Израиля… 

- Несмотря на отсутствие конкретных доказательств израильской поддержки КРП, в турецком обществе действительно широко распространены подобные опасения. Еще в 2003 году, когда была начата оккупация Ирака, активно муссировались слухи о том, что израильские специалисты обучают курдские группы на севере Ирака, а КРП поставляется оружие из Израиля. Нужно признать, что в турецком обществе на самом деле имеют место подобные опасения. 

- И в заключение. Вы предположили, что утечки WikiLeaks могли преследовать цель внести раскол между странами Ближнего Востока и Кавказа. Может ли это оказать какое-либо влияние на турецко-азербайджанские отношения в частности?

- Турецко-азербайджанские отношения имеют крепкую основу, на которую не в состоянии повлиять подобные сплетни и слухи. Совершенно невозможно, чтобы двусторонние связи, которые далеко перешагнули за понятие общей стратегической выгоды и основываются на общности будущего развития, могли бы измениться под воздействием сплетен. Не исключено, что определенные круги, осознающие, что братские государства все более укрепляют свои силы, пытаются это разрушить. Как политики, так и народы должны быть еще более внимательными, чтобы не поддаваться на провокации.

- Спасибо за интервью.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

532


Актуально