САМОБЫТНОСТЬ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НЕ ПОМЕХА
Обеспечение религиозной стабильности - вопрос сугубо конфессиональный или политический?
Автор: Теймур АТАЕВ, политолог Баку
26-27 апреля в Баку прошел саммит религиозных лидеров "Глобализация, религия, традиционные ценности", в котором приняли участие главы и представители христианских, мусульманских, иудейских, буддийских и индуистских общин из 32 стран мира. Одно только наименование встречи уже свидетельствовало о политической направленности форума. Однако в этом нет ничего удивительного - в формате современной геополитики, как и на протяжении всей мировой истории, религия играет особую роль.
Конфессиональная значимость
Еще в преддверии этого саммита на встрече с президентом Ильхамом Алиевым патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что партнерские, дружеские отношения между народами России и Азербайджана имеют очень большое значение для сохранения мира в регионе Кавказа и во всем мире. Особый упор патриарх сделал на отсутствие в Азербайджане каких-либо межрелигиозных конфликтов: "Используя современную терминологию, мы бы сказали о высоком уровне толерантности". От лица православной общины Азербайджана патриарх выразил благодарность главе страны "за этот мирный дух, присутствующий в жизни вашего народа, за добрые межрелигиозные отношения", играющие значительную роль во внутренней жизни и выстраивании отношений Азербайджана не только с приграничными, но и со всеми странами мира. Признательность президенту "за доброе отношение" азербайджанского народа "к православной общине" страны он высказал также во время литургии в Кафедральном соборе святых Жен-Мироносиц в Баку: "Нас здесь немного. Но нас защищают законы Азербайджана, уважение руководства страны, дружеское расположение наших мусульманских братьев и сестер".
Данные заявления православного лидера России имеют большое значение для развития двусторонних отношений. В условиях перманентной нестабильности в кавказской зоне констатация добрых взаимоотношений между азербайджанцами и русскими - знаковое определение, поскольку в целях дестабилизации ситуации в обеих странах заинтересованные внешние силы и их пособники вполне могут попытаться разыграть межнациональную карту. Высказывания же Кирилла однозначно свидетельствуют, что в случае возникновения такого сценария он будет иметь искусственный характер.
При посредничестве патриарха Кирилла на саммит прибыл также армянский католикос Гарегин II, который назвал "нашим долгом и обязанностью" поддержку армяно-азербайджанских мирных переговоров. "Мы хотим, чтобы армяне и азербайджанцы вновь сосуществовали вместе в мире, чтобы открылись закрытые границы и были налажены связи", - подчеркнул Гарегин II и предложил провести очередной межрелигиозной саммит в Ереване, заблаговременно пригласив главу Управления мусульман Кавказа шейх уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде. В совместной декларации по итогам трехсторонней встречи - патриарха, католикоса и шейха зафиксирована важность следования "духовным ориентирам сотрудничества, позволяющим преодолеть отчуждения между нашими народами". Тем самым религиозный фон оказался задействованным не только в рамках констатации стратегического партнерства Москвы и Баку, но и разрешения армяно-азербайджанского противостояния. Отметим, что значимость конфессионального фактора в геополитике проявилась и в других направлениях.
Неоднозначность глобального проекта
Значительную отдаленность векторов нынешней глобализации от направленности "в сторону справедливости и подлинного равенства между народами" зафиксировал председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Он подчеркнул, что не принимающий в расчет нравственность и мораль "любой материально-технический прогресс в ряде случаев лишь ухудшает ситуацию" по сравнению с предыдущим этапом.
В этом контексте задачей уммы Р.Гайнутдин определил безотлагательную коллективную работу "по выработке мусульманской по своей сути стратегии и тактики" в отношении глобалпроекта. Хотя, по его словам, процесс глобализации в основе своей носит объективный характер, где актуальнейшей задачей для мусульман предстает массовое "просвещение о себе самих, своей цивилизации, ее месте в истории человечества и перспективах дальнейшего развития". Но только одним религиозным знанием подлинное мусульманское просвещение ограничиться не может. Лишь на базе комплексного подхода к нему, существенной частью которого будет, непременно, и "религиозная грань", мусульмане сумеют верно ориентироваться в стремительно глобализирующемся мире, обеспечивая сохранность "своей религиозной и цивилизационной идентичности".
В Баку Р.Гайнутдин затронул еще один аспект, активно и довольно неоднозначно обсуждающийся в различных мировых электоратах. Он заметил, что "Творец возложил на людей груз ответственности, нести который люди способны только объединенными усилиями". Отсюда вытекает объективная необходимость их взаимодействия и сотрудничества на самой надежной основе - взаимном познании. Но призыв к сближению людей и целых народов обращен не к одним только мусульманам, а ко всему человечеству. При этом "Всевышний не просто открывает людям путь к сближению друг с другом", но предписывает им его в качестве обязательного. В целом такой подход соответствовал принятому участниками бакинской встречи документу.
Перспективы религии в глобализирующемся мире
В заключительном документе участники саммита коснулись и периодических глобальных призывов к отказу "от самобытности и целостности культур и религий", переходу "к синкретической системе взглядов, к смешению вер", отметив, что подобный подход ведет не к объединению, а к еще большему разделению людей. В связи с этим очень важным представляется сохранение возможности у человека для "свободного следования своему мировоззрению", даже если оно "не нравится мировым элитам"; а для народа - "своему образу жизни, даже если кто-то считает его недостаточно прогрессивным". Актуальность всего этого объясняется тем, что глобализация не устранила "угрозы безопасности государств, народов и индивидуумов", так как по-прежнему не преодолены голод, социальное неравенство, загрязнение окружающей среды, вооруженные конфликты на этнорелигиозной почве и др. "Богатые страны становятся богаче, а бедные - беднее", все больше критики вызывает несправедливое распределение мировых доходов. Мало того, осуществляются попытки вытеснить религию на периферию общественной жизни, с отрицанием самого факта присутствия в человеке и обществе неизменных моральных установок. Этим открывается "путь к полному нравственному нигилизму" вследствие нивелирования общепринятых ценностей "алчной погоней за материальным благополучием, комфортом, развлечениями". Размытие же нравственных норм ведет человечество к гибели.
В этой связи религиозные общины способны предложить "альтернативные модели развития хозяйствования", в основе которых находятся общие для многих народов духовные ценности - справедливость, солидарность, любовь и уважение к человеку, к многовековым традициям и культуре наших народов. Тем самым религиозные лидеры могут внести важный вклад в разрешение мировых экономических и социальных проблем как на макроуровне международных контактов, так и на уровне своей страны и конкретной общины. Принятый документ зафиксировал актуальность единения мировых религий по противодействию угрозам, т.к. "именно традиционные религиозные общины призваны противостоять искажению религиозных ценностей в угоду экстремистам и террористам". Особенно в сегодняшних условиях, когда терроризм приобретает международный характер. Вместе с тем в документе подчеркивается необходимость свободного развития каждого народа, должного решать свою судьбу и адекватно участвовать в принятии всех международных актов, затрагивающих его жизнь. Параллельно в рамках саммита состоялось первое заседание Консультативной группы религиозных деятелей при ЮНЕСКО. В свое время создать при данной структуре организацию такого рода стремился экс-генеральный директор ЮНЕСКО Коиширо Мацуура. Реально же она возникла по инициативе нового руководителя ЮНЕСКО, первой женщины на этом посту Ирины Боковой. Этот институт может стать блестящей возможностью для сотрудничества группы религиозных деятелей с ЮНЕСКО, диалога культур.
Таким образом, даже беглый анализ итогов бакинской встречи однозначно демонстрирует геополитическую составляющую саммита, как и его значимость для мирового мусульманского сообщества, так как это огромное поле деятельности для представителей уммы. Но наряду с этим возникает и масса вопросов. К сожалению, достаточно нелицеприятных для всех нас. А именно, насколько мы сами готовы двигаться вперед, продвигать общество к прогрессу? Располагаем ли мы таким внутренним, да и внешним потенциалом? Здесь, кстати, можно вспомнить апрельский мусульманский форум в Москве. В своем выступлении на нем глава Совета муфтиев России обратил внимание на харизматичность и убедительность идеологов "экстремистских организаций", являющихся "молодыми людьми". В противовес им умме "не удалось воспитать таких же, не менее ярких и убедительных лидеров. Иными словами, проповедников истинного ислама". Однако это тема уже отдельного исследования.
Роль Азербайджана
На этом фоне интересна роль Баку в претворении вышеизложенного. Так, на церемонии открытия саммита президент Ильхам Алиев назвал Азербайджан "естественным мостом между Европой и Азией". Отметив, что на этой земле на протяжении столетий представители разных религий и наций живут как одна семья, глава государства подчеркнул наличие этого важного фактора и в современном Азербайджане. При этом И.Алиев, отметив двадцатилетие вхождения Баку в ОИК и десятилетие - в Совет Европы, назвал ислам "нашей священной религией".
Далее президент, назвав Азербайджан "открытой для всего мира" страной, заявил, что в планах Баку внести еще больший вклад в дело развития связей между Европой и Азией, христианским и мусульманским мирами. Определив глобализацию в качестве относительно новой темы для мира, он подчеркнул необходимость принятия каждой страной и народом мер для сохранения своих национально-духовных ценностей, что позволит избежать прививаемых под предлогом глобализации норм, "не свойственных национальному менталитету".
Глава государства фактически продолжил то, что озвучил Гейдар Алиев на бакинском международном симпозиуме "Исламская цивилизация на Кавказе" в далеком уже 1998 году, фокусируя, в частности, внимание на том, что "мы принимаем исламскую культуру, исламские духовные ценности как они есть в нашей священной книге - Коран". Гейдар Алиев подчеркнул тогда: "Азербайджан может быть на Кавказе центром исследований исламской цивилизации" и "имеет на это право".
Имеет право потому, что "бакинский мост" между Европой и Азией, Западом и Востоком несет не только географический, но также социально-экономический и политический смысл. Говоря, что Азербайджан объединяет "западную цивилизацию с восточной - как с географической точки зрения, так и с духовной", Г.Алиев подчеркивал высокую ценность этой исторической миссии. Он констатировал, что Азербайджан, объединяющий христианский мир с исламским, и в дальнейшем будет жить как независимое государство.
Проблема дефицита кадров
Надо признать, что без наличия в обществе истинного взаимопонимания между представителями электората стабильность государства всегда находится под угрозой, так как внешние силы при необходимости могут дестабилизировать ситуацию, используя внутренний конфликт.
В рамках рассматриваемого вопроса высвечивается еще один немаловажный факт. Насколько умма, в случае реализации сказанного главой Азербайджана, в состоянии обеспечить кадрами претворение задачи? Вопрос можно сформулировать и по-другому: имеется ли в конфессиональной среде когорта подготовленных лиц, которая способна приступить к выполнению глобальных задач?
Для получения положительного ответа на эти и схожие вопросы назрела необходимость разработки концептуальных основ развития азербайджанского мусульманского сообщества в форме общей концепции взаимодействия религии, социума и государства. Но здесь возникают серьезные НО. Допустим, качественный документ будет подготовлен. А что дальше? Кем, как и в какой форме он начнет реализовываться? Имеется ли подготовленный кадровый потенциал в необходимом количестве? А ведь еще необходимо доводить информацию вокруг процесса до общества. Опять-таки, кто и каким образом осуществит это?
Вопросы далеко не праздные. И актуальность их выходит уже за рамки даже дефицита кадров. Потому что наличие в Азербайджане обеих ветвей мусульманства "обеспечивает" слишком большую привязанность их представителей к собственному мазхабу (школе). Значит, нужно еще разрабатывать некий единый подход по каждому нюансу. И вновь появляются сомнения - смогут ли воспитать в себе представители этих ответвлений умение относиться друг к другу с уважением, как минимум, воспринимая право каждого на высказывание собственной точки зрения?
Но это частный момент. Более глобальный - все ли категории населения захотят прислушиваться к тому, что отлично от их мнения? При этом не считать их носителей врагами или изгоями? Действительно, проблема! Однако, как бы тяжело ни было, целесообразно уже начинать работу в этом направлении. И как можно скорее. Потому что, как явствует из сказанного президентом И.Алиевым о сохранении самобытности, назрела очередь формирования азербайджанской исламской гражданской идентичности, что предусматривает активность населения в создании архитектуры гражданского общества. Первым шагом к этому может стать образование единого центра выработки концептуальных основ развития уммы путем консолидации экспертного сообщества и духовной элиты страны. Это позволит подойти к выстраиванию элементов развития уммы в качестве атрибута гражданского социума при базировании на присущих исламу ценностях. Тем самым социально-созидательный потенциал мусульманской религии будет являться одним из цементирующих звеньев в укреплении фундамента Азербайджана. Здесь же возможно определение приоритетов в систематизации аспекта исламского образования посредством подготовки единой учебной литературы, курсовых программ и качественного состава педагогов. Осуществление всего этого в немалой степени позволит обеспечить поступательность социального развития общества. Что, в свою очередь, станет гарантией стабильности в стране.
Все это однозначно послужит выработке национальной идеи, которая должна стать ориентиром для всех граждан Азербайджана, независимо от национальности и вероисповедания, без учета нахождения на той или иной ступеньке социальной лестницы. Именно национальная идея будет объединять всех, кто считает Азербайджан исторической родиной, включая проживающих за пределами страны.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:


621












