24 Ноября 2024

Воскресенье, 16:50

КУРС АБЭ

Стабильность в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона зависит от уверенности Японии

Автор:

25.12.2014

Правящая коалиция премьер-министра Японии Синдзо Абэ в составе Либерально-демократической партии и правоцентристской партии Комэйто одержала победу на внеочередных парламентских выборах. Коалиция получила 326 из 475 мест в парламенте при рекордно низкой (за все послевоенное время) явке в чуть больше 52%. В результате Либерально-демократическая партия получила 290 мест, Демократическая партия вновь потерпела сокрушительное поражение, набрав всего 73 депутатских мандата, а Коммунистическая партия Японии одолела всего 21 место. Так как Палата представителей японского законодательного органа обладает правом принятия законов и выбора премьер-министра (им становится глава партии, набравшей большинство), то Синдзо Абэ автоматически сохраняет за собой пост премьер-министра.

По мнению наблюдателей, низкая явка более чем ясно показала, что японский электорат разочарован текущей политикой руководства страны. Однако сам Абэ уверен, что общество все-таки выразило доверие его экономической политике, над которой правительство бьется уже более двух лет. Курс Абэ, который в народе окрестили "Абэномикой", ставит своей целью преодоление 20-летней дефляции и обеспечение экономического роста. Этого предполагается достичь разными мерами, среди которых повышение процентной ставки по кредитам, серьезные денежные вливания в промышленность, торговлю и государственные облигации. В начале уходящего года японские власти решили увеличить потребительский налог с 5% до 8%. Теперь же ожидается, что потребительский налог будет повышен до 10% весной 2017 года, что является крайне непопулярным решением, и правительство стремится его отсрочить. Реформы в Японии завязли, и, как указывают эксперты, даже пользу от роста фондового рынка получили лишь богатые игроки, а доходы большинства жителей либо остались на прежнем уровне либо снизились. Япония находится в числе самых развитых экономик мира, но ее рейтинг, оценивающий доход на душу населения, упал ниже, например, Великобритании и США. Пока не найдены и способы, как увеличить рабочую силу, особенно учитывая, что японское общество стремительно стареет. Демография продолжает оставаться серьезнейшим источником проблем японской экономики. Поэтому неудивительно, что, как сообщает издание Asahi Shimbun, лишь 39% японцев поддерживают политику текущего кабинета министров. Уровень поддержки Синдзо Абэ сильно ушел вниз с 2012 года, когда он стал премьер-министром во второй раз. Также различные соцопросы показывали, что большинство граждан не поняли, зачем премьер-министру понадобились досрочные выборы и что от этого изменилось. 

Между тем, помимо экономической ситуации, глава кабинета министров также пытается подстроить страну к меняющемуся соотношению сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которое в последнее время характеризуется относительным ослаблением американского лидерства и резким наращиванием китайского экономического и военного влияния. Япония, находящаяся в состоянии стагнации, а также еще не оправившаяся от последствий разрушительных землетрясения и цунами 2011 года, пытается соперничать с Пекином. 

Особенно Токио не нравятся последние интеграционные инициативы Поднебесной по созданию экономической зоны Шелкового пути (Фонд Шелкового пути) и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ, со штаб-квартирой в Пекине, должен появиться в конце 2015 года), а также Банка БРИКС. Под проект Шелкового пути Китай намерен инвестировать десятки миллиардов долларов в инфраструктуру, в том числе и транспортную - как наземную, так и морскую. Многие видят в этом угрозу финансово-экономической системе, сформированной в этой части планеты Японией и Западом, а также сравнивают китайские планы с Программой восстановления Европы. С особой опаской на действия Пекина смотрят такие финансовые структуры, как созданный еще в 1966 году Азиатский банк развития (АБР), главными учредителями которого являются Япония и США и который раз за разом возглавляют граждане Японии. Похоже на то, что АБР и АБИИ будут соперничать, а вернее, уже соперничают за одни и те же проекты. Токио также пытается противодействовать желанию Китая занять главенствующее положение на рынке железнодорожного строительства в регионе и даже создало организацию поддержки транспортных и городских проектов за рубежом. Япония не хочет занимать место пассажира в китайском поезде развития региона, о котором говорил глава КНР Си Цзиньпин на недавнем саммите АТЭС. Но еще больше ей не нравится перспектива того, что в будущем юань может стать международной валютой. "Китайская мечта", однако, медленно, но уверенно превращается в "азиатскую мечту". Как подчеркивал Си Цзиньпин, "именно народы Азии должны руководить делами Азии и поддерживать безопасность Азии". Кстати, в данном контексте весьма интересно, как Япония будет вести себя в отношении России, которая заключила с Китаем масштабные энергетические контракты и пытается стать сопричастной китайским планам по азиатской интеграции, в том числе и через АБИИ и Банк БРИКС. В конце весны 2014 года Абэ ясно давал понять, что хочет поддерживать диалог с Россией, несмотря на то, что Токио осудил действия Москвы в отношении Украины, и Япония подключилась к санкциям, введенным США и Европой.

Однако рука об руку с экономической экспансией всегда идут вопросы безопасности. И вот именно тут Китай иногда чувствует себя уже не столь уверенно. Пекин постоянно ищет пути сдерживания США в районе Тайваньского пролива, Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей, как, например, введение зоны идентификации ПВО, покрывающей в том числе и спорные территории, что вызвало негативную реакцию со стороны США, Японии и Южной Кореи. Введение зоны означает, что теперь пересекающие ее самолеты должны заранее уведомлять об этом власти Китая. Япония же на этом фоне пытается преодолеть ограничения, наложенные на страну после поражения во Второй мировой войне, и создать полноценную армию. Синдзо Абэ объявил о плане "реинтерпретации" японской пацифистской конституции, что позволит Токио выйти за рамки самообороны и отменить запрет на использование японских войск для боевых миссий за рубежом, тогда как после Второй мировой войны японские солдаты участвовали только в гуманитарных спасательных миссиях, не требующих боевых действий. Однако теперь ситуация меняется. Так, в апреле этого года правительство Синдзо Абэ отказалось от почти полувекового запрета на экспорт оружия и военной техники, что, конечно, также было продиктовано и желанием открытия новых рынков для японских оборонных предприятий. Неудивительно, что США поддерживают эти усилия, а Китай и Южная Корея, напротив, критикуют их. 

Отказ от запрета на экспорт облегчает Японии оказание военной помощи менее развитым странам Юго-Восточной Азии, которым также не нравятся претензии Китая на оспариваемые территории в Южно-Китайском море, - Филиппинам, Вьетнаму, Индонезии. Япония пытается оказать морскую помощь Вьетнаму, у которого территориальный спор с Китаем из-за нефтяных скважин, береговая охрана Филиппин получила от Японии 10 патрульных судов. Действительно, большинство китайских соседей хоть и желают получить преференции от "поднебесной" экономики, но все же опасаются гегемонии Китая и поэтому вынуждены балансировать между Токио и Пекином. Поэтому без преувеличения можно сказать, что от того, насколько уверенно себя будет чувствовать Япония - и экономически, и во внешней политике, - во многом зависят дальнейшее развитие и стабильность Азиатско-Тихоокеанского региона.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

721


Актуально