Автор: Фуад ГУСЕЙНАЛИЕВ Баку
"Клиент созревает!". Эта фраза персонажа искрометной комедии "Бриллиантовая рука" Геши Козодоева в исполнении выдающегося актера Андрея Миронова как нельзя лучше подходит к перипетиям переговоров вокруг поставок туркменского газа в Европу.
Уже долгие годы проявлявший вялую заинтересованность к проекту Транскаспийского газопровода Ашгабат, кажется, готов к активной дискуссии по поводу экспорта своего газа в ЕС.
Туркменский вояж
По итогам прошедших в Ашгабате переговоров глав нефтегазовых ведомств Туркменистана, Азербайджана, Турции и высокопоставленных представителей ЕС была подписана декларация о развитии сотрудничества в области энергетики. В документе прописан вопрос "реализации совместных проектов по прокладке транснациональных транзитных газопроводов, в частности по поставкам природного газа из Туркменистана в Европу".
Более того, стороны создали рабочую комиссию на уровне заместителей министров энергетики трех стран и представителей ЕС для лучшей детальной проработки вопроса. Особым оптимизмом по итогам ашгабатской встречи отличился вице-президент Еврокомиссии Марош Шевчович, отметивший в интервью Reuters, что ЕС рассчитывает уже с 2019 года получать туркменский газ.
"У нас есть хорошее взаимопонимание. Для Туркменистана очень важно диверсифицировать свои экспортные возможности, тогда как для ЕС очень важно диверсифицировать свой импорт", - сказал Шевчович.
"В этом формате (министров энергетики Азербайджана, Турции и Туркменистана) мы обсудили все аспекты, которые касаются Транскаспийского газопровода... Мы сделали очень большой шаг в стратегическом направлении. Все высказались очень позитивно", - утверждает Шевчович.
Он отметил, что сейчас есть политическое решение о том, что Туркменистан станет частью этого проекта (Южного газового коридора, ЮГК) и будет снабжать европейское направление. Кстати, в дальнейшем к четырехстороннему формату подключится и Грузия, являющаяся, по словам Шефчовича, важной транзитной страной с точки зрения Южного газового коридора.
Для Туркменистана выход на европейский газовый рынок особо актуализировался в последние годы, после снижения закупок газа "Газпромом". Закупавшая еще несколько лет назад у Туркменистана до 40-50 млрд. кубометров газа в год, российская монополия снизила этот объем в десять раз - план на 2015 год составляет всего 4 млрд. кубометров. Хотя Ашгабат и наладил экспорт "голубого топлива" в Китай, европейский рынок все еще остается лакомым кусочком.
В условиях же обострения конфликта Запада и России ЕС готов лоббировать любые варианты альтернативных поставок энергоресурсов.
Кроме туркменского газа уже всерьез рассматриваются варианты поставок иранского газа в свете возможного окончательного урегулирования проблемы ядерной программы Ирана. Более того, тот же Шефчович обсуждал в Ашгабате с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедовым вариант поставок газа не только по Транскаспию, но и через иранскую территорию. Хотя этот вариант может оказаться более дорогим ввиду большей протяженности трубопровода, нежели постройка 300-километрового газопровода по дну Каспия, но с учетом неурегулированности правового статуса Каспия может быть временным выходом из положения. При этом и иранский маршрут выгоден основным участникам ЮГК - главным транзитным коридором в Турции как для азербайджанского, так и туркменского и иранского газа остается Трансанатолийский газопровод (TANAP).
В любом случае TANAP предоставляет и Ирану реальную возможность занять свою нишу на газовом рынке Европы. И Тегеран весьма серьезно рассматривает эту возможность.
"Строительство TANAPи TAP завершится в 2018 году. У нас достаточно времени, чтобы детально ознакомиться с проектами. Сейчас наши специалисты изучают этот вопрос. При достижении результата мы объявим свое решение. Есть определенный порядок покупки акций TANAP. Конечно, мы будем предпринимать шаги, руководствуясь национальными интересами. Для участия в энергопроектах нам надо повысить добычу. Если уровень добычи до 2018 года сохранится на прогнозируемом уровне, мы сможем участвовать в региональных проектах. Говорить что-то конкретное пока сложно. Но главное - реализация наших планов по добыче. Мы будем также отслеживать процессы в мире. Мы не хотим с кем-то конкурировать, мы просто хотим продать свой газ", - сказал в интервью агентству АПА посол Ирана в Баку Мохсен Пакайин.
В целом проект TANAP уже пользуется большим интересом ряда компаний. В частности, правительство Турции ведет переговоры с парой компаний о получении доли в трубопроводе, о чем заявил министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз.
"TANAP - крупный проект. С ростом доверия к реализации такого рода проектов растет и спрос. Мы встретимся с 1-2 компаниями, с которыми обсудим конкретные цели", - добавил Т.Йылдыз.
С продолжением TANAP - проектом Трансадриатического трубопровода (TAP) также решаются все вопросы. Правительство Италии одобрило проект строительства ТАР, несмотря на беспокойство отдельных общин по поводу соблюдения экологических норм. Греция, Италия и Албания совместным заявлением продлили для ТАР статус исключения из некоторых правил Третьего энергетического пакета ЕС (который, в частности, предполагает разделение бизнеса продажи и транспортировки газа), включая освобождение от доступа третьих лиц. Данное совместное заявление последовало после утверждения такого решения Европейской комиссией.
В греческом зале, в греческом зале! Как вам не стыдно!
Но в вопросе TAP определенные опасения вызывает позиция нового правительства Греции во главе с партией СИРИЗА. Пришедшая к власти в результате парламентских выборов СИРИЗА первоначально заявила о намерении пересмотреть соглашение по поводу строительства TAP, увеличив транзитные тарифы и снизив стоимость покупки азербайджанского газа. Но министру энергетики Греции Панайотису Лафазанису, побывавшему в Баку в марте, видимо, объяснили, что серьезные дела так не делаются и подписанные соглашения надо выполнять.
Теперь же правительство Греции задумало отказаться от продажи азербайджанской SOCAR 66-процентной доли в газораспределительной компании DESFA. Соглашение о продаже DESFA за 400 млн. евро было подписано аж в декабре 2013 года. Но сделку потом заблокировала Еврокомиссия, решившая изучить ее влияние на конкуренцию на греческом газовом рынке. Азербайджан уверяет, что никакой монопольной позиции SOCAR в результате не получит, так как владельцем газа, поставляемого в Грецию по трубопроводу TAP в рамках Стадии-2 разработки месторождения "Шахдениз", является консорциум компаний, в котором азербайджанская сторона владеет лишь 16,6%. Несмотря на это, SOCAR активно сотрудничает с экспертами Еврокомиссии, отвечая на все запросы. Но в дело опять вклинилось правительство Греции. По сообщению агентства Bloomberg, Греция рассматривает возможность продажи компании SOCAR 49% в DESFA. Конечное решение будет принято после расследования Еврокомиссии. В данном вопросе большую заинтересованность должно проявлять именно правительство Греции, так как продажа этого актива SOCAR позволит привлечь существенные средства в госбюджет, а также получить весьма надежного инвестора, который своей работой в Азербайджане и Грузии уже доказал высокую квалификацию в управлении газораспределительными сетями. В случае продолжения столь неопределенной ситуации SOCAR вполне может и отказаться от покупки DESFA и сконцентрироваться на создании газораспределительной сети в соседней Албании, правительство которой, кстати, всемерно поддерживает инициативу азербайджанской компании в данном проекте.
Новое правительство Греции в последний период активно пользуется ухудшением отношений между ЕС и Россией, пытаясь выторговать для себя определенные преференции. Ведущая переговоры с МФВ и ЕС по поводу выделения дополнительных средств, а также списания части своего долга в $300 млрд., Греция активизировала контакты с правительством России. В частности, Греция и РФ пытаются договориться о продлении планируемого "Турецкого потока" на Балканский полуостров. Как заявил премьер-министр Греции Алексис Цирпас, РФ может выделить до 3 млрд. евро в качестве аванса в случае подписания договора о строительстве через территорию страны транзитного газопровода. Строительство этого газопровода, через который планируется пропускать до 47 млрд. кубометров газа в год, будет вести российско-европейский консорциум, что позволит следовать нормам Третьего энергопакета ЕС. Как заявил постпред РФ при ЕС Владимир Чижов, этот газопровод, "вероятнее всего, будет называться "Греческим потоком", учитывая непростые отношения между Грецией и Турцией".
"Туманный поток"
Однако правительство Греции явно забегает вперед с возможностью строительства транзитного газопровода. Хотя на днях министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз и глава "Газпрома" Алексей Миллер и договорились о начале поставок газа по "Турецкому потоку" с конца 2016 года, все еще нет никаких юридически обязывающих соглашений о строительстве газопровода и о транзите газа в Европу через Турцию. ЕС все еще остается в позиции непринятия этого маршрута, настаивая на приоритетности украинской газотранспортной системы для поставок российского газа в Европу. В очередной раз об этом заявил заместитель председателя Европейской комиссии Марош Шефчович. "Обеспечение Украины современной и функционирующей энергетической инфраструктурой является общим интересом Украины и ЕС", - заявил М.Шефчович.
По его словам, потребители российского газа имеют долгосрочные контракты, по условиям которых они получают его не на границе с Турцией, а в Восточной или Центральной Европе. М.Шефчович отметил, что экономически украинский маршрут является привлекательным, выразив надежду, что отношения между производителями и потребителями вновь будут строиться преимущественно на экономических принципах.
С другой стороны, РФ и Турция все еще не могут достичь согласия по поводу скидок на российский газ. Хотя "Газпром" и договорился недавно с государственной Botas, на которую приходится основной объем поставок российского газа, о скидках с частными импортерами, что позволит снизить цену на газ с $374 за тысячу кубометров до $260 во втором квартале, переговоры зашли в тупик. По данным российской газеты "Коммерсант", Botas платит за российский газ $370, в то время как цены на европейском рынке на $100 ниже.
В результате Botas нарастила поставки спотового сжиженного газа, что обходится ей на $50 дешевле "газпромовских" поставок. Ситуация негативно отражается и на российской монополии, так как только в апреле Турция уменьшила импорт российского газа на 38% в сравнении с показателем прошлого года.
Без скидки Турция не хочет продвигать "Турецкий поток". За последние же недели к чисто экономическим препонам на пути этого газопровода добавились и политические - Анкаре явно не понравилось посещение президентом РФ Владимиром Путиным Еревана в связи со 100-летием надуманного армянами "геноцида" 1915 года.
По данным газеты "Известия", именно по этой причине отменено очередное заседание российско-турецкой совместной группы стратегического планирования, запланированное на 16 мая в Анталье.
Отдельные европейские страны также скептично настроены к перспективам "Турецкого потока". Особо неожиданным стало заявление президента Сербии Томислава Николича: "Я думаю, что реализация "Турецкого потока" (на территории Сербии) невозможна и из этого направления мы газ получать не будем".
Сербия всегда отличалась большей лояльностью к России, не присоединилась она и к санкциям ЕС против РФ. Но в данном случае у Белграда имел место, видимо, прагматичный подход.
Понятно, что Турции весьма выгодна реализация "Турецкого потока", который вкупе с Южным газовым коридором обеспечит Анкаре серьезные позиции в вопросе транзита газа в Европу. Однако в Турции понимают, что перспективы российского проекта весьма туманны, и поэтому не спешат открывать все пути для его реализации, стремясь получить как можно больше льгот.
А углубление политической пропасти между Западом и Россией отнюдь не способствует реализации столь масштабных проектов с неясной перспективой.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: