Автор: Нурлана ГУЛИЕВА Баку
Пока политики и политологи вовсю рассуждают о дивидендах, которые получит та или иная страна благодаря развернувшейся в мире газовой интриге, экономистов больше беспокоит финансовая сторона вопроса. По мнению последних, газ - это, прежде всего, продукт, способный поддержать экономику как производителя, так и потребителя топлива. Такой же позиции придерживается и Азербайджан, который намерен распределять свой газ между клиентами с тщательным рационализмом, так, чтобы не только угодить всем друзьям-соседям, но и получить максимальную экономическую прибыль. Как сказал президент страны Ильхам Алиев, "для нас все рынки интересны и привлекательны в том случае, если цена соответствует мировому уровню, если все остальные условия, в частности условия транзита, опираются на международную практику. Мы, экспортируя свои ресурсы, естественно, хотим, чтобы за них нормально платили".
Турецкий гамбит
Нерешенность вопроса транспортировки газа из Азербайджана тормозит процесс начала разработки Стадии-2 проекта "Шахдениз". А это, с одной стороны, означает запаздывание вложения в экономику страны инвестиций в $20 млрд., так необходимых особенно в кризисные и посткризисные годы, с другой стороны, недовольство акционеров проекта, а также потенциальных покупателей, среди которых значатся многие страны Европы: Греция, Болгария, Италия, Румыния, Венгрия, Австрия, Германия, Швейцария. Причем это именно те страны, которые готовы покупать азербайджанский газ по мировой цене, безо всяких запросов о льготах. То есть вроде бы конкретные рынки сбыта газа у Азербайджана есть, плюс уже подписанные контракты с соседними странами, но нет конкретного маршрута поставок, после которого должны быть согласованы на основе различных форм все тарифы, цены, объем газа.
Ситуацию, как уже было отмечено, усугубляет еще и тот факт, что контракт по "Шахдениз" подписан в 2006 году, в 2026 году его срок истекает, а с ним истекают и все права членов консорциума по этому месторождению. А если сегодня приступить ко второй фазе проекта, то, в лучшем случае, первый газ из этих пластов будет добыт в 2015 году, то есть останется всего 11 лет до завершения контракта. При этом надо учесть, что, по минимальным оценкам, запасы "Шахдениз" составляют 1,2 трлн. кубометров, добыть которые за столь короткий промежуток времени нереально. Поэтому нервозное отношение к данному вопросу членов консорциума понятно, как и вполне оправдано желание потенциальных покупателей получить хоть какие-либо гарантии, что к определенной дате газ до них все же дойдет.
Как известно, вся неопределенность по данному проекту тянется уже два года из-за неразрешенности транзитных и ценовых вопросов между Турцией и Азербайджаном. Как отмечал ранее президент Ильхам Алиев, "Азербайджан уже много лет продает газ Турции по ценам, составляющим треть, 30% мировой цены. Мы хотим, чтобы наш газ приобретали пусть не по мировой, но хотя бы близкой к ней цене. Пусть она не будет равна стоимости российского газа, пусть будет ниже на 8, 10%, но не на 50%". Вполне логично, тем более что на сегодня в арсенале Азербайджана уже имеются предложения, где тарифные ставки на 70% превышают существующие в регионе цены. Отметим, что сейчас Турция платит $120 за 1 тыс. кубометров азербайджанского газа по сравнению с $250-300 за тот газ, что поступает из России и Ирана.
В настоящее время переговоры между Госнефтекомпанией Азербайджана и турецкой Botas продолжаются, и пока определенных достижений, к сожалению, нет, несмотря на некоторые обнадеживающие вроде бы заявления о прогрессе в данном вопросе. Вместе с тем появившаяся информация о том, что "министр энергетики Турции Танер Йылдыз призывает Азербайджан к тому, чтобы он продолжал продавать ей газ по более низким ценам" (Bloomberg), говорит о неизменности позиции турецкой стороны. Уступит ли Азербайджан на этот раз? Как заявил президент Госнефтекомпании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев, "Азербайджан готов пойти на скидки в цене для Турции. Но цена должна быть приемлема и для нас, она должна быть не ниже той цены, которая сегодня существует на внутреннем рынке Турции". Он также, в свою очередь, подтвердил, что переговоры между сторонами идут не гладко, но, тем не менее, ГНКАР рассчитывает завершить их до конца этого года. Только тогда возможно будет приступить к добыче газа в рамках Стадии-2…
Клин клином…
Итак, вся эта долгоиграющая неопределенность с Турцией подтолкнула Азербайджан искать альтернативные возможности отправки газа, и на сегодня, как уже известно, существует несколько вполне реальных маршрутов. Во-первых, это те же самые Россия и Иран (к слову, первая предложила Азербайджану принять участие и в проекте "Южный поток", и вообще более тесно интегрироваться в "газовых" вопросах), а во-вторых, это совершенно новая для нас форма поставок - продажа сжиженного газа через черноморские порты. Некоторым вторая форма может показаться сейчас немного нереальной (хотя, как уже известно, имеются конкретные договоренности по этому маршруту с Болгарией), но, по мнению международных экспертов, в будущем именно эта форма отношений между продавцами и покупателями "голубого топлива" будет наиболее распространенной. Так, по словам старшего экономиста ассоциации газовой промышленности Cedigaz Армеля Лекарпантье, в 2009 году некоторые страны увеличили инвестиции в производство сжиженного природного газа (СПГ) в основном из-за того, что этот способ более конкурентоспособен по сравнению с транзитом газа через трубопровод в связи с более низкими ценами. Это создает большую неопределенность для крупных проектов газопроводов.
На сегодня пока ГНКАР продолжает уточнения по этому вопросу, проводя переговоры с Болгарией, Румынией. "Где будет построен терминал для сжиженного газа, в Кулеви или в Супсе, ответ на этот вопрос нам даст технико-экономическое обоснование (ТЭО) или исследование, которое будет предшествовать ТЭО", - отметил вице-президент ГНКАР Эльшад Насиров.
Так или иначе, в случае если с Турцией все же не удастся договориться, то этот маршрут станет одним из путей доставки азербайджанского газа в Европу, что очень важно для нашей страны. Хотя и стоило появиться заявлению, что Азербайджан рассматривает также другие варианты поставок газа, в частности в Китай, как сразу же в СМИ некоторыми экспертами был сделан вывод об отказе ЕС в газовом сотрудничестве в пользу Азии. "Это нелогично, несправедливо и в корне неправильно", - сказал по этому поводу, в частности, Э.Насиров. "Любая труба, связывающая нас с потенциально новым рынком, является благом, и, в принципе, то, что есть трубопровод Туркменистан - Китай, радует, потому что для нас открывается возможность получить еще один альтернативный маршрут транспортировки. Однако каким будет рынок Китая в 2020-2025 годах, предположить сложно", - сказал он, отметив, что к этому времени экспорт в Китай при благоприятном стечении обстоятельств может стать более выгодным, чем в ЕС.
Но, тем не менее, ЕС продолжает оставаться приоритетом для Азербайджана с учетом того, что страны Евросоюза являются рынком, где цена на газ определяется не столицами каких-либо государств, а конкретно рынком. И проект газопровода Nabucco еще не сброшен со счетов, ведь он на сегодня самый важный проект для Евросоюза. По словам министра топлива и энергетики Натига Алиева, если проект состоится, азербайджанский газ будет транспортироваться из Греции в Болгарию и по другим маршрутам - в Германию. "Для этого можно построить 90-километровый газопровод из Греции в Болгарию. Все это должно быть проанализировано и оценено. Одной из целей является получение чистой прибыли с вычетом расходов на транспортировку. Потому что тут в качестве основного источника ресурсов указывается азербайджанский газ", - подчеркнул министр.
Подытоживая сказанное, хотелось бы еще раз вернуться к вопросу срочности решения "транзитных вопросов". По мнению международных аналитиков, в посткризисные годы потребность в "голубом топливе" в Европе заметно сократится, что уже наглядно видно по данным на конец 2009 года, - прогнозируется спад мировой добычи на 4,8%, что станет самым значительным падением за прошедшие 40 лет. Хотя, по мнению экспертов международной ассоциации газовой промышленности Cedigaz, мировая добыча газа вновь начнет расти в 2010 году. Однако при этом темпы роста все же будут ниже докризисного уровня и составят всего лишь 1,8-2,4%. Такая ситуация связана с падением спроса на топливо - в этом году в пределах 5,0-6,5%. Причем потреблению "голубого топлива" в отличие от добычи понадобится гораздо больше времени на восстановление. По прогнозам экспертов Cedigaz, данный показатель не сможет превзойти уровень 2008 года вплоть до 2014 года.
Другими словами, да, сегодня у азербайджанского газа много клиентов, готовых реально заплатить за него, но неопределенность в вопросе транспортировки может привести к экономическим потерям в будущем. Поэтому официальный Баку старается как можно более оперативно диверсифицировать пути доставки своих энергоресурсов на мировые рынки, чтобы получить с газа все причитающиеся дивиденды. Азербайджан выглядит более решительным и принимает довольно смелые решения, к каковым можно отнести и планы по доставке природного газа в Болгарию в сжиженном виде. Тем более что возможности для этого у него имеются.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: