5 Декабря 2025

Пятница, 17:39

НОВЫЕ ХОДЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Провал "арабской" резолюции в СБ ООН не приведет к сворачиванию международно-правовой легитимации Палестины

Автор:

13.01.2015

В наступившем 2015 году одной из наиболее злободневных проблем мировой политики, вне всяких сомнений, будет оставаться палестино-израильский конфликт. Он напомнил о себе даже в последний день прошлого года, когда в Совете Безопасности ООН состоялось голосование по вопросу независимости Палестины. Его результаты зеркально отразили позиции всех заинтересованных сил, в той или иной степени вовлеченных в чрезвычайно значимый для международной безопасности ближневосточный процесс.

Примечательно, что голосование в Совбезе состоялось в последний день года, который был провозглашен ООН годом солидарности с палестинским народом. Однако итоги голосования оказались для палестинцев неутешительными.

Совет Безопасности не принял представленный 22 арабскими государствами проект резолюции о сроках создания палестинского государства и прекращения израильской оккупации. Документ отводил год на всеобъемлющее урегулирование палестино-израильского конфликта, итогом которого должно стать создание "суверенного и жизнеспособного" Государства Палестина. Проект резолюции требовал также вывода всех израильских войск с палестинских территорий до конца 2017 года под надзором "третьей стороны", присутствие которой будет служить гарантом суверенитета Палестины. Кроме того, в резолюции указывалась необходимость "полного прекращения всей израильской поселенческой деятельности на палестинской территории, оккупированной с 1967 года, в том числе в Восточном Иерусалиме". Будущие же границы Израиля должны примерно соответствовать тем, что были до Шестидневной войны 1967 года.

Проект резолюции не получил поддержку необходимого большинства в 9 из 15 стран - членов СБ ООН. Впрочем, она все равно не прошла бы из-за готовности США наложить вето на ее принятие. Помимо Соединенных Штатов, документ не поддержала и Австралия. Арабские страны все же рассчитывали на сохранение лица посредством сбора девяти голосов в поддержку резолюции. Однако этому, судя по сообщениям западных СМИ, воспрепятствовала Нигерия. Представитель африканской страны, которая, как ожидалось, должна была отдать свой голос в пользу резолюции, в последний момент воздержался при голосовании. Быть может, ответ на вопрос о внезапной смене нигерийской позиции кроется в материалах израильской прессы, сообщившей о том, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху обзвонил лидеров "сомневающихся" государств. Так что, видно, израильский премьер смог убедить руководство Нигерии не отдавать свой голос в поддержку арабской резолюции.

Позицию Тель-Авива по сути самой резолюции обозначил на заседании Совбеза советник постоянного представительства Израиля при ООН Израэль Нитцан. Он назвал документ "абсурдным и представляющим только одну сторону".

Понятно, что израильский представитель под "одной стороной" имел в виду Палестину. Аргумент однобокости представленной резолюции использовали для отрицания ее целесообразности и Соединенные Штаты. В прошлом США неоднократно накладывали вето на резолюции, предусматривавшие прекращение израильской оккупации палестинских земель. 

По мнению американского постпреда при ООН Саманты Пауэр, проект резолюции о сроках создания палестинского государства является несбалансированным, поскольку в нем "уделяется внимание лишь интересам одной стороны". Пауэр заявила, что документ "содержит массу элементов, которые не благоприятствуют проведению переговоров между сторонами, в том числе установление крайних сроков, что неконструктивно, кроме того, не принимаются в расчет законные опасения Израиля относительно безопасности".

Между тем США подтвердили, что являются приверженцами мирного решения, которое предусматривает создание двух государств для двух народов - "суверенной, жизнеспособной и независимой Палестины, живущей бок о бок в мире и безопасности с еврейским и демократическим Израилем".

Аналогичной позиции придерживается и Евросоюз, выступивший в поддержку "общей цели урегулирования", коей является "достижение всеобъемлющего мирного соглашения на основе сосуществования двух государств". В заявлении главы дипломатии ЕС Федерики Могерини указывается, что исход голосования в СБ ООН свидетельствует о необходимости возобновить переговоры между сторонами конфликта.

И лишь одна страна, задействованная в переговорном процессе по Ближнему Востоку, главную причину отсутствия продвижения в урегулировании конфликта видит не только в непримиримых позициях израильтян и палестинцев. Речь идет о России, выражающей обеспокоенность существенным усилением американского посредничества при заметном ослаблении миротворческих позиций самой РФ, если не сказать - ее отстранения от палестино-израильского урегулирования вообще. Постпред РФ при ООН Виталий Чуркин по итогам голосования в СБ выразил сожаление, что Совету Безопасности не удалось принять проект резолюции по Палестине, который должен был подкрепить международно-признанную базу ближневосточного урегулирования. Но основную причину того, что урегулирование палестино-израильского конфликта зашло в тупик, Россия видит в монополизации этого процесса Соединенными Штатами, а также "отстранении от дел" ближневосточного "квартета" (ООН, ЕС, РФ и США). Выражая официальную позицию Москвы, Чуркин заявил, что последние события на Ближнем Востоке "с новой силой подтвердили непреложную истину", которая состоит в том, что "альтернативы подлинно коллективному подходу к решению столь комплексной проблемы нет".

Таким образом, очевидно, что ближневосточный конфликт продолжает оставаться заложником большой геополитики. И данный фактор с особой силой отражается в процессе палестино-израильского урегулирования в нынешних условиях, характеризующихся значительным обострением конфронтации между Западом и Россией из-за Украины.

Однако каковы все-таки ближайшие перспективы ближневосточного процесса? Что, собственно, означает для дальнейших видов урегулирования конфликта отклонение Совбезом ООН резолюции, устанавливавшей сроки завершения оккупации Израилем палестинских территорий и образования независимого палестинского государства?

Прежде всего ясно, что провалилась очередная попытка мирового сообщества совершить прорыв в урегулировании конфликта, который уже многие десятилетия остается одним из серьезных катализаторов международной нестабильности. Отказ Израиля и его главного союзника в лице США обозначить конкретные сроки прекращения оккупации палестинских земель приведет лишь к еще большей радикализации арабского мира, в первую очередь, разумеется, самих палестинцев, в вопросе отношения к Израилю. Это влечет за собой дальнейшее разрастание конфликта, на что указывает и усиление всего правого спектра в израильской партийной системе, фактически отвергающего саму возможность изменения существующего статус-кво, а именно - деоккупации международно-признанных палестинских территорий, включая Восточный Иерусалим.

На ближайшую перспективу ситуации на Ближнем Востоке недвусмысленно указывает и предшествовавшее голосованию в Совбезе заявление главы Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуда Аббаса. В случае неудачи проекта резолюции по урегулированию палестино-израильского конфликта, сказал он, "мы более не будем иметь дело с правительством Израиля, которое в таком случае возьмет на себя ответственность в качестве оккупанта". 

Тем не менее, есть основание полагать, что палестинская сторона все же предпримет вскоре еще одну попытку внесения резолюции на обсуждение СБ ООН. По крайней мере о такой вероятности заявил руководитель палестинской делегации на переговорах с Израилем Саиб Эрекат, связавший реализацию подобной попытки со сменой пяти временных членов Совбеза. Но в любом случае Палестина будет требовать скорейшего вступления в Международный уголовный суд (МУС). Этот шаг может предоставить палестинцам столь весомый рычаг давления на Израиль, как выдвижение против последнего обвинений в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Глава ПНА Махмуд Аббас, подписав 31 декабря Римский статут МУС, объявил о намерении использовать членство в этой структуре для выдвижения исков против израильских политиков и военных. 

Судя по заявлению генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, Палестина станет членом МУС 1 апреля. А значит, будет сделан еще один шаг на пути международной легитимации Палестины. Неудивительна реакция Израиля, осудившего стремление ПНА вступить в МУС как "односторонний шаг", который, по мнению Тель-Авива, "подрывает перспективы мирных переговоров между Палестиной и Израилем". Однако процесс международного признания Палестины, как видно, уже принял необратимый характер, и этот фактор, бесспорно, будет оказывать все большее воздействие на ход ближневосточного урегулирования.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

787


Актуально