25 Ноября 2024

Понедельник, 21:40

БЫТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВАМ?

Конкуренция за каспийский газ и маршруты его доставки на европейские рынки набирает новые обороты

Автор:

01.10.2010

Несколько событий, произошедших в прошлом месяце, в определенной степени прояснили ситуацию вокруг диверсификации поставок энергоносителей из Каспийского региона на европейские рынки. В самом начале сентября в ходе визита президента России Д.Медведева в Баку между российским газовым концерном "Газпром" и ГНКАР было подписано соглашение об увеличении объемов ежегодных поставок азербайджанского газа в Россию до 2 миллиардов кубометров. При этом верхний предел этих поставок не был установлен. А глава "Газпрома" А.Миллер заявил о том, что Россия претендует на покупку всего объема экспортного газа Азербайджана. Причем по самым выгодным ценам для Баку. Такое стремление "Газпрома" более чем понятно. Было бы странным, если бы, являясь одним из самых влиятельных игроков мирового газового рынка, Россия не старалась бы получить экономические и политические дивиденды от кооперации с таким крупным поставщиком газа, как Азербайджан. 

Тем более что и Баку заинтересован в сотрудничестве с "Газпромом" в рамках политики диверсификации маршрутов экспорта своих энергоресурсов. Ведь только разведанные запасы азербайджанского газа составляют 2 трлн. кубометров, а с учетом неразведанных этот объем достигает 5 трлн. кубометров. Некоторые эксперты и вовсе оценивают эти запасы в объеме 7-8 трлн. кубометров, чего вполне достаточно для обеспечения спроса не только в российском, но и других направлениях, в том числе в инициированном Европой проекте Nabucco. 

Но, судя по всему, российский успех в деле приобретения азербайджанского газа серьезно встревожил Европу, весьма заинтересованную в реализации альтернативных энергетических проектов. Сразу после визита Медведева в Баку акционеры Nabucco 6 сентября подписали поручительное письмо с Европейским банком реконструкции и развития (EBRR), Европейским инвестиционным банком (EIB) и Международной финансовой корпорацией (IFC). Это событие знаменует собой начало процесса оценки проекта Nabucco и реализации мер для предоставления потенциального пакета финансирования в размере до 4 млрд. евро. После тщательной оценки коммерческих, социальных и экологических аспектов будет принято окончательное решение по финансированию. Остальные средства - примерно еще 4 млрд. евро, необходимые для реализации проекта, планируется привлечь за счет частного сектора. Управляющий директор проекта Nabucco Рейнхард Митчек настроен оптимистично и уверен, что уже к концу текущего года финансовый вопрос решится успешно. Практически положен конец долгим и нудным обсуждениям по поводу финансирования, что само по себе является успешным шагом вперед. 

Таким образом, конкуренция за каспийский газ и маршруты его доставки на европейский рынок набирает новые обороты. Об этом свидетельствует и заявление премьер-министра России Владимира Путина, которое он сделал в Сочи, выступая перед российскими и иностранными экспертами. "У проекта Nabucco нет гарантий поставки, а Россия туда поставлять ничего не будет. Этот газопровод не может полностью рассчитывать на Азербайджан, так как последний заключил контракт на поставки газа российской газовой компании "Газпром", а спор о морских границах на Каспии помешает транспортировать туркменский газ через Азербайджан в Европу", - сказал В.Путин. Ряд экспертов считают, что жесткий тон премьер-министра и само содержание его заявления указывают на то, что в борьбе против Nabucco надежды выиграть у Москвы почти не осталось. 

Резкое заявление В.Путина столкнулось с не менее жесткой позицией бывшего министра иностранных дел Германии Йошки Фишера, который обвинил В.Путина в политической ангажированности. В своем интервью газете Handelsblatt Й.Фишер утверждает, что руководство России само политизирует вопрос диверсификации маршрутов энергоносителей: "Путин делает все, чтобы помешать строительству Nabucco. Он планирует конкурирующую ветку, газопровод "Южный поток", по которому в Европу пойдет сибирский газ. Nabucco не является политическим проектом, но столь крупный энергетический проект, естественно, имеет политические последствия. Если газопровод Nabucco не будет построен, то огромные запасы газа в Туркменистане будут для Европы потеряны. Туркменистан в таком случае начнет поставлять его в азиатские страны и в первую очередь в Китай. Российское правительство должно очистить свои экономические интересы от политических амбиций. Я уверен, что для России речь идет не только о газе, но и о власти в регионе". Й.Фишер не скрывает также своего критического отношения к проекту "Южный поток", который лоббирует Москва: "Этот проект не только чрезвычайно дорог, но и является политически ошибочным. "Южный поток" является ответом русских на проект Nabucco. Но он не способствует диверсификации источников получения энергоносителей. По трубопроводу "Южный поток" к нам будет поступать во многом "старый газ", но по новым ниткам. Цель этого проекта, прежде всего, состоит в том, чтобы сделать ненужным транзит российского газа через Украину, однако цена его исключительно высока. Если поставки природного газа используются как рычаг для того, чтобы оказать давление на Украину и попытаться вновь привязать ее к России, то Европа не может с этим согласиться. С экономической точки зрения "Южный поток" не имеет никакого смысла. А политически этот проект не в интересах Европы". 

При этом основную роль в вопросе реализации Nabucco  Й.Фишер отводит Азербайджану: "Решающий вопрос состоит в том, присоединится ли к этому проекту Азербайджан. Если это произойдет, то за ним последует Туркменистан. Переговоры с Азербайджаном находятся на правильном пути. Одновременно поставки из Северного Ирака больше не являются только абстрактной надеждой, и, более того, в переговорах с курдским региональным правительством достигнуты конкретные результаты. Это, в свою очередь, будет оказывать влияние на Туркменистан и Азербайджан". А проблема транспортировки туркменского газа через Каспийское море, по его мнению, вполне решаема: "Самое западное туркменское месторождение и самое восточное азербайджанское месторождение находятся на расстоянии всего 70 километров друг от друга. Поэтому преодолеть этот разрыв можно". 

Что касается турецкого фактора, бывший глава МИД Германии, а ныне лоббист проекта Nabucco подчеркивает, что у Турции тут есть фундаментальный интерес - она хочет сократить свою зависимость от российских поставок нефти и газа и поэтому очень заинтересована в проекте Nabucco. Причем, по его словам, Турция никогда не пыталась использовать Nabucco в качестве средства для оказания давления на переговорах о вступлении в Евросоюз (ЕС). Сама Анкара не скрывает свое намерение стать энергетическим распределительным узлом, поскольку находится в очень благоприятном, с геополитической точки зрения, положении. И вполне ожидаемо, что Турция попытается разыграть эту карту. 

Вместе с тем ряд экспертов считают, что последние подвижки в проекте Nabucco еще не означают его выход на стартовую прямую. Свое скептическое отношение они обосновывают позицией канцлера Германии Ангелы Меркель, которая в прошлом году выступила против финансирования строительства этого газопровода из бюджета Евросоюза. Именно ее позиция, молчаливо поддерживаемая Парижем и Римом, тогда сильно разочаровала другие европейские страны, заинтересованные в Nabucco. Скептики не исключают, что и в этот раз Москва постарается воспользоваться негативным настроем А.Меркель в вопросе финансирования Nabucco из бюджета ЕС. В поддержку этого прогноза можно привести и слова российского эксперта А.Дмитриевского, который, возмутившись заявлением бывшего главы МИД Германии, напомнил о призыве премьер-министра России В.Путина, что Германия и Европа должны подумать, нужен им российский газ или нет. 

Однако, по мнению другой части экспертного сообщества, процесс реализации Nabucco уже необратим. И проделанные в этом направлении шаги, а также выступление ответственного за энергетику члена Европейской комиссии Гюнтера Эттингера в Европарламенте не оставляют никаких сомнений в этом. "Вовсе не обязательно транзит этого газа должен осуществляться через Россию. Русские должны быть партнерами, что касается их собственного газа. Газ из Каспийского моря должен поставляться к нам, минуя Россию. Конечно, надо выбирать самый короткий путь. Нет необходимости и в этом зависеть от русских. Но если члены ЕС будут разобщены, то партнеры ЕС станут играть на этих разногласиях. Ослабить зависимость ЕС от российских углеводородов позволит, прежде всего, строительство трубопровода Nabucco,  по которому ЕС будет получать газ из Каспийского региона в обход России - через Турцию, Румынию и Болгарию. Если удастся прийти к получению газа через газопровод Nabucco, это будет успех. В следующем месяце состоятся переговоры с Азербайджаном и Туркменистаном. Мы не можем решать за других, но мы, в любом случае, можем попытаться действовать в партнерстве со странами Центральной Азии. Я уверен, что Nabucco на правильном пути", - заявил Г.Эттингер. 

Также не следует упускать из виду, что в первой декаде мая текущего года ЕС подписал соглашение с четырьмя странами об ускорении строительства трубопроводов для поставок природного газа в Европу. Соглашение было заключено с Азербайджаном, Грузией, Турцией и Египтом. Наблюдателями при подписании договора выступили США, Россия и Украина. 

В пользу оптимистов в вопросе реализации Nabucco  говорит и нынешняя позиция президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова. На пресс-конференции после саммита лидеров тюркоязычных стран в Стамбуле он заявил, что Ашгабат не сомневается в реальной перспективе осуществления различных проектов по экспорту газа в любом из направлений, в том числе и в Европу через Nabucco. По его словам, Туркменистан имеет огромный сырьевой потенциал для его поставок в Европу, в том числе и по этому маршруту. Но если даже предположить, что Ашгабат в силу каких-то причин не сможет участвовать в проекте Nabucco, все равно проблем с заполнением данного газопровода не должно быть. Проведем простые расчеты. Полная проектная мощность Nabucco составляет 31 млрд. кубометров газа в год. Азербайджан в состоянии поставлять 12 млрд. И эта цифра, скорее всего, не предел. Добыча газа в Азербайджане уже в этом году составит 28 млрд. кубометров при внутренних потребностях 10-11 млрд. При таком темпе роста добычи Баку спокойно может увеличить объем поставляемого газа для Nabucco. С учетом того, что планируется еще и привлечение иракского газа в объеме 10 млрд. кубометров в год, картина становится ясной. 

Видимо, исходя из этих расчетов, консорциум по управлению газопроводом Nabucco оптимистично настроен по поводу строительства Трансадриатического трубопровода (TAP) протяженностью 520 км, предназначенного для транспортировки газа из Каспийского региона и Ближнего Востока в Европу. Газопровод будет начинаться в Греции, пройдет через территорию Албании и Адриатическое море в Италию и далее в Западную Европу. Но это только одна сторона медали, т.е. альтернативных энергомаршрутов. 

В середине сентября произошло еще одно знаковое событие. 14-го числа президенты Азербайджана, Грузии и Румынии, а также премьер-министр Венгрии подписали "Бакинскую декларацию", которая фактически дала старт началу работы над подготовкой проекта AGRI (Azerbaijan-Georgia-Romania Interconnector) по поставке азербайджанского сжиженного газа в Румынию через территорию Грузии. Проект предполагает транспортировку азербайджанского газа по газопроводам на Черноморское побережье, где газ будет сжижаться на специальном терминале, а затем танкерами поставляться на терминал в румынском порту Констанца. 

Далее сжиженный газ будет приводиться в состояние природного газа и с использованием имеющейся на территории страны газовой инфраструктуры будет направляться на удовлетворение потребностей Румынии и других европейских стран. ТЭО проекта будет подготовлено в 3 версиях - с годовым объемом поставок в 2, 5 и 8 млрд. кубометров. В зависимости от объема поставок стоимость проекта AGRI составит 1,2-4,5 млрд. евро. Высоко оценивая потенциал данного проекта, президент Азербайджана Ильхам Алиев выразил уверенность, что он займет свое место среди важных энергетических и газовых проектов в нашем регионе и Европе. Также отметим, что AGRI - это первый реализуемый на Черном море проект в области перевозок сжиженного газа. "Бакинская декларация" свидетельствует о том, что и страны-производители, и потребители, заинтересованные в диверсификации энергомаршрутов, намерены реализовать проекты, которые в свою очередь являются альтернативными к уже альтернативным.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

400


Актуально