23 Ноября 2024

Суббота, 23:18

ОХОТНИКИ ЗА АРТЕФАКТАМИ

Историки-энтузиасты Сабит Огуз и Эльвин Мамедов пытаются найти доселе неизвестные артефакты Кавказской Албании

Автор:

28.04.2015

В ап­ре­ле, ко­г­да ста­но­вит­ся от­но­си­тель­но теп­лее, дру­зья Са­бит Огуз и Эль­вин Ма­ме­дов на­чи­на­ют при­выч­ные для се­бя по­хо­ды по ис­то­ри­че­с­ким ме­с­там Азер­бай­джа­на. Они об­хо­дят каж­дый уго­лок на­шей стра­ны, что на­зы­ва­ет­ся, с по­со­хом в ру­ках, ис­сле­дуя все, что по­па­дет­ся им на пу­ти - лю­бой ка­му­шек и ар­те­факт. Идея "по­хо­дить по стра­не" воз­ник­ла не слу­чай­но. Дру­зей не ус­т­ра­и­ва­ет та ис­то­ри­че­с­кая кон­цеп­ция, ко­то­рая сло­жи­лась в на­уке от­но­си­тель­но Кав­каз­ской Ал­ба­нии. Са­бит и Эль­вин убеж­де­ны в том, что по­сколь­ку ос­нов­ные уси­лия от­ече­с­т­вен­ных ис­то­ри­ков и ис­кус­ство­ве­дов бы­ли на­прав­ле­ны на из­уче­ние па­мят­ни­ков му­суль­ман­ской куль­ту­ры Азер­бай­джа­на, его хри­с­ти­ан­ское про­шлое ос­та­лось в те­ни.

 

Хри­с­ти­ан­ство в Азер­бай­джа­не

Дей­стви­тель­но, се­год­ня уче­ные Азер­бай­джа­на бо­лее тща­тель­но и си­с­те­ма­ти­че­с­ки вос­со­зда­ют ис­то­рию куль­ту­ры на­шей стра­ны, вслед­ствие че­го воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость об­ра­ще­ния к ее ис­то­кам - из­уче­нию хри­с­ти­ан­ской Кав­каз­ской Ал­ба­нии, от­но­ся­щей­ся к ран­не­му Сред­не­ве­ко­вью. И это мо­жет дать от­ве­ты на мно­гие во­про­сы. По­сколь­ку ис­то­ри­че­с­ки сло­жи­лось так, что имен­но азер­бай­джан­ский на­род яв­ля­ет­ся од­ним из ос­нов­ных на­след­ни­ков ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го на­сле­дия Кав­каз­ской Ал­ба­нии, тер­ри­то­рия ко­то­рой прак­ти­че­с­ки со­впа­да­ет с ис­то­ри­че­с­ки­ми тер­ри­то­ри­я­ми Азер­бай­джа­на (ны­не Азер­бай­джан­ская Ре­с­пуб­ли­ка на­хо­дит­ся на ча­с­ти ис­то­ри­че­с­кой тер­ри­то­рии Азер­бай­джа­на. - Авт.).

Как из­ве­ст­но, Кав­каз­ская Ал­ба­ния за­ни­ма­ла зна­чи­тель­но боль­шую тер­ри­то­рию по срав­не­нию с со­вре­мен­ным Азер­бай­джа­ном, с цен­т­ра­ми в раз­ные вре­ме­на в Дер­бен­те, Га­ба­ле, Бар­де, Ганд­за­са­ре (ны­не ок­ку­пи­ро­ван­ный Кяль­ба­джар­ский рай­он) и па­рал­лель­но в Ама­ра­се (ны­не ок­ку­пи­ро­ван­ный Хо­джа­венд­ский рай­он). Ее го­ро­да, хра­мы и не­к­ро­по­ли на­хо­дят­ся в на­сто­я­щее вре­мя так­же в Да­ге­с­та­не, Гру­зии и Ар­ме­нии, а сте­лы, над­гроб­ные па­мят­ни­ки и про­из­ве­де­ния де­ко­ра­тив­но­го ис­кус­ства ук­ра­ша­ют му­зеи Ма­хач­ка­лы, Тби­ли­си, Эч­ми­ад­зи­на и т.д.

"Из­ве­ст­но, что Ал­бан­ская цер­ковь яв­ля­ет­ся од­ной из древ­ней­ших цер­к­вей не толь­ко на Кав­ка­зе, но и все­го хри­с­ти­ан­ско­го ми­ра и име­ет апо­с­толь­ское про­ис­хож­де­ние, а ис­то­рия хри­с­ти­ан­ства в Азер­бай­джа­не свя­за­на со ста­нов­ле­ни­ем хри­с­ти­ан­ской цер­к­ви на тер­ри­то­рии Кав­каз­ской Ал­ба­нии. Со­глас­но ис­то­рии цер­к­ви, Святой апо­с­тол Вар­фо­ло­мей, один из 12 уче­ни­ков Ии­су­са Хри­с­та, при­был в Кав­каз­скую Ал­ба­нию, где сво­ей про­по­ве­дью об­ра­тил мно­гих языч­ни­ков в хри­с­ти­ан­ство, за что был каз­нен язы­че­с­ки­ми жре­ца­ми. По дан­ным ал­бан­ско­го ис­то­ри­ка Мо­и­сея Ка­лан­ка­туй­ско­го, уче­ник апо­с­то­ла Фад­дея - Ели­сей по бла­го­сло­ве­нию пер­во­го па­т­ри­ар­ха Ие­ру­са­ли­ма Свя­то­го апо­с­то­ла Иа­ко­ва при­был в Кав­каз­скую Ал­ба­нию и здесь, в ме­с­теч­ке под на­зва­ни­ем Киш (Ше­ки, Азер­бай­джан), по­стро­ил пер­вую цер­ковь и про­вел пер­вое бо­гос­лу­же­ние. А в на­ча­ле IV ве­ка ал­бан­ский царь Ур­найр при­ни­ма­ет хри­с­ти­ан­ство в ка­че­с­т­ве го­су­дар­ствен­ной ре­ли­гии", - рас­ска­зы­ва­ет на­уч­ный со­труд­ник Ин­сти­ту­та по пра­вам че­ло­ве­ка НАН Азер­бай­джа­на, ди­рек­тор Цен­т­ра ис­то­рии Кав­ка­за Риз­ван Гу­сей­нов.

По его сло­вам, до за­хва­та Кав­каз­ской Ал­ба­нии ара­ба­ми Ал­бан­ская цер­ковь мно­гие ве­ка су­ще­с­т­во­ва­ла как по­ме­ст­ная не­за­ви­си­мая цер­ковь со сво­ей ие­рар­хи­ей, и это, в свою оче­редь, по­зво­ля­ло ей ру­ко­по­ла­гать гла­ву цер­к­ви из чис­ла ме­ст­но­го ду­хо­вен­ства. Но пос­ле араб­ско­го за­во­е­ва­ния за стрем­ле­ние к един­ству с Ви­зан­ти­ей и Все­лен­ской цер­ко­вью Ри­ма Ал­бан­ская цер­ковь бы­ла на­силь­но под­чи­не­на юрис­дик­ции ар­мян­ской цер­к­ви, ко­то­рая ста­ла про­вод­ни­ком ин­те­ре­сов ха­ли­фа­та в Ма­лой Азии и на Кав­ка­зе.

Од­на­ко это не­дол­го вли­я­ло на из­бра­ние па­т­ри­ар­хов Ал­бан­ской цер­к­ви со сто­ро­ны ар­мян­ско­го ка­то­ли­ко­са. Фак­ти­че­с­ки Ал­бан­ская цер­ковь про­су­ще­с­т­во­ва­ла до XIX ве­ка. Пос­ле вклю­че­ния тер­ри­то­рий Азер­бай­джа­на в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии по цар­ско­му ука­зу в 1836 го­ду был уп­разд­нен ал­бан­ский ка­то­ли­ко­сат, и в 1909-1910 го­ды, по раз­ре­ше­нию Рус­с­ко­го си­но­да, ар­хи­вы Ал­бан­ской цер­к­ви бы­ли унич­то­же­ны в Эч­ми­ад­зи­не. Так бы­ло ут­ра­че­но все, что бы­ло свя­за­но с Кав­каз­ской Ал­ба­ни­ей, от­ме­тил ис­то­рик.

Все это вре­мя ар­мя­не, как мог­ли, ар­ме­ни­зи­ро­ва­ли ал­бан­ские цер­к­ви, пе­ре­ина­чи­вая на ар­мян­ский язык ал­бан­ские над­пи­си. Се­год­ня все ут­вер­жде­ния ар­мян­ских "уче­ных" о под­чи­нен­но­с­ти Ал­бан­ской цер­к­ви ар­мян­ской и при­ня­тии ал­ба­на­ми хри­с­ти­ан­ства от ар­мян яв­ля­ют­ся не чем иным, как про­па­ган­дист­ским трю­ком. Так ар­мя­не хо­тят обос­но­вать пра­ва на тер­ри­то­рии, ис­то­рию, куль­ту­ру и па­мят­ни­ки Кав­каз­ской Ал­ба­нии, ко­то­рые, по су­ти, от­но­сят­ся к Азер­бай­джа­ну.

По­это­му се­год­ня как ни­ко­г­да важ­но до­во­дить до ми­ра при­над­леж­ность ал­бан­ской эпо­хи к ис­то­рии Азер­бай­джа­на. И свой до­б­ро­воль­ный вклад Са­бит и Эль­вин го­то­вы вне­сти в ис­то­рию из­уче­ния Кав­каз­ской Ал­ба­нии на тер­ри­то­рии со­вре­мен­но­го Азер­бай­джа­на.    

 

Тай­на пе­ще­ры Дам­джы­лы

"На­ши по­хо­ды по ис­то­ри­че­с­ким ме­с­там Азер­бай­джа­на мы ста­ли про­во­дить со­вме­ст­но с 2009 го­да. И пер­вая на­ша на­це­лен­ная по­езд­ка со­сто­я­лась в Га­зах - се­ло Даш­са­лах­лы, центр от­ды­ха Дам­джы­лы близ го­ры Авей­даг. Там на­хо­дит­ся ал­бан­ский храм, су­дя по не­ко­то­рым ис­точ­ни­кам, V-VI ве­ков. На кар­тах он от­ме­чен как храм Сурб Сар­кис. Но это, ко­неч­но, ар­мян­ская вер­сия", - рас­ска­зы­ва­ют Са­бит и Эль­вин.

Дру­зья вы­шли в путь пос­ле то­го, как по­лу­чи­ли ин­фор­ма­цию, что не­да­ле­ко от хра­ма в од­ной из пе­щер есть над­пи­си на сте­не: "Мы хо­те­ли са­ми сде­лать сним­ки, так как на­шей глав­ной це­лью бы­ло об­на­ру­жить ал­бан­скую пись­мен­ность, по­сколь­ку по по­во­ду это­го су­ще­с­т­ву­ет мно­го вер­сий, и су­ще­с­т­во­ва­ние ее по­ка не бы­ло до­ка­за­но".

И дей­стви­тель­но, не­ко­то­рые ис­то­ри­ки-лин­г­ви­с­ты счи­та­ют, что ал­бан­ской пись­мен­но­с­ти не бы­ло, что поль­зо­ва­лись они древ­не­ар­мян­ским пись­мом. Од­на­ко есть до­ка­за­тель­ст­ва, что в де­ле рас­про­стра­не­ния и ут­вер­жде­ния хри­с­ти­ан­ства в ре­ги­о­не боль­шую роль сы­г­ра­ла ал­бан­ская пись­мен­ность, с по­мо­щью ко­то­рой с се­ре­ди­ны IV ве­ка с си­рий­ско­го и гре­че­с­ко­го язы­ков пе­ре­во­ди­лись Биб­лия и дру­гая бо­гос­лов­ская ли­те­ра­ту­ра. Сви­де­тель­ст­вом то­му слу­жит об­на­ру­жен­ный в 1996 го­ду чле­ном-кор­ре­с­пон­ден­том АН Гру­зии За­зой Алек­сид­зе ал­бан­ский па­лимп­сест, ру­ко­пись на пер­га­мен­те по­верх смы­то­го или со­скоб­лен­но­го тек­с­та, в мо­на­с­ты­ре Св. Ека­те­ри­ны на Си­най­ской го­ре.

Как от­ме­ча­ет З.Алек­сид­зе, об­на­ру­же­ние на Си­нае пол­но­го Лек­ци­о­на­рия с ал­бан­ским пись­мом на ал­бан­ском язы­ке яв­ля­ет­ся пря­мым ука­за­ни­ем на на­ли­чие в Ал­ба­нии раз­ви­той хри­с­ти­ан­ской пись­мен­но­с­ти. "Све­де­ния, со­дер­жа­щи­е­ся в ис­точ­ни­ках от­но­си­тель­но су­ще­с­т­во­ва­ния пе­ре­во­дов на ал­бан­ский язык Книг про­ро­ков, Еван­ге­лия и Апо­с­то­ла, пол­но­стью под­твер­ди­ла на­ход­ка на Си­нае. Лек­ци­о­на­рий мо­жет иметь толь­ко тот на­род, ко­то­рый об­ла­да­ет пол­ным тек­с­том Биб­лии на род­ном язы­ке", - пи­сал уче­ный. 

Са­бит и Эль­вин оты­с­ка­ли над­пись в пе­ще­ре и сфо­то­г­ра­фи­ро­ва­ли ее, что­бы пе­ре­дать уче­ным.

 

По­езд­ка в Гру­зию

Очень мно­го па­мят­ни­ков Кав­каз­ской Ал­ба­нии дру­зья об­на­ру­жи­ли в Гру­зии в го­ро­де Дма­ни­си в Кве­мо-Кар­т­ли (Бор­ча­лы). И все они, как ни стран­но, рас­по­ло­же­ны в на­се­лен­ных пунк­тах, где ком­пакт­но про­жи­ва­ют азер­бай­джан­цы.

"Из­уче­ние ал­бан­ских па­мят­ни­ков древ­но­с­ти на тер­ри­то­рии дру­гой стра­ны весь­ма за­труд­не­но. Да и са­ми эт­ни­че­с­кие азер­бай­джан­цы-му­суль­ма­не не про­яв­ля­ют осо­бо­го ин­те­ре­са к хри­с­ти­ан­ским ар­те­фак­там. Од­на­ко нам очень ин­те­рес­ным по­ка­за­лось, что ме­ст­ное му­суль­ман­ское на­се­ле­ние об­ряд жер­т­во­п­ри­но­ше­ния со­вер­ша­ет у раз­ва­лин древ­них хра­мов, на­зы­вая их "пи­ра­ми". Не­ко­то­рые хра­мы от­ре­с­та­в­ри­ро­ва­ны гру­зин­ски­ми вла­с­тя­ми. Есть храм, ко­то­рый на­хо­дит­ся на са­мой вы­со­кой го­ре этой ме­ст­но­с­ти "Шин­ди". Он счи­та­ет­ся ме­с­том ма­ло­го па­лом­ни­че­с­т­ва", - го­во­рят они.

По сло­вам лю­би­те­лей-ис­сле­до­ва­те­лей, та­ких мест в Бор­ча­лы очень мно­го. Есть храм, ко­то­рый из-за ше­с­ти опор­ных стол­бов на­зы­ва­ют "ал­ты­а­яг".

"Мы спро­си­ли у сель­чан про эти хра­мы, и нам ска­за­ли, что ко­то­рые по­но­вее, при­над­ле­жат гру­зи­нам. А дру­гие, от ко­то­рых ос­та­лись од­ни раз­ва­ли­ны, при­над­ле­жат азер­бай­джан­цам. На не­ко­то­рых хра­мах есть араб­ские над­пи­си, что го­во­рит о том, что эти хра­мы все­г­да от­но­си­лись к ме­ст­ным жи­те­лям, но со сме­ной ре­ли­гии ме­ня­лось и пред­на­зна­че­ние этих свя­тынь. И сей­час они функ­ци­о­ни­ру­ют как му­суль­ман­ские "пи­ры", - рас­ска­зы­ва­ют они. 

Так­же Эль­ви­ном и Са­би­том бы­ло об­на­ру­же­но, что все эти хра­мы ок­ру­же­ны над­гроб­ны­ми кам­ня­ми: "Ко­г­да мы спро­си­ли про эти над­гроб­ные кам­ни и ко­му они при­над­ле­жат, ме­ст­ные жи­те­ли ска­за­ли, что это гру­зин­ские за­хо­ро­не­ния. Мы ста­ли вни­ма­тель­но рас­сма­т­ри­вать их. Ин­те­рес­но, что по над­гроб­ным кам­ням лег­ко мож­но оп­ре­де­лить со­ци­аль­ное по­ло­же­ние за­хо­ро­нен­ных. У не­ко­то­рых на над­гроб­ной пли­те изо­бра­жен меч, у ко­го-то кин­жал, а у ко­го-то ору­дия тру­да. Но ко­г­да мы уви­де­ли на од­ной из плит изо­бра­же­ние са­за - азер­бай­джан­ско­го на­род­но­го му­зы­каль­но­го ин­стру­мен­та, мы бы­ли не­сколь­ко удив­ле­ны. Но в то же вре­мя у нас не ос­та­лось со­мне­ний по по­во­ду ав­тох­тон­но­с­ти ме­ст­но­го азер­бай­джан­ско­го на­се­ле­ния".

Лю­би­те­ли-ис­сле­до­ва­те­ли по­ка­зы­ва­ли фо­то­гра­фии над­гроб­ных кам­ней с са­зом ис­то­ри­ку-лин­г­ви­с­ту Фи­руд­ди­ну Джа­ли­лог­лу, и уче­ный был по­ряд­ком удив­лен этим: "Фи­руд­дин Джа­ли­лог­лу да­же вы­раз­ил свое же­ла­ние по­се­тить эти ме­с­та, что­бы са­мо­му ис­сле­до­вать. Но ду­ма­ем, что это не­воз­мож­но бу­дет сде­лать, по­сколь­ку шан­сы на се­рь­ез­ные ис­сле­до­ва­ния на тер­ри­то­рии Гру­зии, к со­жа­ле­нию, рав­ны ну­лю". 

 

Не­мно­го о Ше­ки

Лю­би­те­ли-сле­до­пы­ты ча­с­то вы­ез­жа­ют в Ше­ки, так как здесь об­шир­ное по­ле для ис­сле­до­ва­ния па­мят­ни­ков ран­ней сред­не­ве­ко­вой Кав­каз­ской Ал­ба­нии. Не­ко­г­да очень кра­си­вые хра­мы с уни­каль­ной ар­хи­тек­ту­рой в ше­кин­ских се­лах Би­де­и­зе, Баш Кюн­гют се­год­ня на­хо­дят­ся в пла­чев­ном со­сто­я­нии и нуж­да­ют­ся в ре­с­та­в­ра­ции. Во­круг хра­ма в Баш Кюн­гют так­же очень мно­го над­гроб­ных кам­ней.

"Мы по­бы­ва­ли в се­ле Даш­бу­лаг. Там в XIX ве­ке жи­ли ар­мя­не, пос­ле ко­то­рых ос­та­лось не­сколь­ко клад­бищ. На не­ко­то­рых кам­нях над­пи­си по­чти не­за­мет­ны и с тру­дом мож­но оп­ре­де­лить, на ар­мян­ском над­пись или нет, а не­ко­то­рые чет­кие и да­же вид­на да­та. Ин­те­рес­ный факт: на мно­гих кам­нях ци­ф­ры пы­та­лись пе­ре­бить, ско­рее все­го, для то­го, что­бы сфаль­си­фи­ци­ро­вать да­ту. Фаль­си­фи­ка­то­ры пы­та­лись ука­зать, что эти над­гроб­ные кам­ни от­но­сят­ся к еще бо­лее ран­не­му пе­ри­оду, что мо­жет дать по­вод ар­мя­нам пре­тен­до­вать на ав­тох­тон­ность. В са­мой де­рев­не Даш­бу­лаг есть древ­няя ал­бан­ская цер­ковь, ко­то­рая, ско­рее все­го, в XIX ве­ке функ­ци­о­ни­ро­ва­ла как ар­мян­ская. Как раз в этот пе­ри­од, ско­рее все­го, и бы­ла про­из­ве­де­на ре­с­та­в­ра­ция. На сте­нах вну­т­ри цер­к­ви вы­се­че­ны над­пи­си на ар­мян­ском. Не ис­клю­че­но, что их на­не­сли во вре­мя ре­с­та­в­ра­ции. Та­ким об­ра­зом на­ши "со­се­ди" в оче­ред­ной раз про­де­мон­стри­ро­ва­ли свою сущ­ность фаль­си­фи­ка­то­ров. Од­на­ко сле­ду­ет при­знать, что мно­гие на­ши па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры се­год­ня нуж­да­ют­ся в ре­с­та­в­ра­ции и в бе­реж­ном от­но­ше­нии. При над­ле­жа­щем под­хо­де здесь мож­но бы­ло бы со­здать му­зей под от­кры­тым не­бом и ор­га­ни­зо­вать ту­ри­с­ти­че­с­кие по­хо­ды", - полагают на­ши эн­ту­зи­а­с­ты.

Ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют: мы долж­ны уяс­нить, что не все хри­с­ти­ан­ское есть ар­мян­ское. Что до ар­мян на тер­ри­то­рии на­шей стра­ны на­хо­ди­лась ан­тич­ная и сред­не­ве­ко­вая хри­с­ти­ан­ская Ал­ба­ния, ос­та­вив­шая в пре­де­лах со­вре­мен­но­го Азер­бай­джа­на мно­го­чис­лен­ные па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры - ши­ро­кое по­ле для ис­сле­до­ва­ний. И сей­час все эти ар­те­фак­ты нуж­да­ют­ся в но­вой ат­те­с­та­ции и ре­с­та­в­ра­ции. "Эти ме­с­та долж­ны се­год­ня функ­ци­о­ни­ро­вать как му­зеи под от­кры­тым не­бом, с со­от­вет­ству­ю­щи­ми таб­лич­ка­ми и ука­за­те­ля­ми", - ут­вер­жда­ют дру­зья.

Свой оче­ред­ной по­ход они вновь по­свя­тят Га­за­ху, а за­тем на­пра­вят­ся в Гах, где на­хо­дит­ся боль­шое ко­ли­че­с­т­во ал­бан­ских хра­мов и дру­гих па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры.

 

 



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

761


Актуально