Автор: НУРАНИ Баку
Накануне наступления нового тысячелетия в СМИ, даже достаточно серьезных, не было недостатка в прогнозах "конца света". Ученые при этом снисходительно улыбались: Миллениум наступает лишь согласно одному из множества действующих в мире календарей, по другим же дата далеко не "круглая", и вообще один Миллениум человечество уже пережило.
Тем не менее начало нового века и нового тысячелетия ознаменовалось серией крупнейших природных катастроф. Сначала мир оказался, и в прямом, и в переносном смысле, потрясен катастрофой в Южной Азии: землетрясение у Андаманских островов и последовавшее за ним цунами унесли жизни 250 тысяч человек. В том числе не менее 5 тысяч европейцев, проводивших рождественские каникулы на пляжах Таиланда. Теперь в центре внимания - новая катастрофа: землетрясение на острове Гаити.
Министр информации Гаити привела новые данные о количестве жертв землетрясения - по ее словам, только в Порт-о-Пренсе погибли 150 тысяч человек. Точнее, такое количество тел было захоронено в братских могилах.
Но в это число не вошли жертвы землетрясения в других городах, а также те, кто был похоронен родственниками. "Никто не знает, сколько тел еще погребено под завалами - двести, триста тысяч? Кто знает общее число жертв?" - недоумевает министр.
За время работы на острове спасатели извлекли из-под завалов более 130 человек, которые смогли выжить под обломками зданий. Радости спасателей не было границ, когда они находили под завалами живых людей спустя девять и даже на четырнадцатый день после землетрясения.
Трагедию Гаити трудно назвать обойденной вниманием. Бедному государству помогают сегодня все, и Азербайджан - не исключение. В связи с происшедшим в канадском Монреале на уровне министров иностранных дел открылась международная конференция "Группы друзей Гаити". Еще до ее начала СМИ анонсировали, что встреча пройдет под председательством министра иностранных дел Канады Лоуренса Кэннона и в ее работе примут участие главы МИД и делегации Канады, Аргентины, США, Уругвая, Франции, Японии, целого ряда других стран, а также представители ООН, Евросоюза, Организации американских государств, Всемирного банка, Международного валютного фонда и других международных финансовых институтов и крупных неправительственных организаций. Для участия в конференции в Канаду прибыл премьер-министр Гаити Жан-Макс Беллерив.
Евросоюз выделил гаитянам помощь в сумме 420 млн. евро. Президент США Барак Обама пожертвовал из личных средств $15 тысяч. Крупные суммы внесли британское правительство и королева Елизавета II. Канада собрала для Гаити уже более 100 млн. канадских долларов. Из них 67 млн. пожертвовали простые канадцы, 50 млн. - федеральное правительство страны, которое, согласно заявлению премьер-министра Стефена Харпера от 23 января, дополнительно выделит еще 17 млн., чтобы повторить сумму, собранную гражданами.
Япония же подверглась острой критике за слишком маленькую помощь в размере $5 млн. После этого Токио заявило о намерении направить на Гаити около 200 военных строителей для восстановления разрушенной социальной инфраструктуры. Голливудские кинозвезды проводят благотворительные телемарафоны и жертвуют собственные средства. Словом, забытой трагедию на Гаити назвать трудно. Однако именно эта катастрофа заставила задуматься о том, готово ли мировое сообщество в третьем тысячелетии справляться с гуманитарными катастрофами действительно крупного масштаба. И какую долю в такого рода ситуациях составляют причины сугубо природные, а какую - социальные и политические.
Увы, число погибших действительно сравнимо с последствиями "рождественского цунами", признают специалисты. Но вот сам "природный" масштаб катастрофы, увы, заставляет задуматься о том, что трагедия Гаити имеет не только, а возможно, не столько природные, сколько социальные корни. Сейсмологи в один голос уверяют: по всем нормам и расчетам толчок на Гаити не должен был вызвать катастрофу такого масштаба. То есть, как выяснилось, перед мощью подземной стихии богатые и бедные страны находятся далеко не в равных условиях.
Российские спасатели, вернувшиеся с Гаити, приводят журналистам подробности, которые явно выходят за рамки понятия "природная катастрофа". "Мы брали в руки цемент, и он рассыпался в руках, как песок. Поразительно, из какого материала выстроены дома на острове в сейсмоопасной зоне, - рассказывал начальник поисково-спасательного подразделения отряда "Центроспас" Кирилл Бородин газете "Московский комсомолец". - Разбирая завалы, мы не применяли тяжелую технику, работали кувалдами и ломами. Разлом в стене с человеческий рост мы проделывали за 5-7 минут с помощью простого молотка".
