Автор: Рагиба МАМЕДОВА консультант Архива политических документов Управления делами президента Азербайджанской Республики Баку
Выдающийся государственный деятель и дипломат Бехбуд Ага Шахтахтинский внес существенный вклад в защиту территориальной целостности Азербайджана, развитие общественно-политической жизни страны и укрепление государственности азербайджанского народа. Именно его подпись, народного комиссара государственного контроля - представителя правительства Азербайджана, стоит под Карсским договором, заключенным 13 октября 1921 года при участии России между Азербайджаном Грузией и Арменией с одной стороны, и Турцией - с другой. Именно этим документом был определен статус Нахчывана как территориальной единицы. Согласно статье 5 договора, Нахчыванская область признавалась автономной территорией под покровительством Азербайджана. Таким образом, теперь уже с согласия трех закавказских республик подтверждалось создание автономной области на территории бывшего Нахчыванского уезда в составе Азербайджана. Заметим, что статья 3 заключенного 16 марта 1921 года российско-турецкого (Московского) договора гласила, что "обе договаривающиеся стороны согласны, что Нахчыванская область образует автономную территорию под протекторатом Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству". Под "третьим государством" подразумевалась Армения. Как известно, в течение нескольких веков армяне грезили об образовании собственного государства на Южном Кавказе. Наиболее реальные очертания эти мечты получили после побед России в войнах с Персией в начале XIX века и укрепления ее позиций в этом регионе. По указу царя Николая I присоединенные к России Иреванское и Нахчыванское ханства стали именоваться Армянской областью. В 1840 году Армянская область была упразднена и создан Эриванский уезд. Не имея собственных земель, армяне с целью создания собственного государства стремились овладеть территориями соседних государств (Турции и Ирана) и народов (азербайджанцев и грузин). Нахчыван занимал в этих планах не последнее место…
За грамотность женщин
Бехбуд Ага Шахтахтинский родился в 1881 году в селе Шахтахты Эриванской губернии. Ныне это село входит в состав Кенгерлинского района Нахчыванской Автономной Республики. Приехал в Баку в 1895 году. Трудился в различных учреждениях и на предприятиях. В 1905 году примкнул к мусульманской социал-демократической организации "Гуммет". Стал близким другом и соратником Наримана Нариманова. В 1907 году, когда "Гуммет" практически прекратила деятельность, Б.А.Шахтахтинский начал писать статьи для различных местных газет. В 1912-1913 годах в Баку на русском языке издавался сатирический и юмористический журнал "Барабан", редактором которого был Б.А.Шахтахтинский. Издание с успехом распространяло на русском языке традиции сатиры журнала "Молла Насреддин" Дж.Мамедкулизаде. Кстати, сегодня в библиотеке архива политических документов Управления делами администрации президента АР хранятся 38 номеров журнала "Барабан" - шесть номеров за 1912 год и 32 номера за 1913 год.
В числе статей, написанных Б.А.Шахтахтинским, привлекает внимание его письмо в редакцию первой мусульманской женской газеты "Ишыг" ("Свет"), которое датируется 1911 годом. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. После революции 1905-1907 годов в России все сильнее начинают раздаваться голоса с требованием предоставления женщинам равных с мужчинами политических и социальных прав. Женщины стали активнее выступать за равноправие в доступе к высшему образованию, приобретению ряда специальностей, участию в управлении. Следует признать, что на первых порах проводниками идей равноправия в Баку были представительницы некоренного населения, т.е. неазербайджанки. Однако с развертыванием движения к активной общественной деятельности начинает приобщаться все больше азербайджанок. Это находит поддержку также у передовой части национальной интеллигенции, к коей, несомненно, относится и Б.А.Шахтахтинский. Передовая национальная интеллигенция понимала, что государство, общество, нация не могут развиваться, пока темна, неграмотна ее половина - женщины, и считала, что для правильного формирования будущего детей нужно, чтобы мать, на плечи которой ложится основная тяжесть воспитания детей, была грамотной. Однако в те годы многие семьи не допускали даже мысли об обучении девочек. Прогрессивные представители интеллигенции неустанно боролись с темными силами, во главе которых стояло малограмотное духовенство.
В то же время в вопросе просвещения женщин, разъяснения им своих прав ощущалась острая необходимость в сплочении интеллигентных женщин вокруг периодического издания. И такое издание появилось 22 января 1911 года - в тот день увидела свет первая в Азербайджане женская газета "Ишыг". Редактором газеты была снискавшая большое уважение в обществе врач Хадиджа ханым Алибекова, издателем - ее супруг, известный общественный деятель Мустафа бек Алибеков. Газета издавалась на средства благотворителя Гаджи Зейналабдина Тагиева.
Выпуск женской газеты, да еще с редактором-женщиной-мусульманкой вызвал живой отклик у образованной части населения, причем не только Баку, но и мусульманских центров России. Приветственные письма, восторженные телеграммы с пожеланиями успеха поступали в редакцию почти каждый день. Наиболее содержательные письма, такие как письмо Б.А.Шахтахтинского, газета помещала на своих страницах. Делясь своими мыслями о роли и месте женщины в обществе, он отмечал: "Только воспитанная (культурная), образованная и прекрасно знающая окружающую нас жизнь мать способна дать хорошее воспитанию своему ребенку, хорошо обеспечить его жизнь. Все эти ужасы мы переживаем, потому что нашу судьбу многие годы и хищнически держат в руках безумцы, которые определяют наше будущее и для которых решения свои как не подлежащие нарушению законы. Они стремятся не допустить к просвещению и знаниям не только наших женщин, но и нас самих. Наконец, этим неугомонным лицемерам пришлось считаться с суровыми и неизменными законами жизни. Этот закон жизни через их посредство и стал мостом между мусульманами и просвещением. Печатное издание со своих страниц дает ценные сведения отсталым сестрам и тем самым нашло путь к сердцу мусульманской женщины. Ныне они вместо тайной, можно сказать, даже невидимой борьбы ведут открытую и очень настойчивую борьбу. Можно полагать, что не пройдет и 10 лет, как прошлая жизнь мусульманской женщины превратится в легенду и сказку. Девизом порядочного интеллигента должны быть благоденствие и польза народа. Он должен посвятить своему народу свои уют, ум, знания и силу, в то же время он должен быть внимательным и сильным. Потому что за все ошибки и заблуждения как перед народом, так и перед историей ответственно сословие интеллигенции. Именно такую интеллигентность мы ждем от наших женщин-мусульманок".
При загадочных обстоятельствах
В апреле 1920 года власть в Азербайджане захватили большевики. В правительстве Н.Нариманова Б.А.Шахтахтинский, правда, без приставки "ага" к своему имени, стал министром юстиции и одновременно Чрезвычайным и Полномочным Послом Азербайджана в России. Однако большевистский дух не смог перебороть в нем патриотизма, любви к своей Родине, народу.
Получив Зангезур, армянское правительство устремило свои взоры на Нахчыван и Карабах. В декабре 1920 года вопрос передачи Нахчывана Армении был практически решен в Москве. В такой ситуации Б.А.Шахтахтинский решается на немыслимый и отчаянный шаг: по его подсказке, без ведома Москвы и Баку, в Нахчыване проводится всенародный референдум, в ходе которого население региона выражает желание быть в составе Азербайджана.
Хотя Б.А.Шахтахтинский привлекался к работам по подготовке Московского и Карсского договоров, однако его "самоуправство", стоившее Армении "потери" Нахчывана, не было забыто Москвой. В 1923 году Б.А.Шахтахтинский был освобожден от должности первого заместителя председателя правительства Азербайджана и назначен на не такой уж и важный пост члена Закавказской высшей арбитражной комиссии в Тифлисе. Как и Н.Нариманову в Москве, Б.А.Шахтахтинскому не довелось долго проработать за пределами Родины. 31 мая 1924 года выходившая в Тифлисе газета "Заря Востока" сообщила, что Б.А.Шахтахтинский совершил самоубийство, выпустив в голову четыре пули из нагана, но при этом остался жив. Скончался он, отмечала газета, в больнице. Эта же газета на следующий день посвятила Б.А.Шахтахтинскому скромный некролог. Траурной церемонии, прощания с Б.А.Шахтахтинским не было. Обстоятельства смерти (покойник сделал четыре выстрела в голову?!), отказ от проведения торжественных похорон, а также предание праха земле в Тифлисе, а не на родине наводят на мысль, что он был убит, а не покончил жизнь самоубийством. Через 10 месяцев при не менее загадочных обстоятельствах "умер" также Н.Нариманов…
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: