Автор: Ариф ГАФАРОВ Баку
2009 год объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом образования в области прав человека. Это означает, что наступивший год пройдет под эгидой защиты прав человека - основы демократического правосознания. Конечно, миру предстоит сделать многое, чтобы люди знали свои права, знали, как и где их защитить, верили в правосудие. Что же могут сделать юстиция, СМИ, неправительственные организации, чтобы люди верили в институт правосудия? Какой вклад могут внести общеобразовательные учреждения, в частности школы, для обеспечения преемственности правосудия в общественность? Эти вопросы волнуют не только нас, но и государства с давними демократическими традициями. Мы же обратились с ними к главе НПО "Содействие развитию связей с общественностью", кандидату филологических наук Шалале ГАСАНОВОЙ.
- Как, по-вашему, чем продиктовано объявление 2009 года Международным годом образования в области прав человека?
- На мой взгляд, это означает, что не только в странах постсоветского пространства, но и во всем мире существует проблема недостаточной осведомленности общественности о своих правах. В этом я убедилась, участвуя в работе международной конференции "Общественность и правосудие", проведенной при поддержке правительства Германии Немецким обществом по техническому сотрудничеству (GTZ) в мае прошлого года в Тбилиси. Красной нитью в выступлениях председателя Высшего суда Берлина, председателей земельных судов Линца, Гехингена, Брандербурга проходила мысль о том, что идея правового государства должна целенаправленно и постоянно укореняться в сознании людей.
Как ни странно для нас, немецкая общественность тоже не полностью охвачена массовыми и доступными знаниями о значении права и правового государства. На этом выстраиваются приоритетные позиции немецкой юстиции - судьи и прокуроры должны активно участвовать в правовом воспитании населения, идти в школы, встречаться с людьми на днях открытых дверей. Концептуальный подход по выстраиванию и поддержанию имиджа зиждется на том, что судья на рабочем месте способствует укреплению доверия к юстиции. Рациональные немцы наверняка знают, что общественное мнение начинает закладываться в узком кругу, в междусобойчиках, где люди откровенно делятся впечатлениями. Вот почему делается все для того, чтобы проигравшая сторона не ушла из зала суда озлобленной, чтобы в памяти остался облик приветливого и объективного судьи. Этот опыт можно спроецировать на наши реалии. В Азербайджане в год рассматриваются 70 тысяч судебных дел, из которых 56 тысяч - гражданские. Значит, 56 тысяч человек остаются недовольными, ибо одна из сторон всегда проигравшая. Вот на эту категорию людей и рассчитаны подобные акции.
- Интенсивная интеграция Азербайджана в мировое сообщество, упрочение стратегического партнерства с крупнейшими державами мира актуализируют задачу формирования и поддержания политического и странового имиджа страны. Это в значительной мере зависит от приверженности к демократическим ценностям и особенно правовой защищенности граждан.
- Да, вы правы. Внимание мировой общественности приковано сейчас не только к экономическим процессам в нашем регионе и в Азербайджане в частности, но и к реформам общественного права. Важный вопрос политической повестки дня страны - место в мировом правовом сообществе.
Азербайджан с 2004 года сотрудничает с Советом Европы по вопросам усовершенствования судебно-правовой системы. В августе этого года президент произвел кадровые реформы в судебной системе, что также направлено на повышение эффективности правосудия. Реформирование этой системы активизировалось после указа президента о применении закона о модернизации судебной системы от 19 января 2006 года. Поскольку на каждые 100 тысяч человек приходятся 4 судьи, принято решение об увеличении судейского корпуса на 50%. Между тем, согласно заявлениям аппарата омбудсмена, а также международных организаций, по итогам минувшего года большинство жалоб населения к ним связаны с проблемами в судах. Соцопросы показывают, что общественность считает судей наиболее коррумпированными. На мой взгляд, здесь больше работают стереотипы, чем конкретные факты. Острота момента в том, что большинство граждан не знают законов, своих прав и, что хуже всего, не ищут каналов информации. Например, в августе прошлого года СМИ сообщали, что в Баку функционирует "горячая линия" совместной рабочей группы по закреплению международных стандартов прав человека в Азербайджане. И что вы думаете? За три месяца к ним обратились всего 200 человек. Подчеркнем, что 40% из них получили действенную помощь. Кстати, по их данным, 46% жалоб были не на суды, а на нарушение имущественных прав со стороны органов исполнительной власти. Только 22% жаловались на управление исполнения судебных решений и 10% - на нарушение прав человека. Отсюда следует, что есть непочатый край работы в рамках Международного года образования в области прав человека, чтобы приблизить правосознание среднестатистического азербайджанца к стандартам стран с развитой демократией, где граждане привыкли интересоваться работой государственных структур, в том числе органов третьей власти, которые созданы для защиты их основных прав.
По сути, находясь в эпицентре жизни общества, правосудие, как лакмусовая бумажка, характеризует наиболее злободневные проблемы различных социальных прослоек и, как следствие, делает выводы об уровне развития демократии в стране. Вот почему в период интенсивной интеграции Азербайджана в прогрессивное мировое сообщество важно не только ставить, но и решать вопрос отношения общественности к правосудию.
Мировой опыт показывает, должна вам сказать, что долог путь к истинно независимому правосудию. Даже в Америке еще есть проблемы по правам граждан в экономике и социальной жизни. Помнится, пару лет назад комиссия США по равенству шансов на трудоустройство сообщала, что 30% поступивших к ним обращений - это жалобы на дискриминацию по половому признаку.
- Какое, на ваш взгляд, пиар-сопровождение наиболее эффективно для формирования позитивного имиджа национальной юстиции?
- Как правило, всякое пиар-сопровождение складывается из двух важных компонентов - четко сформулированной идеи и технологической схемы. Такие схемы в сегодняшней пиар-практике называют модулями. Они включают исследование, действие, коммуникации, оценку. Профессиональные пиар-менеджеры сначала определяют формат и последовательность действий, потом их содержательную наполненность. Иными словами, пиар не делается вдогонку за событием, это всегда система превентивных мер, когда просчитываются второй и все последующие шаги. В этом контексте уместно вновь обратиться к германскому опыту.
В немецкой системе пиар-технологий по укреплению доверия к юстиции прочное место заняли дни права, которые проводятся как дни открытых дверей. В целом в Европе пришли к однозначному выводу, что суд должен показать себя общественности изнутри. Мотивация в том, что каждый человек потенциально может оказаться причастным к судопроизводству, поэтому изначально важно создать доверие, добиться положительной репутации в общественном сознании. Как отмечали на той конференции немецкие асы судопроизводства, зачем скрываться под покровом тайны и тем самым оставлять ниши для искаженных толкований, если судам есть что показать - помещение, оборудование, сотрудников, ход работы, опыт и др.
Каждый суд по очереди проводит день открытых дверей раз в два года, поскольку это требует большой работы и затрат. Превентивный этап пиар-программы включает рекламную кампанию и интерактивный опрос населения по Интернету и "горячим линиям". Граждан заранее оповещают о том, что судьи в этот день не отвечают на вопросы о находящихся в производстве делах и не допускают дискуссий о завершенных делах. Как правило, мероприятия посещают несколько тысяч человек, поэтому они проводятся в конце недели в нерабочий день. Заранее тщательно разрабатывается концепция ролевых игр-заседаний, в которых участвуют действующие судьи. В некоторых судах создаются музыкальные ансамбли или театральные труппы из судей и прокуроров специально для выступлений перед согражданами.
Цель подобных пиар-программ - приблизить фокус юстиции к взглядам общественности и представить функционеров судопроизводства как радушных людей, которым можно и нужно доверять. Так в Германии формируются новые стереотипы, благодаря которым юстиция воспринимается как часть государства, на которую должны полагаться граждане.
- Помнится, в 2007 году в Баку и регионах страны суды проводили дни открытых дверей.
- Да, однако из-за отсутствия необходимой пиар-программы они носили формальный характер и не вызвали ожидаемого резонанса. Но поскольку вы затронули эту тему, хочу особенно отметить важный, на мой взгляд, факт. В 2003 году Комитет министров Совета Европы совместно с Европейской комиссией принял решение о проведении Европейского дня гражданского правосудия с целью приблизить правосудие к людям. Для обозначения значимости этого дня была учреждена премия "Хрустальные весы", которой Совет Европы и Европейская комиссия отмечают новаторскую практику судов при проведении гражданских правовых процедур. Наиболее грандиозно этот день отмечался в Германии в 2007 году. Так вот, примечательно то, что Азербайджан был в первой десятке стран, присоединившихся к программе мероприятий и церемонии этого празднества вместе с Нидерландами, Бельгией, Австрией, Боснией и Герцеговиной, Италией, Кипром, Украиной, Чехией, Эстонией. Думается, это достаточно яркий аргумент приверженности нашей страны демократическим ценностям.
- Тогда давайте продолжим список и напомним нашим читателям, что 18 июня 2008 года впервые в Азербайджане отмечался Всемирный день прав человека.
- Замечательно, а помните проведенные в те дни мероприятия международного уровня, на которых озвучивались неоспоримые аргументы о приверженности Азербайджана международной системе по защите прав человека. Десятки тысяч граждан амнистированы, число заключенных сократилось до 13 тысяч человек, утверждена Концепция государственной поддержки развития средств массовой информации, предоставлена единовременная финансовая помощь редакциям ведущих газет и информационным агентствам, усиливается общественный контроль за деятельностью правительства. Согласно Концепции государственной поддержки неправительственным организациям страны, в 2008 году около 200 НПО получили гранты под проекты, направленные на развитие гражданского общества.
- Однако всего этого иной раз словно не замечают определенные международные организации, пытающиеся занизить рейтинговые показатели страны по защите прав человека.
- В этом нет ничего странного, поскольку при наличии сильного арсенала добротных фактов отсутствует пиар-концепция по их популяризации. Ведь что такое пиар? Это система продвижения интересов. Система! Поскольку с начала беседы я апеллирую к германскому опыту, вспомню слова великого реформатора, объединившего Германскую империю, Бисмарка. Он говорил: "Важно не намерение, а потенциал". Иными словами, если есть потенциал, это даст толчок намерению. Ярко и лаконично обозначил как намерения, так и потенциал суверенного Азербайджана президент Ильхам Алиев: "Мы выбирали демократический путь не под чьим-либо давлением. Мы понимаем, что без демократизации общества предусмотренные нами крупные экономические проекты не могут быть успешными. Этот путь - наш стратегический выбор". Так вот, при наличии системы этот сильный тезис был бы у всех на устах. Ведь это не плакатная фраза, а логично выстроенный алгоритм.
Приведу другой пример. В целях продолжения реформ, проводимых в области защиты прав человека, 28 декабря 2006 года распоряжением президента республики был утвержден "Национальный план деятельности по защите прав человека в Азербайджанской Республике". Отраженные в плане мероприятия охватывают 48 направлений деятельности и ставят конкретные задачи перед 31 структурой. Среди них отмечены и чисто пиаровские технологии по продвижению идеи по защите прав - олимпиады, конкурсы, фестивали, распространение печатной продукции среди населения, создание специализированной библиотеки. Да, отдельные госструктуры в рамках этого документа сделали определенную работу. Министерство образования провело конкурсы: рисунков и стихов - "Права человека и ты", плаката - "Конвенция прав ребенка". В 24 районах страны созданы ресурсные центры молодежи. Летом 2008 года аппарат обмудсмена провел месячник прав человека, в котором активно участвовали образовательные учреждения. Но эти мероприятия носят эпизодический характер, не охватывают широкие слои населения. Опросите фокус-группу в вузах, госучреждениях, крупных компаниях. Уверяю вас, окажется, что мизерный процент знает о существовании этого национального плана. А ведь от уровня информированности индивидуумов и зависит функционирование систем. Для этого нужны, прежде всего, тактичные технологии, без ходульности и плакатности. Тогда и будут обратная связь, доверие, гармония, согласие, общие интересы и взаимопонимание. Словом, все то, что составляет сущность паблик рилейшнз. Ведь доминантой связей с общественностью, отличающей пиар от рекламы и маркетинга, является коммуникативная система - послание сообщения, принятие сообщения общественностью и адекватное истолкование его содержания, получение информации от общественности о том, что сообщение принято и понято. Из этой технологической цепочки не должны выпадать звенья. В противном случае результата не ждите!
- Как, по-вашему, можно ли управлять имиджем?
- Некоторые теоретики по пиару рассматривают имидж как коммуникацию, ибо он вмещает в себя набор информации, направленный на различные аудитории. С этой точки зрения можно управлять развитием имиджа. Для планирования развития имиджа внутри страны необходимо четко знать ожидания различных общественных групп. А внешний страновой имидж формируется из сфокусированных мнений не просто общественных групп, а групп влияния. Мнение о положении прав человека составляют такие группы влияния, как правозащитники, а также оппозиционные и независимые СМИ. И большинство их настроено, к сожалению, негативно. В назидание им уместно напомнить пушкинскую строчку о царской России: "Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство". А местные эксперты и определенные СМИ особо стараются для того, чтобы международные организации думали об Азербайджане хуже, чем есть на самом деле. Хотя надо отдать должное отдельным экспертам, которые, подводя итоги 2008 года, оценили ситуацию с правами человека как стабильную. Особо отмечалось, что впервые в истории Азербайджана отбывающие сроки заключения лица были отпущены домой для участия в похоронах близкого родственника. В результате в стране создан положительный прецедент, когда применяются не только ограничивающие функции закона. Права человека - многовекторная сфера, и в нее входят также права вынужденных переселенцев и беженцев. Хочется спросить радикальных правозащитников по вопросам прессы, почему они не предпринимают таких же усилий, чтобы утрамбовать в международных организациях мнение о том, что из-за армянской агрессии с самого рождения нарушены права более 100 тысяч азербайджанских детей, родившихся в лагерях беженцев.
К сожалению, имеет место медийная разобщенность по оценкам ситуации с правами человека. Мною собрано несколько папок материалов, демонстрирующих, насколько разнятся мнения газет по одному и тому же вопросу или мероприятию. Например, в феврале и декабре 2008 года комиссар по правам человека Совета Европы Томас Хаммерберг в целом позитивно оценил шаги по защите прав человека в Азербайджане. Однако в обзорных статьях по этой теме в части независимых газет об этом "забывали" упомянуть и вся ситуация была представлена в негативном ракурсе. Другие же расцвечивают только положительные факты с претящим ура-патриотическим возгласом. Еще пример. В ноябре прошлого года прошла региональная конференция "Правосудие и верховенство закона на Южном Кавказе". Совет Европы дал рекомендации странам региона по двум направлениям - подготовка кадров и совершенствование системы высших советов юстиции. Это нормальная процедура. Тем не менее оппозиционные СМИ и недружественно настроенные НПО представили это как показатель плохой работы.
Многое зависит от того, как преподносится информация. Так, недавно была озвучена впечатляющая цифра - Евросуд принял к судопроизводству 1077 жалоб из Азербайджана. Однако оказывается, что 500 жалоб подано ранее проживавшими в Азербайджане армянами и 500 - гражданами нашей страны с исками о выплате им компенсаций армянской стороной. На деле это всего 77 исков. Между тем СМИ подняли ажиотаж вокруг 1077. В Европейском суде государство выиграло 23 и проиграло 11 дел. Почему в прессе не освещаются выигранные дела? К этому добавим, что Турция, Греция, Румыния, Россия лидируют по выплатам по искам в Евросуде по правам человека. Причем речь идет о миллионных суммах. Азербайджан же, по данным на май 2008-го, выплатил всего 42 тыс. евро.
- То есть многое зависит от позиции прессы?
- Именно, иной раз создается впечатление, что газеты, особенно популярные, как бы намеренно занимают осуждающую позицию в освещении ситуации с правами человека и обходят стороной достойные внимания факты.
Посмотрите, в июне 2008 года при ООН создан Совет по правам человека и одним из четырех вице-президентов избран представитель Азербайджана Эльчин Амирбеков. Он также назначен спецдокладчиком совета. Значит, позиция нашей страны в этой сфере не так уж и плоха. Тем не менее этот примечательный факт не получил широкого освещения. И еще - нужны превентивные меры. Накоплен целый арсенал аргументов о существенном продвижении в сфере прав человека. За три года различные наказания получили около 100 отечественных судей, более 30 были отстранены от должности, за последние два года начато административное исполнение в отношении 50 судей, в том числе за коррупционные правонарушения. За последние три года указом президента были досрочно прекращены полномочия около 10 судей. Созданы апелляционные суды в регионах страны, поэтому стало меньше судебной волокиты. О прозрачности говорит и то, что решения судов помещаются на интернет-сайтах судов. Гражданское право страны приводится в соответствие с европейской конвенцией. Благодаря совместным усилиям Министерства юстиции и НПО весной прошлого года был даже выпущен и представлен общественности сборник стихов заключенных. Так что власти отнюдь не должны оправдываться вслед за очередным критическим отчетом международных структур. Просто нужно наладить концептуальную систему освещения позитивного опыта на основе гибких современных технологий.
Медийная разобщенность сказывается и в том, что разные газеты выпячивают разные цифры. Правозащитники заявляли в прессе, что Евросуд принял 44 заявления против азербайджанского государства. Председатель Верховного суда был более конкретен и уточнил, что сюда входят как выигранные, так и проигранные дела. Такие моменты нельзя пускать на самотек. В подобных случаях необходимы оперативная реакция пресс-служб, корректировка цифр. Сумятица в информации всегда приводит к дезинформации. А ведь все это в конечном счете влияет на имидж страны.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: