ЧТО ЛУЧШЕ: ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ ИЛИ ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСТВО?
Пытаясь создать атмосферу доверия между сторонами армяно-азербайджанского конфликта, западные НПО утрачивают доверие к себе
Автор: Сахиль ИСКАНДЕРОВ, политолог Баку
Абсолютно ясно, что существующие межэтнические конфликты серьезно тормозят политико-экономические и культурно-социальные связи. В конечном счете такая реальность в целом делает неполноценным сотрудничество между всеми странами по предотвращению глобальных проблем, обозначенных ООН. Сложившаяся непростая ситуация на Южном Кавказе (ЮК) при обсуждении данной проблематики приобретает особую окраску.
Все заинтересованные участники большой геополитической игры в этом регионе прекрасно осознают, что давно настало время для реальных усилий по решению нагорно-карабахского конфликта - самого старого на ЮК. Но пока даже попытки официальных посредников (МГ ОБСЕ) не приносят желаемых результатов. В основном это объясняется деструктивной позицией Армении, а также, в какой-то мере, удивительной заботой об агрессоре со стороны некоторых посредников. Вряд ли без четкого обозначения агрессора и потерпевшей стороны можно рассчитывать на положительный исход посреднической миссии. В первую очередь именно эту задачу и должны они решить.
Однако вместо этого заинтересованные страны пытаются привлечь к решению проблемы многочисленные неправительственные организации (НПО), которые, по их расчетам, используя элементы народной дипломатии, должны способствовать налаживанию сотрудничества и созданию атмосферы доверия между двумя обществами, что, как они полагают, даст серьезный импульс для решения конфликта. По сути такую инициативу можно было бы и приветствовать, если бы не одно "но". Внимательное изучение деятельности зарубежных НПО в этой ипостаси показывает, что они наступают на те же грабли, что и официальные посредники. Занимаемую ими позицию вкратце можно охарактеризовать следующим образом: "Неважно, какие причины являются главной помехой на пути полноценного сотрудничества. Не вдаваясь в суть этих причин, а тем более не ставя своей целью их устранение (это, мол, прерогатива официальных структур), давайте наладим сотрудничество, чтобы создать атмосферу всеобщего доверия". Одним словом, в очередной раз предлагается поставить телегу впереди лошади. Но такая позиция очень уязвима и априори обречена на провал. Как бы им ни хотелось, не получится игнорировать такую истину, как детерминизм.
С другой стороны, вызывает естественное недоумение такой подход именно к армяно-азербайджанскому конфликту. Приведем несколько примеров. Сегодня Запад оказывает сильное давление на Тегеран, все больше ужесточая применяемые санкции против него. При этом не исключаются также точечные ракетные удары по Ирану. Причина - стремление Исламской Республики обзавестись ядерным оружием, в связи с чем оказывается мощное давление на Тегеран. Предлагали ли известные западные НПО лидерам ведущих мировых держав развернуть полномасштабное сотрудничество с Ираном в различных сферах, не устранив главную причину? Конечно же, нет.
Первая иракская война началась в результате оккупации Кувейта Ираком. США для устранения этой причины вошли в Кувейт. То есть, чтобы восторжествовали нормы международного права, пришлось разобраться с причиной. А вторая иракская война вообще была инициирована под прикрытием вымышленной причины (якобы наличием у Ирака химического и бактериологического оружия). Вашингтон и его союзники в целях устранения этой блеф-причины затеяли разрушительную войну, погрузив в кровавую бездну весь иракский народ.
Еще один пример. Вот уже почти полвека возводятся все мыслимые и немыслимые преграды на пути вступления Турции в ЕС. Официальные причины (точнее, отговорки) - несоответствие законодательства Турции требованиям этой структуры и нерешенность кипрской проблемы: "Когда Анкара устранит эти причины, тогда и можно будет говорить о полноправном членстве Турции". Как видно, во всех перечисленных ситуациях приоритетным считается устранение причин, после чего можно говорить о сотрудничестве. Тогда почему Азербайджан призывают закрыть глаза на причины конфликта с Арменией?
Отдельного внимания заслуживает вопрос о создании атмосферы доверия. На первый взгляд намерения благие. Но они должны быть взаимными. Однако у армянской стороны свой подход: "Вы нам доверяйте, а мы не можем, так как туркам и азербайджанцам верить нельзя". С другой стороны, ясно, что для создания атмосферы доверия первый шаг должен сделать агрессор, а не пострадавшая сторона. Уж если Армения так заинтересована в создании атмосферы доверия, то пусть в знак доброй воли для начала освободит хотя бы прилегающие к Нагорному Карабаху оккупированные районы. Но Армения, по всей видимости, не собирается делать это добровольно. Более того, оккупированным землям придумали странное название - "освобожденные территории", стараясь выдать их за исторические армянские земли. И все громче слышны заявления, что "освобожденные территории" не будут очищены при любом раскладе (независимо, будет ли признан НК как самостоятельный субъект или нет), так как эти территории являются не только зоной безопасности НК, но и самой Армении. Налицо явная политическая спекуляция. На справедливое возмущение азербайджанской стороны по этому поводу международные неправительственные структуры в лучшем случае реагируют гробовым молчанием, а в худшем - отмечают, что это позиция армянской стороны. А западные НПО отказываются от комментариев, оправдывая это тем, что они занимают нейтральную позицию и не могут встать на чью-либо сторону. Странно, что защита норм международного права трактуется ими как пристрастная позиция.
Всем структурам, старающимся создать атмосферу доверия в регионе, нелишне было бы обратить внимание и на уровень этнорелигиозной толерантности и этнический состав населения в странах Южного Кавказа. Уж, наверное, Азербайджан с полиэтническим составом населения и высоким уровнем толерантности заслуживает большего доверия, чем моноэтническая Армения. Почему-то их не интересует, что в эпоху глобализации, когда, по утверждению западных политтехнологов, понятие нация - государство теряет свое значение, Армения добивается абсолютно "армянской чистоты" своего населения. При этом не брезгуя проведением этнических чисток не только в Армении, но и на оккупированных территориях. Забота об установлении полномасштабных политико-экономических и культурно-социальных связей также выше всякой похвалы. Но только в том случае, если подойти к проблеме комплексно, а не исключительно через призму собственных взглядов или, еще хуже, интересов агрессора.
Потакая капризам "многострадальной" Армении и оказывая сильное давление на тех, кто действительно страдает от ее надуманных претензий, международные структуры упускают из виду латентные межэтнические конфликты в регионе. Армянство уже давно предъявляет открытые претензии к региону Джавахетия в Грузии. Пользуясь попустительством международного сообщества, оно превратило эту область соседней Грузии в логово дестабилизирующих элементов, что может в любой момент взорвать регион изнутри. Несмотря на то, что азербайджанские эксперты неоднократно поднимали этот вопрос в ходе встреч с представителями западного экспертного сообщества и НПО, принципиального ответа получено не было.
Сегодня мир делает особый акцент на необходимость скоординированных действий для решения глобальных проблем: экологической, связанной с питьевой водой, продовольствием, а также борьбой с наркотрафиком и, конечно же, международным терроризмом. Именно этим западные НПО объясняют свою посредническую миссию в области народной дипломатии, призванную установить взаимное доверие между конфликтующими обществами без предусловий. Но и здесь не все так гладко.
Азербайджан неоднократно поднимал перед международными структурами вопрос о варварском поведении Армении на оккупированных азербайджанских территориях. На этих землях уничтожаются фауна и флора, заминированы поля, проводится политика "выжженной земли", в результате чего в атмосферу выбрасываются в огромном объеме вредные газы и вещества. Кроме того, уничтожаются также азербайджанские культурно-исторические памятники.
Приграничные с оккупированными территориями районы Азербайджана столкнулись с проблемой питьевой и оросительной воды. Армянская сторона очень часто, особенно в сезон посевов и орошения, перегораживает русло рек, тем самым серьезно затрудняя развитие сельского хозяйства в этих районах. Существует также реальная угроза отравления этих рек. До сих пор Армения не присоединилась к конвенции "Употребление и защита трансграничных рек и озер", продолжая безнаказанно загрязнять водные ресурсы региона.
Что касается наркотрафика и международного терроризма, излишне описывать, какие благоприятные условия создались для транзита наркотиков и размещения террористов на оккупированных Арменией территориях Азербайджана.
Вот вам и глобальная проблема. Не пора ли признать сепаратизм глобальной угрозой, открывающей путь к терроризму? Глубокое изучение сепаратистских явлений убеждает, что они, эволюционируя, в конечном счете могут создать благодатную почву для терроризма по следующей схеме: сепаратистские идеи (отдельные выступления идеологов) - мягкий сепаратизм (мирные митинги и акции) - агрессивный сепаратизм (локальные вооруженные выступления и военные действия) - терроризм (полномасштабная война с привлечением международных террористов, сопровождаемая этническими чистками). Все вышеприведенное еще раз доказывает, что без устранения как главной причины, так и тех, что создают ее, невозможно инициировать атмосферу доверия и всеобъемлющего сотрудничества между обществами южнокавказских стран. Причем в этом вопросе и официальные структуры, и неправительственные организации должны действовать в унисон. Пока данные структуры не будут оказывать достаточного давления на агрессора, проблемы эти будут находиться не только в состоянии стагнации, но и прогрессировать.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:


491