Об этом эксперты говорили с самого начала: строительство на Гаити велось без соблюдения каких бы то ни было норм и правил. Да еще и при высочайшем уровне воровства на всех этапах. В большинстве зданий Порт-о-Пренса и без землетрясения находиться было небезопасно, а толчок в семь баллов разрушил и бедные кварталы, и президентский дворец, и офис ООН.
Но это только часть трагедии. Гаити сталкивается с небывалым взлетом мародерства. Как отмечает российская телепрограмма "Вести", раздавленный землетрясением город просто растаскивают по кускам. Каждый день на торговых улицах Порт-о-Пренса разворачиваются бои местного значения, где все против всех. Человеческая жизнь на этом острове никогда не представляла особой ценности, но теперь мародеры готовы убить друг друга даже за пакет крупы или бутылку воды. Полиция не в состоянии контролировать ситуацию.
Островком спокойствия остается аэропорт Порт-о-Пренса, контролируемый морской пехотой США. По сути дела "зеленые береты" стали на острове единственной дееспособной силой.
Но самое обидное, что в те дни, когда на Гаити в прямом смысле слова строят баррикады из трупов, вокруг этого государства, где уже несколько лет нет нормальной власти, разгорается весьма дурно пахнущая политическая кампания. Так, лидер кубинской революции Фидель Кастро уже призвал ООН и США объяснить рост американского военного присутствия на Гаити. "В условиях гуманитарной трагедии в Гаити тысячи солдат подразделений морской пехоты США, 82-я воздушно-десантная дивизия и другие военные силы оккупировали гаитянскую территорию", - отмечает Кастро, добавляя, что "ни ООН, ни правительство США не представили мировому общественному мнению разъяснений" причин переброски военных подразделений в карибскую республику. Зашкаливающий уровень мародерства, по их мнению, еще не повод для вмешательства. В оккупации Гаити обвинили США Уго Чавес и Эво Моралес, президенты Венесуэлы и Боливии. На этом фоне США, естественно, отнеслись с подозрением к прибывшему из Венесуэлы российскому транспортному самолету с гуманитарным, по "заявке", грузом. Судя по всему, в США помнят уроки землетрясения в Армении в 1988 году, когда груз самолетов, доставлявших, по бумагам, гуманитарную помощь, никто не досматривал, и разного рода армянские "федерации" и "ассамблеи", тесно связанные с армянскими же террористическими организациями, ввезли в Армению астрономическое количество оружия. Часть его ушла на оккупацию Карабаха, часть - на подпольный оружейный рынок. В Вашингтоне же сегодня не заблуждаются: бедная, раздираемая соперничеством криминальных банд Республика Гаити занимает очень важное стратегическое положение, и в мире предостаточно сил, готовых превратить ее в собственный плацдарм.
"Действия спасателей, работающих на Гаити, никто не координирует, из-за чего помощь, выделяемая пострадавшим, расходуется недостаточно рационально. В работе принимают участие солидные организации, предстоит проделать огромный объем работы, но ситуация на Гаити печальна. Все можно было бы организовать намного лучше", - заявил глава итальянской службы гражданской обороны Гуидо Бертолазо.
Бертолазо считает, что "слишком часто после прибытия на место катастрофы люди сразу устанавливают большой плакат с названием своей организации: они скорее думают о том, чтобы хорошо выглядеть перед телекамерами, а не о том, чтобы прийти на помощь тем, кто в ней нуждается".
Специалисты тем временем задают уже и другие неприятные вопросы: а как быть, если "гуманитарный кризис" случится в двух точках одновременно? Существуют ли в мире отработанная "процедура реагирования" на подобные происшествия, четкая схема действий, наконец, отработана ли процедура взаимодействия? Есть ли международная служба, призванная реагировать и "включаться" в подобных ситуациях, или вся надежда возлагается на "люди добрые помогут", независимо от того, идет ли речь о международной помощи или же деятельности благотворительных организаций.
Но самое главное, катастрофа на Гаити выявила то, о чем мир просто предпочитал не задумываться. Страны мира можно разделить по многим признакам: на монархии и республики, на мусульманские, христианские и буддистские, на демократические и диктаторские. Но наиболее четким и откровенным остается деление на богатых и бедных. И оно, как выяснилось, определяет почти все, даже шансы уцелеть в природной катастрофе. Потому как в первые, ключевые, часы человек остается один на один с местными властями и последствиями их политики - от создания службы гражданской обороны до соблюдения норм при строительстве. Так, на побережье Индийского океана не было службы оповещения об угрозе цунами, а на Гаити строили в прямом смысле слова из песка вместо цемента.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: