Автор: Мирабас МАМЕДОВ Баку
Наступление нового, 1915 года в Баку, как и во всей Российской империи, не сопровождалось праздничными мероприятиями - государство находилось в состоянии войны, в которую были втянуты ведущие европейские державы. За гегемонию на континенте боролись, с одной стороны, Россия, Англия и Франция, а с другой - Германия и Австро-Венгрия. Позади - пять месяцев войны, тысячи погибших, десятки тысяч раненых. В этих условиях было не до праздника.
Отголоски войны
Грохот пушек до Баку не доходил, политическая, экономическая и культурная жизнь города шла своим чередом. Тем не менее дыхание войны ощущалось и здесь. Для лечения больных и раненых воинов Кавказского фронта в городе были оборудованы лазареты. Насчитывалось их порядка 20, размещались они в основном в зданиях школ и способны были принять до 5 тысяч бойцов. Правда, одновременно такого количества больных и раненых город никогда не принимал - поправив здоровье, бойцы возвращались на фронт.
После вступления в войну Турции в Баку стали привозить пленных турок - солдат и офицеров. Среди них были также больные и раненые. Их оставляли в городе для лечения, а остальных отправляли на остров Наргин.
Самой ощутимой приметой войны были растущие цены на продукты, в первую очередь на хлеб, сахар и мясо. В остальном город жил своей размеренной жизнью - синематографы привлекали граждан новыми фильмами, в цирке братьев Никитиных демонстрировали силу и ловкость борцы, включая нескольких чемпионов мира, в тагиевском театре шли спектакли, а в маиловском - с успехом выступали оперные артисты из Петербурга и Москвы.
Наряду с государственными органами власти (градоначальство, губернское правление, городская дума и др.), учреждавшими различные комитеты помощи больным и раненым воинам, семьям бойцов, призванных на войну, посильное участие в их опеке принимали национальные благотворительные общества, включая Бакинское мусульманское благотворительное общество под председательством гласного городской думы Мирзы Асадуллаева.
"Черные дни" мусульман Карса
В конце 90-х годов XIX века России отошли бывшие турецкие территории Карс и Батуми, населенные преимущественно мусульманами. Приобретенные территории были поделены на Карсскую и Батумскую области. В ходе военных действий туркам удалось продвинуться на территории этих областей и занять большую их часть. Не исключено, что местное мусульманское население восторженно встречало турецких солдат. В декабре 1914 года произошло крупное сражение русских и турецких войск при населенном пункте Сарыкамыш. Закончилось оно поражением турок. Карсская и Батумская области вновь перешли под контроль русской армии. Для мусульманского населения областей, особенно Карсской, наступили черные дни. О серьезности ситуации свидетельствуют ряд воззваний к населению области временного генерал-губернатора Зубова в конце декабря 1914 - начале января 1915 года.
"Наблюдавшееся с начала войны враждебное отношение некоторой малокультурной части христианского населения области к местным мусульманам вылилось в последние дни в открытые нападения, следствием коих было убийство нескольких мирных мусульман. Такое крайне печальное явление, не свойственное русским верноподданным, не должно иметь места в пределах нашего отечества. …Обращаюсь к благомыслящему христианскому населению с призывом воздействовать на малокультурную часть населения в целях недопущения никаких враждебных отношений к местным мирным мусульманам", - говорилось в одном из воззваний.
Однако "малокультурная часть христианского населения" не придала значение обращению генерал-губернатора области. 12 января Зубов был вынужден издать приказ следующего содержания: "Враждебное отношение христианского населения области к мусульманам, несмотря на мои неоднократные воззвания, не только не прекращается, но, к сожалению, даже усиливается. Кроме случаев убийств совершенно неповинных мусульман, по поступающим ко мне сведениям, христианское население области позволяет себе иногда, под видом мести, совершать в мусульманских селениях вооруженные грабежи, мародерство и разные насилия. …Предлагаю военному губернатору Карсской области предупредить христианское население, что все лица, изобличенные в учинении над мусульманами каких-либо насилий, будут мною немедленно предаваться военному суду для суждения их по законам военного времени".
Нетрудно догадаться, кого имел в виду генерал-губернатор Зубов при упоминании в воззвании "некоторой малокультурной части христианского населения". Согласно статистическим данным, к началу войны более 25% населения Карсской области составляли армяне, порядка 20% - турки и около 15% - курды. Русских, украинцев и поляков насчитывалось в совокупности около 10%. Подтверждением предположений может служить следующий факт: 4 мая в кавказском военно-окружном суде слушалось дело по обвинению добровольца армянской дружины Агабабова. Ему были предъявлены обвинения в предумышленном убийстве 16 декабря 1914 года в городе Карсе на почве племенной и религиозной вражды четырех мусульман и покушении на убийство пятого. Суд признал Агабабова виновным лишь в покушении на убийство и приговорил к 12 годам каторжных работ.
Призыв к оказанию помощи
Почти одновременно с приказом генерал-губернатора Зубова бакинские газеты сообщили о телеграмме военного губернатора Карсской области полковника Подгурского, направленной на имя председателя Бакинского мусульманского благотворительного общества Мирзы Асадуллаева. В ней указывалось: "Мусульманское население Карсской области страшно пострадало от войны. Бедствие ужасное. Помощи ниоткуда. Обращаюсь к обществу об оказании помощи". С сожалением приходится отмечать, что до телеграммы Подгурского бакинская общественность, включая ее видных представителей, не оказывала поддержки - ни моральной, ни материальной - пострадавшему мусульманскому населению Карсской области. "Когда открывается поприще для пустословия и громких фраз - мы в первом ряду. А когда требуется какая-нибудь жертва, какое-нибудь усилие, мы последние или даже нас совсем нет. …У армян существует до двадцати таких комитетов (имеются в виду комитеты помощи беженцам. - Авт.)… Неужели количество наших жертв, размеры бедствий не стоят того, чтобы у нас был хотя бы один такой комитет?" - с горечью писал Джейхун Гаджибеков в газете "Каспий", сотрудником которой состоял. Менее остро высказывался публицист Омар Фаик Нейманзаде в газете "Икбал": "Наших нуждающихся гораздо больше, чем других национальностей. Но их беженцы уже находят помощь у своих единоверцев. Ничего подобного нет среди нас".
Приказ Зубова, телеграмма Подгурского словно разбудили бакинскую общественность ото сна. В Тифлис для встречи с наместником на Кавказе по поводу событий в Карсской области выехала депутация в составе А.М.Топчибашева, А.Б.Гулиева, Ф.Хойского и др. Депутация была принята помощником наместника по военной части генералом Мышловским, который заверил, что виновные в нападении на мирных мусульман будут найдены и наказаны. Правление бакинского мусульманского благотворительного общества обратилось к бакинскому градоначальнику полковнику Мартынову с просьбой разрешить сбор средств в пользу пострадавших от войны мусульман. Такое разрешение вскоре было получено.
В начале февраля благотворительное общество обратилось с воззванием к населению пожертвовать деньги и вещи для мусульманского населения Карсской области. Для изучения и прояснения ситуации на месте в Карс были командированы члены общества доктор Хосров Паша бек Султанов и купец Ага Бала Гулиев. В Сарыкамыш был командирован доктор Мамед Рза Векилов. В скором времени в Карс поступило два вагона муки, пищевых продуктов и теплых вещей. Продукты и теплые вещи были отправлены в Посховский участок Ахалкалакского района Тифлисской губернии, где нашли приют около 5 тысяч беженцев из Карсской области.
"С миру по кружке"
Принять участие в сборе пожертвований решило также правление Бакинского женского благотворительного общества. С этой целью был избран комитет под председательством Лизы ханым Мухтаровой. У себя дома прием пожертвований организовали С.Ахундова, Сона Гаджиева, Хадиджа Гаджинская, Сара Терегулова, С.Абдуллаева, Рахиля Гаджибабабекова, Б.Бабаева, Ханифа Меликова, Хадиджа Алибекова. В сборе денег приняли активное участие Зиба Гаибова, Тура Абдуллаева, Сара Абдуллаева, Сария Шарифова, Марьям Сулькевич, А.Ахмедбекова. По инициативе комитета в тагиевском театре была поставлена опера "Асли и Керем" Уз.Гаджибекова. Весь сбор от спектакля - около 2 тысяч рублей - был направлен на помощь мусульманам Карсской области.
Одна из видных общественных деятелей того времени Хадиджа Алибекова поместила в газете "Садай-Хак" воззвание к мусульманкам: "Братья и сестры мои! Нравственный долг всех без исключения мусульман принять участие в постигшем наших братьев несчастье. Если наши мужья принимают участие в каком-либо общем деле, то и мы, женщины, тоже обязаны интересоваться этим делом и принять часть заботы на себя. Чувство человеколюбия обязывает нас принять участие в тяжелом положении наших несчастных сестер и детей".
Наместником на Кавказе было разрешено Бакинскому мусульманскому благотворительному обществу организовать 7 мая кружечный сбор денег с продажей значков "Братская помощь" в пользу мусульман Закавказья, пострадавших от войны. В этот день известные в городе лица с кружкой в руках обходили магазины, конторы, дома и собирали пожертвования. По некоторым данным, было продано около 150 тысяч значков, сбор превысил 20 тысяч рублей. Активное участие в кружечном сборе пожертвований приняло и женское благотворительное общество.
Деятельность Бакинского женского благотворительного общества нашла отклик у женщин-мусульманок Елизаветполя. Как сообщала газета "Икбал", накануне праздника Новруз в доме уездного казия Ахунда Гусейн Пишнамаззаде состоялось общее собрание интеллигентных мусульманок. На собрании присутствовали более 20 женщин. Собрание единогласно постановило: Новруз байрамы переименовать в Гара байрам, торжеств не проводить; в дни праздника ходить по улицам, заходить в дома и собирать пожертвования; просить Бакинское женское благотворительное общество открыть отделение в городе Елизаветполе.
Широкая вовлеченность женщин в общественные процессы пришлась по душе миллионеру Муртузу Мухтарову, который заявил о намерении построить за свой счет для общества собственное здание. Напомним, что в 1914 году Бакинское мусульманское благотворительное общество обзавелось собственным зданием, построенным другим миллионером М.Нагиевым. Однако осуществить задуманное М.Мухтарову не удалось. Иначе в нашем городе красовалось бы еще одно здание, не уступающее по великолепию "Исмаиллиййе"…
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: