Автор: Фуад ГУСЕЙНАЛИЕВ Баку
Украинский кризис очерчивает новые контуры мировой энергетической карты. Стремление Европы избавиться от подавляющего превосходства России на своем газовом рынке - явление не новое. В Москве тоже понимали, что для стабильного развития газового сектора нужны новые рынки. Но это стремление к диверсификации еще более усилилось с противостоянием Запада и РФ.
Для Москвы альтернативным рынком мог стать Китай, с выходом на всю Юго-Восточную Азию. В результате в мае 2014 года Москва и Пекин подписали соглашение по поставкам газа в Китай. По условиям 30-летнего контракта Китай будет импортировать 38 млрд. кубометров газа в год. В целом за весь период действия контракта в Поднебесную будет поставлено порядка 1 трлн. кубометров на общую сумму $400 млрд. Для поставок газа предусмотрено строительство трубопровода "Сила Сибири" с выходом на восточную часть Китая. Разработка ресурсной базы и строительство трубопровода обойдутся в $55 млрд.
Условия данного контракта обсуждались более 10 лет, и вряд ли стало совпадением заключение этого контракта в период обострения отношений Запада с Россией. Более того, чуть позже РФ и Китай подписали меморандум о поставках газа по западному маршруту, более предпочтительному для РФ. Тем самым Россия пытается показать, что покупателей для ее газа всегда хватит, а вот как обеспечит себя газом Европа - еще большой вопрос. Здесь следует заметить, что в данном контракте большую выгоду получил Китай, заключивший договор как по благоприятной для себя цене, так и по выгодному маршруту. России же этот контракт может принести дивиденды лишь в перспективе - в плане возможности расширения выхода на новые рынки.
Контракт был подписан как раз в разгар газовых баталий Москвы с Киевом, вызванных отменой применяемых ранее скидок на цену на газ, в результате чего стоимость 1000 кубометров российского "голубого топлива" для Украины увеличилась с $268 до $485. Новое правительство Украины отказалось платить за газ по этим ценам, что привело к образованию долга в пределах от $3,1 (по данным Киева) до $5,3 млрд. (по данным Москвы).
В итоге "Газпром" перевел Украину на режим предоплаты, что привело к полному прекращению поставок. Однако Киев смог продержаться без российского газа почти до конца 2014 года, так как наладил поставки из Польши, Словакии, Венгрии. Причем опасения российского газового гиганта, что Украина будет несанкционированно отбирать российский газ, поставляемый по транзиту в Европу, а проще говоря - воровать его для своих нужд, никак не оправдались. То есть Киев смог показать себя в качестве транзитера, выполняющего все условия договора. Российско-украинская газовая дилемма разрешилась после октябрьской встречи глав России и Украины Владимира Путина и Петра Порошенко, где Москва предоставила скидку в $100, снизив стоимость газа для Украины до базовых $385 за тысячу кубометров. Также по этой цене был пересчитан долг, снизившийся до $4,5 млрд. При этом Киев до конца года оплатил из этого долга $3,1 млрд., оставшаяся сумма же остается предметом разбирательства Стокгольмского арбитража. Интересно, что Киев начал закупки лишь в декабре, и то в небольших объемах, показав, что и зиму может пережить без российского газа.
ЕС, больше всех заинтересованный в урегулировании российско-украинского газового спора, перед зимой, наконец, смог вздохнуть спокойно.
С другой стороны, Брюссель застопорил реализацию проекта "Южный поток", который должен был быть проложен по дну Черного моря с выходом в Болгарии и далее в страны Южной Европы. РФ представляла как альтернативу маршрут напрямую в ЕС, тогда как в Брюсселе считали, что независимо от маршрута доставки газа основным поставщиком остается Москва, а значит, и речи нет ни о какой диверсификации поставок. В результате Брюссель запретил Болгарии продолжать работы над проектом, в который "Газпром" уже вложил $5 млрд. Основанием для запрета прокладки трубопровода стал третий энергопакет, согласно которому поставщики газа могут владеть лишь 50% транспортной инфраструктуры, по которой этот газ и поставляется. В результате президент РФ Владимир Путин в рамках визита в Турцию в декабре объявил о закрытии проекта.
В принципе "Южный поток" преследовал лишь одну цель - исключить из транзитеров газа в ЕС Украину. РФ уже реализовала проект "Северный поток" с выходом в Германии, что увело значимые объемы газа из украинской газотранспортной системы.
По мнению партнера информационно-консалтинговой компании Rus-Energy Михаила Крутихина, российское руководство инициировало строительство "Южного потока" (как и Северного) "с одной-единственной целью - наказать Украину за нежелание следовать политическим курсом Москвы". "Коммерческий смысл проект имел только для одной группы в России - подрядчиков строительства. Существующих мощностей уже вдвое больше, чем требуется "Газпрому" для выполнения контрактов в Европе", - сказал М.Крутихин R+.
Как известно, мощность украинской ГТС составляет 288 млрд. кубометров в год на входе и 178 млрд. - на выходе, из них более 140 млрд. - в страны ЕС, то есть столько же, сколько "Газпром" в 2014 году экспортировал в ЕС. Но Россия упорно не желает использовать существующие мощности Украины, продвигая новые проекты, предусматривающие исключение Киева из транзитных операций. "Газпром" грозится даже прекратить транзит газа в ЕС по украинской ГТС после 2019 года, когда завершится срок действующего транзитного соглашения.
И после отказа ЕС в прокладке "Южного потока" Россия решила проложить трубопровод в Турцию с выходом к турецко-греческой границе. Об этом также было заявлено во время турецкого вояжа Путина, в рамках которого был подписан меморандум о строительстве трубопровода мощностью 63 млрд. кубометров газа по дну Черного моря с выходом к греческой границе. Из этого объема 14 млрд. кубометров закупит Турция, а остальное предусмотрено для поставки в Европу. Причем РФ не намерена строить газопроводы в ЕС, считая, что газ будут закупать сами заинтересованные страны в хабе на турецко-греческой границе. Однако, по мнению М.Крутихина, продажа газа на границе не окупит затрат на создание инфраструктуры. В случае же попытки проложить газопроводы в Европу опять встанет вопрос соответствия третьему энергопакету.
Как и в случае с газовым контрактом с Китаем, вариант с "Турецким потоком" дает больше преимуществ для Анкары. Турция, учитывая и предстоящие поставки газа из Азербайджана, а в будущем и из Туркменистана, Ирака и Ирана, получает шанс превратиться в крупный газовый хаб. И в таких условиях именно Турция может диктовать свои условия как потребителям, так и поставщикам газа.
Хотя договоренности РФ и Турции вызвали некоторое беспокойство у ряда экспертов в Азербайджане по поводу реализации проекта поставок азербайджанского газа в Европу, это не стоит воспринимать слишком серьезно. В обстановке углубления политических противоречий Запада и России процесс согласования соглашений, строительства и запуска "Турецкого потока" может занять немало времени. Турция максимально использует текущую ситуацию для дополнительных бонусов.
Этот процесс еще более усугубляется с учетом применения финансовых санкций в отношении ряда российских компаний и банков, что ограничивает их доступ к долгосрочным кредитам. А ведь "Газпрому" еще надо построить трубопровод "Сила Сибири" для поставок газа в Китай. Кроме того, руководство Турции сразу после договоренностей с Москвой о новом газопроводе заявило о приоритетном статусе Трансанатолийского газопровода (TANAP).
На данном этапе наиболее высокие шансы выхода на рынки Европы имеет азербайджанский газ, так как в текущем году начнутся строительные работы по "Южному газовому коридору". Уже подписаны необходимые соглашения по строительству TANAP и Трансадриатического трубопровода (TAP), определены подрядчики строительства TANAP, а также покупатели газа в Европе. В сентябре 2014 года в Баку был заложен фундамент "Южного газового коридора", полным ходом идут работы по Стадии-2 разработки месторождения "Шахдениз", которое и является основным источником для ЮГК. Весь процесс идет с прицелом начала поставок газа в Европу в 2019-2020 годах.
В Европе понимают значимость азербайджанского газа. Не зря сразу же после объявления о закрытии "Южного потока" ЕС заявил об обращении к Азербайджану с просьбой расширить мощности TANAP. Правда, по мнению министра энергетики Азербайджана Натига Алиева, для этого необходима ресурсная база, так как планируемая на первом этапе пропускная способность TANAP рассчитана на прокачку газа в рамках Стадии-2 разработки месторождения "Шахдениз".
"Если объемы газа будут больше, если SOCAR увеличит собственную добычу, если в течение нескольких лет будет введено в разработку месторождение "Абшерон", с которого планируется добывать 5 млрд. кубометров газа в год, и если будут реализованы новые проекты, по которым уже подписаны соглашения, то можно говорить о расширении пропускной способности трубопровода", - отметил он.
Н.Алиев подчеркнул, что имеются планы по расширению TANAP: "В будущем увеличение мощности данного трубопровода возможно путем строительства дополнительных компрессорных станций и прочей инфраструктуры поэтапно до 23-24 млрд. кубометров в год, а затем до 31 млрд. кубометров в год. По некоторым данным, мы можем увеличить мощность TANAP до 65 млрд. кубометров газа в год. Однако одного желания недостаточно, нужны и газовые ресурсы для таких решений".
При этом у Азербайджана есть еще один маршрут выхода на газовый рынок Европы - проект AGRI (Azerbaijan - Georgia - Romanian Interconnector). Задумываемый в 2010-2011 годах проект долгое время оставался в тени, так как основное внимание было уделено TANAP. Однако в середине декабря (кстати, после закрытия "Южного потока" и объявления о "Турецком потоке") стало известно, что британская инженерная компания Penspen представила акционерам AGRI окончательный вариант технико-экономического обоснования проекта. Его рассмотрение на общем собрании акционеров, в которые входят SOCAR и Корпорация нефти и газа Грузии, венгерская MVM и румынская Romgaz, ожидается в январе-феврале 2015 года.
Проект AGRI предполагает транспортировку азербайджанского газа по газопроводам на Черноморское побережье Грузии, где он будет сжижаться на специальном терминале, после чего танкерами поставляться на терминал в румынском порту Констанца. Далее он будет приводиться в газообразное состояние и закачиваться в европейскую газопроводную сеть. Ежегодно в рамках AGRI будет экспортироваться до 8 млрд. кубометров сжиженного газа в год.
Оживление проекта AGRI может быть первым импульсом на пути начала работ по поиску новых источников газа для стран Центральной и Юго-Восточной Европы в этих достаточно напряженных условиях борьбы.
Кстати, сами европейские страны также значительно активизировали усилия по проектированию новых соединительных газопроводов. В частности, Греция, Румыния и Болгария намерены построить "вертикальный газовый коридор" мощностью 3-5 млрд. кубометров газа в год. Одним из источников для него станет азербайджанский газ из трубопровода TAP.
То есть роль Азербайджана на европейском газовом рынке будет все более возрастать. Более того, именно Азербайджан может обеспечить транзит туркменского, а в перспективе и среднеазиатского газа в Европу. Для этого, правда, необходимо решить вопрос прокладки Транкаспийского газопровода. И в этом направлении важным можно считать заявление президента Туркменистана Гурбангулу Бердымухаммедова на прошедшем в Астрахани саммите глав прикаспийских стран о том, что строительство транскаспийских трубопроводов - суверенное право государств, по участкам дна которых они проходят, и потому может осуществляться только с их согласия.
Кстати, не случайно и вхождение в проект "Шахдениз" малайзийской компании Petronas, которая выкупила долю Statoil. Малайзийская компания является одним из активных операторов туркменского сектора Каспия.
В целом итоги прошлого года оставляют много вопросов в энергетической стратегии основных игроков. Многие процессы зависят от противостояния России и Запада, обретающего все более глобальные масштабы.
Поэтому главное здесь занять свое место на рынке энергоресурсов, которое не будет зависеть от конъюнктуры политических процессов. И в этом отношении позиции Азербайджана наиболее крепки - страна на данном этапе считается главным источником диверсификации энергопоставок в Европу, создаваемая инфраструктура "Южного газового коридора" в предстоящие несколько десятилетий может использоваться для поставок газа из других перспективных добывающих регионов, включая Иран, Ирак, Среднюю Азию, Ближний Восток.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: