24 Ноября 2024

Воскресенье, 14:47

ОЧЕРЕДЬ В КИТАЙСКИЙ БАНК

Создаваемый Поднебесной AIIB потенциально идет на конфронтацию с политическими интересами США

Автор:

31.03.2015

Первые полосы крупных мировых СМИ неизменно вот уже который месяц пестрят репортажами о событиях на Ближнем Востоке и в Украине. Статьи о боях в Сирии, распространении влияния ИГИЛ, ядерной программе Ирана и боевых действиях в восточных областях Украины создают впечатление о том, что именно здесь вершится судьба будущего мироустройства. Политики соревнуются в красноречии и с претензией на дар предсказания философствуют о том, вернет ли себе Россия утраченные некогда сильные позиции в миропорядке или загнется, не справившись с бременем санкций. Радикалы от политологии даже довольно потирают руки, напоминая о том, что еще задолго до нынешних событий предрекали третью мировую войну. И вот, казалось бы, все верно: бои, хоть и затихшие на время, идут в самой Европе, грядет передел границ на Ближнем Востоке. Война идет полным ходом, и ее локальность - лишь веление времени. А тут еще косвенное "признание" Владимира Путина о том, что Россия в крымских событиях в случае чего могла бы применить и ядерное оружие. Как будто сговорившись, буквально на следующий день Саудовская Аравия заявляет о том, что тоже решила заиметь эту "игрушку"…

И вот, на фоне всех этих страстей, кто же всерьез воспримет информацию о том, что где-то далеко от главного театра событий под угрозой провала создание некоего Транстихоокеанского партнерства (Trans-Pacific Partnership - TPP). Еще менее значимым кажется сообщение о предстоящем запуске в этом году нового китайского проекта - Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank - AIIB).

Однако на самом деле эти два, казалось бы, локальных примера - весьма показательные вестники грядущих глобальных изменений.

Судьба TPP заслуживает отдельного разговора. Подробней рассмотрим ситуацию вокруг AIIB. Здесь разворачиваются весьма интересные события, с элементами политического триллера. 

Связано это с совершенно неожиданным для всех, и в первую очередь для американцев, решением Великобритании о вхождении в AIIB в качестве учредителя. С совершенно не свойственными для официального Вашингтона нотками обиды он обвинил Лондон, ни много ни мало, в предательстве "особых отношений", сложившихся между этими странами в последние десятилетия! Так что же натворил Лондон? Но обо всем по порядку. 

Стремительно нарастающая экономическая мощь Китая не может не волновать США. И хотя страны между собой открыто не конфликтуют, вот уже второе десятилетие идет упорная подковерная борьба между этими гигантами современного мира. Вышеупомянутому TPP как раз выделялась роль одного из основных рычагов сдерживания амбиций Китая. 

Поднебесная давно уже недовольна своей ролью в международных финансовых организациях. Она не раз пыталась расширить свою квоту в МВФ, во Всемирном банке, в других инвестиционных банках для того, чтобы финансировать в инфраструктуру в рамках существующих международных организаций. Но США всегда давали недвусмысленно понять, что готовы брать китайские деньги, но не готовы делиться влиянием. 

Все эти организации - важные инструменты внешней политики США и призваны выражать только ее интересы. Однако у всех этих структур банально не хватает средств для удовлетворения интересов хотя бы только одного региона - быстрорастущего азиатского. По оценкам международных финансовых институтов, развивающимся азиатским странам необходимо инвестировать с 2010 по 2020 год $8 трлн. в инфраструктуру, чтобы их экономика могла двигаться вперед. Капитал ВБ - $220 млрд., АБР - $175 млрд. К тому же средства АБР и Всемирного банка направляются на любые проекты - от окружающей среды до гендерного равенства. Объем средств МВФ определяется специальными правами заимствования (SDR). Сейчас объем SDR составляет $369,52 млрд. Причем квоты распределены таким образом, что страны G7 имеют возможность заблокировать любое решение, их не устраивающее. Нелишне подчеркнуть, что, выдавая кредиты, МВФ навязывает и целый набор изменений во внутренней политике, который для развивающихся рынков зачастую просто смертелен.

И вот Пекин задумался о запуске нового поколения международных банков развития, которые, как считают в Вашингтоне, могут бросить вызов глобальным институтам, базирующимся в США.

В июле прошлого года создается Банк развития БРИКС с участием Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР с уставным капиталом в $100 млрд. Половину обеспечат страны-участницы, половину - будущие партнеры. Такие найдутся: желание присоединиться к блоку уже есть у Аргентины, не исключается в будущем присоединение других стран.

Этот банк может помочь, к примеру, с финансированием "Турецкого потока", на который ВБ уж точно денег не выделит. На банк БРИКС очень рассчитывает и ЮАР, которая неоднократно критиковала МВФ и ВБ за медлительность в принятии решений.

Далее Пекин создает специальный фонд в $40 млрд. для финансирования инфраструктуры Шелкового пути, что будет стимулировать развитие бизнеса входящих в него регионов. Речь идет о строительстве автомобильных и железных дорог, аэропортов и морских портов на протяжении всего Шелкового пути, а также о разработке природных ресурсов, развитии промышленности и финансов. 

Новый Шелковый путь объединит страны Центральной и Южной Азии, а также Австралию, китайские порты с бельгийским портом в Антверпене.

И, наконец, 24 октября прошлого года объявляется о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций с предполагаемым активом в $100 млрд., из которых $50 млрд. вложит только Китай. В тот день соглашение подписала 21 страна Азиатско-Тихоокеанского региона. В их число вошли весьма дальновидно и две страны СНГ - Казахстан и Узбекистан.

По словам министра финансов Китая Лоу Цзивэя, развивающиеся страны Азии смогут благодаря AIIB совершенствовать инфраструктуру и поддерживать достаточно быстрое, стабильное развитие экономики, а развитым государствам это даст возможность расширить свои потребности в капиталовложениях и стимулировать восстановление экономики. 

И хотя с высоких трибун в Пекине заявляется о том, что банк не ставит своей целью противопоставление уже существующим, однако выделяя странам-участницам средства на проекты, которые может отвергнуть Всемирный банк, AIIB уже потенциально идет на конфронтацию с политическими интересами США.

Сперва к AIIB проявили неподдельный интерес сразу несколько европейских стран, а также Австралия, Япония, Индонезия и Южная Корея. Однако США, с нескрываемым раздражением отреагировавшие еще в 2013 году на эту идею, заставили отвернуться от него своих ближайших союзников.

Более того, Штаты инициировали обсуждения в G7 на предмет того, как себя вести с новым финансовым институтом. 

И вдруг, как гром среди ясного неба, заявление Великобритании о присоединении к AIIB в качестве соучредителя. И Вашингтон обиделся. Да так, что не сдержал своих эмоций на официальном уровне. США публично раскритиковали решение Лондона и заявили, что их беспокоит тенденция Великобритании "во всем подстраиваться под Китай".

В достаточно откровенном интервью BBC директор Института России при Лондонском королевском колледже Сэм Грин уверенно заявил, что "Вашингтон заинтересован в сохранении своего влияния определять то, как нужно вести международную торговлю, международную валютную политику и так далее. Если появление подобных структур, как AIIB и Банк стран БРИКС, дает странам третьего мира возможность получить инвестиции без надзирательных функций, которые обеспечивают вашингтонские институты, их это, безусловно, беспокоит".

Одновременно Сэм Грин предположил, что "Британии, как финансово-торговой державе, неразумно было бы отрезать себя от возможности интенсивно работать со второй, а в перспективе и первой экономикой мира. Вопрос в том, на каких основаниях и по каким правилам будут играть с Китаем. У Вашингтона была идея, что легче будет на Китай влиять сообща, используя совместный вес западных экономик, нежели раздельно. Но по каким-то причинам в Лондоне сочли, что лучше действовать иначе".

Британское участие в AIIB резко повышает международный статус организации. С этого момента она перестает быть региональной и приобретает явные черты всемирной. 

Вашингтон не зря так грубо и публично попытался "отдернуть" своего ближайшего и до недавнего времени верного союзника. Он прекрасно понимает, во что это может вылиться. И не ошибся. Вслед за заявлением Лондона о своем желании пересмотреть отношение к AIIB сразу же высказались Германия, Франция, Италия, Швейцария, Австралия, Южная Корея, ЮАР. Вполне вероятно, что очень скоро выстроится очередь из желающих успеть запрыгнуть на подножку стремительно набирающего скорость поезда. А вот направление его движения прямо противоположно тому, куда движется электричка со "звездно-полосатым флажком".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

603


Актуально