23 Ноября 2024

Суббота, 23:14

"ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ"

Пришло время переосмыслить неоценимую лепту Азербайджана в дело победы над фашизмом

Автор:

12.05.2015

Ржа­вый, по­ко­ре­жен­ный, бы­с­т­ро съе­да­е­мый до­ждя­ми не­мец­кий во­ен­ный са­мо­лет "Мес­сер­ш­митт" ле­жал на пу­с­ты­ре меж­ду ули­ца­ми Ми­ра­ли Се­и­до­ва и Ша­риф­за­де (быв­шие 9 и 10-я Хреб­то­вая), на­кре­нив­шись на бок и вон­зив свой нос в ка­ме­ни­с­тую зем­лю. Его дол­го ник­то не уби­рал. Он так и про­ле­жал тут ря­дом со шко­лой, по мень­шей ме­ре лет шесть, с то­го са­мо­го дня, ко­г­да в 1942 го­ду его сби­ли мет­ким вы­стре­лом из зе­нит­но­го ору­дия. Ря­дом иг­ра­ли де­ти, а по вы­ход­ным сю­да при­хо­дил во­ен­ный ор­кестр.

"Мес­сер­ш­митт" был по-сво­е­му ме­ст­ной до­сто­п­ри­ме­ча­тель­но­с­тью. Он бы­с­т­ро об­ра­с­тал тра­вой, пят­на­ми ры­жей ржав­чи­ны и слу­ха­ми. Он хо­ро­шо со­хра­нил­ся и по­то­му го­во­ри­ли да­же, буд­то его не сби­ли, а он сам сю­да упал. Мол, не хва­ти­ло ему топ­ли­ва.

 

Топ­ли­во, и не толь­ко

По­чти до кон­ца XIX ве­ка Ба­ку и его при­го­ро­ды бы­ли од­ни­ми из глав­ных ис­точ­ни­ков неф­ти для всей Ев­ро­пы. А для СССР Аб­ше­рон стал во­об­ще прак­ти­че­с­ки един­ствен­ным ме­с­том неф­те­до­бы­чи. За­пад­но­си­бир­ские ме­с­то­рож­де­ния еще не бы­ли от­кры­ты (это про­изо­шло поз­же, в се­ре­ди­не 1960-х), и здесь по­лу­ча­ли 80% со­вет­ско­го бен­зи­на и ке­ро­си­на, ко­то­рый по­чти весь шел на нуж­ды фрон­та.

При этом воз­ни­ка­ла мас­са труд­но­с­тей. Се­вер­ный путь транс­пор­ти­ров­ки неф­ти и го­рю­че­го был за­бло­ки­ро­ван фа­ши­с­та­ми, ос­та­ва­лась лишь до­ро­га на во­с­ток - че­рез Ка­с­пий­ское мо­ре в Крас­но­водск. От­прав­ля­ли го­рю­чее тан­ке­ра­ми, а ко­г­да их не хва­та­ло, в же­лез­ных ем­ко­с­тях и да­же боч­ках - боч­ки ве­ре­ни­цей при­вя­зы­ва­лись к су­дам и пе­ре­прав­ля­лись в Крас­но­водск, а от­ту­да их пе­ре­прав­ля­ли уже на по­ез­дах. В це­лом вся про­мыш­лен­ность ин­ду­с­т­ри­аль­но­го го­ро­да бы­ла в те тя­же­лые го­ды пе­ре­стро­е­на под во­ен­ные нуж­ды. При­шлось ос­ва­и­вать но­вые ви­ды про­дук­ции. В Азер­бай­джа­не ши­ли во­ен­ную одеж­ду, про­из­во­ди­ли ар­тил­ле­рий­ские ору­дия и сна­ря­ды. Лю­ди на­уки, по­свя­щав­шие се­бя дол­гие го­ды дру­гим, бо­лее мир­ным те­мам, во вре­мя вой­ны пе­ре­ква­ли­фи­ци­ро­ва­лись.

Тут ак­тив­но ве­лись раз­ра­бот­ки бо­лее эко­но­мичных спо­со­бов пе­ре­гон­ки неф­ти, де­ла­лись ус­пеш­ные по­пыт­ки со­зда­вать бо­лее чи­с­тые "сор­та" бен­зи­на, со­зда­ва­лись и те­с­ти­ро­ва­лись но­вые ви­ды ста­ли, а ре­зуль­та­ты не­мед­лен­но при­ме­ня­лись в про­из­вод­стве ар­тил­ле­рии.

Иной раз мож­но ус­лы­шать от жи­те­лей дру­гих го­ро­дов, что, мол, ба­кин­цы ма­ло во­е­ва­ли на фрон­тах, что мно­гие из них име­ли так на­зы­ва­е­мую бронь. Меж­ду тем то­му бы­ли ве­с­кие при­чи­ны - Ба­ку был го­ро­дом вы­со­ко­клас­сных спе­ци­а­ли­с­тов, ин­же­не­ров (те, кто чи­тал пре­крас­ную кни­гу Вой­скун­ско­го и Лу­ко­дь­я­но­ва "Эки­паж Ме­кон­га", зна­ют, о чем речь), и эти лю­ди внесли не­ма­лую леп­ту в де­ло об­щей по­бе­ды, а азер­бай­джан­ских сол­дат по­гиб­ло на вой­не не мень­ше, чем дру­гих. Тут сто­ит упо­мя­нуть о ра­бо­те, ко­то­рая бы­ла про­де­ла­на в го­ды вой­ны азер­бай­джан­ским хи­ми­ком, док­то­ром хи­ми­че­с­ких на­ук, ака­де­ми­ком Юси­фом Ма­ме­да­ли­е­вым.

В во­ен­ное вре­мя Ма­ме­да­ли­ев с со­труд­ни­ка­ми ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли ма­те­ри­а­лы ис­сле­до­ва­ний со­ста­ва и свойств при­род­ных и ис­кус­ствен­ных неф­тя­ных га­зов. Так, под его ру­ко­вод­ством бы­ли раз­ра­бо­та­ны ме­то­ды син­те­за хлор­п­ро­из­вод­ных ме­та­на и эта­на, а так­же ме­тод по­лу­че­ния вы­со­ко­ок­та­но­вых до­ба­вок для авиа­бен­зи­нов на ба­зе неф­тя­ных га­зов.

Не­бе­зын­те­рес­ный факт: ко­г­да со­вет­ская ар­мия пос­ле по­бе­ды в бит­вах за Вол­гу и Кав­каз от­бра­сы­ва­ла фа­ши­с­тов на за­пад, ку­с­тар­ная ус­та­нов­ка Ма­ме­да­ли­е­ва, со­ору­жен­ная под его ру­ко­вод­ством око­ло ба­кин­ско­го по­сел­ка Кеш­ля, вы­ра­бо­та­ла ты­ся­чи тонн вы­со­ко­ок­та­но­во­го ком­по­нен­та, что да­ло воз­мож­ность ба­кин­ским за­во­дам зна­чи­тель­но по­вы­сить про­из­вод­ство бен­зи­на выс­ших ма­рок для бо­е­вой авиа­ции Юж­но­го фрон­та.

За обес­пе­че­ние фрон­та авиа­ци­он­ным го­рю­чим про­фес­со­ру Ю.Г.Ма­ме­да­ли­е­ву в ян­ва­ре 1944 го­да был вру­чен ор­ден Ле­ни­на.

Ге­ро­и­че­с­кий труд азер­бай­джан­ских неф­тя­ни­ков и неф­те­хи­ми­ков вы­со­ко це­ни­ли в дей­ству­ю­щих ча­с­тях со­вет­ской ар­мии. В Цен­т­раль­ный и Ба­кин­ский ко­ми­те­ты КП (б) Азер­бай­джа­на в го­ды вой­ны не­од­но­крат­но по­сту­па­ли пись­ма и те­ле­г­рам­мы от сол­дат, офи­це­ров, ге­не­ра­лов и ад­ми­ра­лов со­вет­ской ар­мии, в ко­то­рых они вы­ра­жа­ли глу­бо­кую бла­го­дар­ность ба­кин­цам за сво­е­в­ре­мен­ное обес­пе­че­ние бо­е­вой тех­ни­ки неф­тью и го­рю­чи­ми мас­ла­ми.

Мар­шал Со­вет­ско­го Со­юза Кон­стан­тин Ро­кос­сов­ский (1896-1968) в сво­ем пись­ме в ЦК КП Азер­бай­джа­на пи­сал, что "...в каж­дом бо­е­вом уда­ре бес­страш­ных со­ко­лов, в каж­дом рей­де до­бле­ст­ных со­вет­ских тан­ки­с­тов, в каж­дой по­бе­де над не­мец­ко-фа­шист­ски­ми си­ла­ми не­ма­лая до­ля ус­пе­ха при­над­ле­жит ба­кин­ским неф­тя­ни­кам".

По при­зна­нию мар­ша­ла Ге­ор­гия Жу­ко­ва, "неф­тя­ни­ки Ба­ку да­ва­ли фрон­ту и стра­не столь­ко го­рю­че­го, сколь­ко нуж­но бы­ло для за­щи­ты на­шей Ро­ди­ны, для по­бе­ды над вра­гом".

Не ос­та­лась в сто­ро­не и твор­че­с­кая ин­тел­ли­ген­ция.

 

Ин­тел­ли­ген­ция и вой­на

17 ок­тя­б­ря 1941 го­да, той са­мой тя­же­лей­шей осе­нью, ко­г­да судь­ба боль­шой стра­ны ви­се­ла на во­ло­с­ке, в Эр­ми­та­же вдруг с ши­ро­ким раз­ма­хом от­ме­ти­ли 800-ле­тие ве­ли­ко­го Ни­за­ми. В юби­лее уча­с­т­во­ва­ли уче­ные и ли­те­ра­то­ры со все­го Со­вет­ско­го Со­юза. Ру­ко­вод­ство СССР от­лич­но по­ни­ма­ло, ка­кую роль в де­ле бу­ду­щей по­бе­ды иг­ра­ют Азер­бай­джан, Ба­ку и твор­че­с­кая ин­тел­ли­ген­ция го­ро­да. По­то­му все­ми си­ла­ми ста­ра­лось под­дер­жи­вать "вла­с­ти­те­лей дум" из юж­ной ре­с­пуб­ли­ки, ока­зав­шей­ся та­кой важ­ной в этот пе­ре­лом­ный мо­мент ис­то­рии.

В Азер­бай­джа­не, не­смо­т­ря на труд­но­с­ти вой­ны, на то­таль­ную ни­ще­ту, со­зда­ва­лись но­вые те­а­т­ры, на сце­нах ко­то­рых ста­ви­лись про­из­ве­де­ния и азер­бай­джан­ских, и ми­ро­вых ав­то­ров. Толь­ко в Гян­д­же бы­ло от­кры­то 3 но­вых те­а­т­ра.

Важ­ное ме­с­то от­во­ди­лось ху­дож­ни­кам, скульп­то­рам. Борь­ба с фа­шиз­мом в их про­из­ве­де­ни­ях про­сту­па­ла на­гляд­но и име­ла свою си­лу. К сло­ву, бо­лее 20 ху­дож­ни­ков Азер­бай­джа­на уш­ли в дей­ству­ю­щую ар­мию. Сре­ди них, кста­ти, ле­ген­дар­ный Мех­ти Гу­сейн­за­де, а так­же Ка­фар Сей­фул­ла­ев, Га­сан Ах­вер­ди­ев, Э­юб Ма­ме­дов, Ок­тай Са­дых­за­де и мно­гие дру­гие. Фак­ти­че­с­ки на фронт уш­ли все ху­дож­ни­ки, да­же те, кто мог при­го­дить­ся тут, в ты­лу, и вос­поль­зо­вать­ся по­ла­га­ю­щей­ся упо­мя­ну­той вы­ше бро­нью.

В го­ды вой­ны са­мым важ­ным и эф­фек­тив­ным сред­ством про­па­ган­ды и аги­та­ции бы­ли пла­ка­ты. Имен­но по­это­му по ини­ци­а­ти­ве вид­но­го ма­с­те­ра ки­с­ти Азер­бай­джа­на Ази­ма Азим­за­де ста­ли вы­пу­с­кать­ся пла­ка­ты "Аги­ток­но", "Сра­жа­ю­щий ка­ран­даш" и дру­гие. Гра­фи­че­с­кие ра­бо­ты Азим­за­де, Ха­лы­го­ва, Га­джи­е­ва во­шли в ис­то­рию пе­ри­ода вой­ны как фун­да­мен­таль­ные, яр­кие про­из­ве­де­ния ис­кус­ства. Вид­ный скульп­тор Фу­ад Аб­дур­рах­ма­нов со­здал ряд бю­с­тов из­ве­ст­ных ге­ро­ев вой­ны.

Од­но­вре­мен­но ком­по­зи­то­ры и му­зы­кан­ты со­зда­ва­ли свои про­из­ве­де­ния. Не от­ста­ва­ли от них так­же пи­са­те­ли. В све­те это­го мож­но вспом­нить твор­че­с­кие тан­де­мы Узе­и­ра Га­джи­бе­ко­ва и Са­ме­да Вур­гу­на, Се­и­да Ру­с­та­мо­ва и Ма­меда Ра­ги­ма, а та­же Ни­я­зи, Джа­хан­ги­ра Джа­хан­ги­ро­ва и Рас­ула Рзы. Гу­ляя по во­ен­но­му Ба­ку, мож­но бы­ло ус­лы­шать из ре­п­ро­дук­то­ров ре­зуль­та­ты их тру­да - пес­ни "Се­с­т­ра ми­ло­сер­дия", "Фрон­ту", "Ба­ку".

В пер­вые два го­да вой­ны при­шлось за­крыть от­де­ле­ния Со­юза пи­са­те­лей в Нах­чы­ва­не, Гян­д­же, Хан­кен­ди, Ше­ки. Де­ло в том, что мно­гие ав­то­ры уш­ли на фронт. Боль­шин­ство из тех, кто ушел в 1941-м (са­мый тя­же­лый год вой­ны), по­гиб­ли. Но уже в 1942-м ав­то­ры, по­лу­чив­шие се­рь­ез­ные ра­не­ния, ста­ли воз­вра­щать­ся, и в этих го­ро­дах вновь за­ки­пе­ла твор­че­с­кая жизнь.

 

От­кры­тые во­про­сы

Та вой­на по­ро­ди­ла мно­же­с­т­во во­про­сов. Важ­ней­ший из них - низ­кая эф­фек­тив­ность со­вет­ской ар­мии, го­то­вив­шей­ся к встре­че с Гит­ле­ром с се­ре­ди­ны 1930-х и упу­с­тив­шей ини­ци­а­ти­ву в са­мые пер­вые ме­ся­цы вой­ны. Но есть и дру­гие те­мы, ка­са­ю­щи­е­ся не­по­сред­ствен­но Азер­бай­джа­на.

Так, вы­рвав­ших­ся из пле­на со­вет­ских сол­дат ча­с­то ре­п­рес­си­ро­ва­ли - са­жа­ли в тюрь­мы на дли­тель­ные сро­ки или рас­стре­ли­ва­ли. И по­то­му так мно­го на­ших со­от­ече­с­т­вен­ни­ков ос­та­лось в ты­лу вра­га и прим­кну­ло к пар­ти­зан­ско­му дви­же­нию в Ита­лии, Югос­ла­вии, Фран­ции, сре­ди ко­то­рых бы­ли так­же Ах­мед­бек Джа­б­ра­и­лов и Мех­ти Гу­сейн­за­де, име­на ко­то­рых ши­ро­ко из­ве­ст­ны. Вме­с­те с тем сре­ди них есть и дру­гие, не ме­нее ге­ро­и­че­с­кие лю­ди. Один из них Джа­вад Ха­ким­ли - ко­ман­дир от­ря­да, в ко­то­ром сра­жал­ся и сам Мех­ти Гу­сейн­за­де. В ок­ку­пи­ро­ван­ной Югос­ла­вии так­же дей­ство­ва­ли на­ши со­от­ече­с­т­вен­ни­ки, бе­жав­шие из пле­на: Рза Ага­за­де, Ми­ка­ил Гу­лу­бе­ев, Джа­миль Ис­ма­и­лов. А.Абы­шев, Г.Иба­дов, М.Ма­ме­дов, В.Га­джи­бе­ев, М.Али­мар­да­нов. Они про­сла­ви­лись в бо­ях в Че­хос­ло­ва­кии.

Дру­гая не ме­нее важ­ная те­ма - ре­п­рес­сии в ты­лу, про­дол­жав­ши­е­ся в пе­ри­од вой­ны. В Азер­бай­джа­не со­вет­ская власть осо­бен­но на­сто­ро­жен­но от­но­си­лась в те го­ды к ин­тел­ли­ген­ции. С од­ной сто­ро­ны, она вся­че­с­ки по­ощ­ря­лась, с дру­гой - лю­бой, кто мог быть за­по­до­зрен в свя­зях с Тур­ци­ей, дер­жав­шей в те го­ды ней­тра­ли­тет, мог быть ре­п­рес­си­ро­ван. Мно­гим при­шлось в во­ен­ные го­ды, спа­са­ясь от НКВД, по­ки­нуть Азер­бай­джан. Во­об­ще в кон­тек­с­те во­ен­ных ре­п­рес­сий (ко­то­рые бы­ли, прав­да, не столь су­ро­вы, как в 1937, 1939 и 1949 го­дах) мно­го не­яс­но­го. Од­на­ко вряд ли вы­со­кое стра­те­ги­че­с­кое зна­че­ние на­ше­го го­ро­да мо­жет быть оп­рав­да­ни­ем раз­ру­ше­ния ты­сяч че­ло­ве­че­с­ких су­деб. Азер­бай­джа­ном, и Ба­ку в ча­ст­но­с­ти, сде­ла­но для фрон­та не­ма­ло. Для пол­но­ты кар­ти­ны на­до до­ба­вить, что имен­но тут ба­зи­ро­вал­ся штаб За­кав­каз­ско­го фрон­та ан­ти­гит­ле­ров­ской ко­а­ли­ции. И да­же пос­ле вой­ны штаб 4-й ар­мии на­хо­дил­ся в Ба­ку и по пол­но­мо­чи­ям ча­с­то был не­со­по­ста­вим с дру­ги­ми шта­ба­ми. Сю­да же, в Ба­ку, че­рез Иран при­ез­жа­ли вы­со­кие гос­ти, ли­де­ры пар­ти­зан­ских дви­же­ний Ев­ро­пы, в том чис­ле и гла­ва круп­ней­шей из них мар­шал де Голль. Се­год­ня пред­ста­ви­те­ли раз­лич­ных ди­а­с­пор, про­жи­ва­ю­щих в Азер­бай­джа­не (в пер­вую оче­редь ев­рей­ской и та­тар­ской), бо­рют­ся за при­сво­е­ние Ба­ку ста­ту­са го­ро­да-ге­роя. Од­на­ко слож­ность в том, что не­по­нят­но, кто упол­но­мо­чен ре­шить эту проб­ле­му. Хо­тя и не яс­на ло­ги­с­ти­ка ее ре­ше­ния, но, по мень­шей ме­ре, это по­зво­лит по­пу­ля­ри­зи­ро­вать те­му вкла­да на­ше­го го­ро­да в де­ло об­ще­ми­ро­вой по­бе­ды над фа­шиз­мом.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

688


Актуально