24 Ноября 2024

Воскресенье, 20:30

ДИАГНОЗ –– ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА

Глобальное потепление напрямую провоцирует всплеск, казалось бы, давно забытых болезней

Автор:

15.01.2008

Глобальное потепление оказывает негативное влияние на здоровье людей - этот факт не подлежит сомнению. Однако в разных странах это проявляется по-разному. Какие именно заболевания более всего зависят от изменения климата, а также другие факторы, влияющие на эту сферу в нашей стране, были выявлены в рамках подготовки второго национального отчета Азербайджана по изменению климата. Работу в этом направлении при поддержке Министерства экологии и природных ресурсов страны и ПРООН ведет НПО "Экосфера" под руководством Джамили Ахмедовой. Она возглавляет подгруппу, оценивающую влияние изменения климата на здоровье людей, при группе, исследующей вопросы адаптации к глобальному потеплению.

 

Трон царя природы пошатнулся?

Несмотря на все огромные плюсы и не менее огромные минусы НТР, человечество все еще достаточно сильно зависит от внешних факторов, по сию пору не подвластных ему. В частности, глобальное потепление в очередной раз указало самонадеянному хомо сапиенс, что он, пожалуй, поспешил примерить на себя корону царя природы. Отрицательное воздействие изменения климата уже встало в ряд с такими традиционными факторами, укорачивающими жизнь человека, как алкоголь, никотин, гиподинамия и переедание. Оно напрямую провоцирует всплеск болезней, которые держат печальную пальму первенства среди причин людской смертности, - прежде всего сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Более того, в некоторой степени в связи с воздействием глобального потепления болезни, названия которых в наши дни стали, казалось бы, уже анахронизмами, вновь активизировались. Кое-что из того, что в позапрошлом веке принималось за бич божий, а в прошлом было вроде бы доблестно искоренено, опять до боли актуально. Но позволительно ли человеку компьютерного века умирать от дизентерии, подобно Джорджу Вашингтону? Во времена этого великого деятеля адекватного лечения такой болезни просто не существовало, но сейчас-то в распоряжении медиков богатый арсенал разнообразных средств. Но, тем не менее, дизентерия и ряд ее "сестер" - корь, краснуха, малярия и иже с ними - в недавние годы вновь оживились. С той только разницей, что из общераспространенных они превратились в болезни специфических групп населения, то есть как бы "соскользнули" на нижние, наименее защищенные социальные слои.

Исследования подгруппы, возглавляемой Джамилей Ахмедовой, как раз и нацелены на то, чтобы выявить баланс климатических и всех прочих факторов в числе причин вспышек тех или иных заболеваний в нашей стране за последние полтора десятилетия. И рассчитать наиболее эффективные пути адаптации к меняющимся природным условиям, в том числе и экономическую составляющую подобных мероприятий.

 

Жертвы высоток и кондиционеров 

Изменение климата за последние сто лет выразилось, в частности, в том, что среднегодовая температура по планете поднялась на 0,3-0,6° С. В Азербайджане, по словам Дж.Ахмедовой, - на 0,5-0,6° С. К концу нынешнего века среднегодовая температура воздуха по планете, по прогнозам международной экспертной группы по изменению климата при ООН, подскочит еще на 1,4-5,8° С. И Азербайджан, само собой, исключением не станет, более того - обгонит многие страны по этому неприятному показателю ввиду своих климатических условий. По оценкам разных экспертов (нашими учеными опробованы пять различных моделей прогнозирования изменения климата), на территории АР среднегодовой показатель температуры возрастет на 2,0-5,8° С.

Это, в общем-то, очень много - ведь у нас и без того жаркое лето. Но, с другой стороны, именно привычность нашего населения к изнуряющему зною способствует его быстрейшей адаптации к глобальному потеплению. Так, летом 2003 года, когда мир накрыла волна дикой жары, унесшая жизни тысяч людей, в Великобритании смертность возросла на 16%, в Португалии - на 26%, а во Франции - аж на 60%, тогда как в нашей стране - всего на 3%. Причем даже в расположенной в тех же широтах, что и Азербайджан, Италии этот "черный" показатель составил 15%.

Возможно, причиной этой разницы стала, прежде всего, относительно малая распространенность в наших регионах кондиционеров, без которых горожанин просто не мыслит себе лета. Большая часть дополнительных, сверх обычной нормы, вызовов "неотложки" по нашей стране в то лето была зафиксирована именно в городах, где люди непрестанно испытывали на себе губительный для организма перепад между более чем 35-градусной жарой на улице и примерно 20-градусной температурой воздуха в домах и офисах.

Неудивительно, что причиной абсолютного большинства как вызовов "скорой", так и летальных исходов тогда оказались именно сердечно-сосудистые заболевания, в первую очередь инсульт. Кстати, большинство пострадавших составили мужчины, что в очередной раз подтвердило популярные научные гипотезы о большей способности женского организма к адаптации по сравнению с мужским.

Если же говорить о других болезнях, обострение которых чаще всего провоцирует экстремальное повышение температуры воздуха, то это в первую очередь заболевания органов дыхания, психические расстройства и злокачественные опухоли.

Горожане беззащитны перед лицом глобального потепления и по другой причине: ситуацию усугубляет, оказывается, само архитектурное членение города, особенно мегаполиса. Сейчас даже в Баку, в нашем городе ветров, где различные потоки воздуха в тот или иной сезон года испокон веков спасали людей то от безжалостного зноя, то от избыточной влажности, природа уже не в силах прийти на помощь человеку, своему неразумному творению. Потому что человек в погоне за прибылью стал бесконтрольно застраивать город высотными зданиями, и в этой новой хаотичной планировке менее всего учитывается установленный самой природой режим циркуляции воздуха на данной территории. 

Наши предки в этом отношении были гораздо умнее. Почему в хитросплетениях низеньких, одно-двухэтажных улочек Ичери шэхэр летом всегда гораздо прохладнее, чем в душных лабиринтах современных высоток? Да потому, что строители той эпохи, планируя квартал, улицу и даже расположение отдельного дома, всегда учитывали "розу ветров". Ветер естественным образом заставляли работать не только на комфорт, но и на гигиену и профилактику болезней: он не только приносил прохладу, но и устранял губительные для здоровья запахи и подсушивал грязь на брусчатке. А ведь рассчитывали все на глазок, без помощи компьютера. И как же ювелирно получалось! Мы до сих пор имеем тому доказательство в виде уникального заповедника в самом центре столицы. 

Зато вокруг Старого города на многие километры высятся кварталы, безнадежно больные недугом современных мегаполисов, "островками жары". Эти "раковые клетки" городов образуются в местах, где скопления зданий, особенно высотных, практически полностью перекрывают естественный путь направленным потокам воздуха. Зимой там образуется смог, летом же вдобавок катастрофически повышается температура. Разница температур между такими участками в центре города и гораздо более "обдуваемыми" окраинами жарким летом достигает целых 5° С!

Итак, в группе риска перед лицом глобального потепления - горожане. И в первую очередь мужчины. Но есть и другие группы населения, традиционно считающиеся наиболее уязвимыми перед изменениями климата. Это пожилые, дети, люди с хроническими заболеваниями, а также малообеспеченные граждане. Как видим, здесь природные факторы тесно переплетаются с социальными.

 

Сага о старых коллекторах

В сельской местности у людей наблюдаются несколько иные проблемы, связанные с изменениями климата. Если население городов, особенно крупных, из-за глобального потепления страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, то сельчане ощущают на себе проявление его прежде всего в виде инфекционных и паразитарных болезней. Правда, комплекс медицинских мер, повсеместно проводимых в нашей стране в последнее десятилетие, позволил значительно исправить ситуацию начала 90-х гг., когда многие инфекционные болезни вырвались на свободу, словно джинн из бутылки. Если в 1990 году на каждую тысячу человек населения приходилось 30 инфекционных больных, то через 15 лет этот показатель уменьшился вдвое. 

Тем не менее и сейчас в регионах периодически возникают очаги таких заболеваний. Их причины представляют собой опять-таки клубок сугубо климатических и чисто социальных проблем. Среди общих тенденций бросается в глаза, прежде всего, пугающая стабильность количества больных, страдающих острыми кишечными инфекциями (более 10 тыс. случаев в год). Причины лежат на поверхности - это некачественные продукты питания и загрязненность системы водоснабжения. 

Глобальное потепление обостряет эти проблемы. Во-первых, оно усложняет и без того имеющиеся у населения многих регионов, особенно Аранской зоны, проблемы при хранении продуктов. А во-вторых, провоцирует увеличение объема селей и наводнений в связи с более интенсивным таянием ледников в горах. Что, в свою очередь, создает дополнительную нагрузку на изношенные системы водоснабжения и канализации в регионах. Некоторые участки этих сетей находятся в аварийном состоянии, да и используемые в некоторых районах технологии очистки канализационных вод давным-давно устарели. 

В качестве набившего оскомину примера в подкрепление теоретических исследований наших ученых можно привести Самухский район. Каждый покупатель, побывавший на любом из гянджинских базаров, довольно быстро оказывается в курсе специфической проблемы: жители Самуха, привозя выращенные ими зелень, фрукты и овощи на рынки Гянджи, бывают вынуждены скрывать от покупателей происхождение своего товара. Потому что гянджинцы знают - именно в этот соседний район производится сброс канализационных стоков города и его окрестностей. Сам по себе этот факт не является необычным - должны же эти стоки куда-то направляться. Проблема в другом: канализационная сеть в Самухе и ее система очистки давно отслужили свой срок, в результате чего участки тамошних фермеров обрабатываются не только удобрениями.

 

Шприц против анофелеса

Намного лучше обстоят в Азербайджане дела с профилактикой другой, некогда весьма распространенной инфекционной болезни - малярией. И это невзирая на тот факт, что по своим природным условиям многие районы страны представляют собой потенциальные очаги возникновения этой болезни. Ведь более половины территории Азербайджана занимают обширные равнины, 18% которых лежат ниже уровня моря. Кроме того, в Азербайджане имеются субтропики, исключительно благоприятный климат которых способствует активной жизнедеятельности малярийных комаров. Наконец, наша страна богата реками, многим из которых свойственны сильные разливы. А последствия разливов, вплоть до заболоченности, - это потенциальный рай для анофелеса, который зачастую становится вполне реальным из-за изношенности ирригационных систем и дренажных коллекторов в тех или иных регионах.

И, тем не менее, из четырех видов малярии в Азербайджане наблюдается - и то лишь в виде остаточных очагов - только один ее вид: трехдневная малярия. То есть эта болезнь у нас в стране фактически побеждена. Можем, значит, справиться с разгулом инфекции, когда захотим! В чем же секрет победы? Ведь и на борьбу с острыми кишечными инфекциями брошены достаточные силы. Видимо, дело здесь в специфике возникновения малярии, в которой, по мнению исследователей, более всего важен человеческий фактор, точнее сугубо бытовой, а не экономический плюс климатический, как в случае с острыми кишечными заболеваниями. 

К слову, климатический фактор в случае с малярией, можно сказать, не важен. Ведь, объективно говоря, сами по себе вышеописанные природные условия нашей страны - это большое благо. В общем, все, что мы думали о малярии, - мол, это одна из тех болезней, которые провоцируются в основном природными условиями, а от человека тут мало что зависит, - жизнь опровергла буквально на глазах. И человек выдержал этот экзамен.

То же самое можно сказать и о некоторых других инфекционных заболеваниях, ныне также в значительной степени "укрощенных" нашими медиками. Это дифтерия, корь и краснуха. Их распространение приобрело у нас в стране большой размах в середине прошлого десятилетия. Например, в 1995 году достигла своего пика дифтерия (количество заболевших составило 883 человека). Но масштабные профилактические меры (то есть всеобщая вакцинация) сыграли свою решающую роль. Скажем, та же дифтерия с 2001 года в Азербайджане более уже не встречается. Подводя итог разговору об инфекционных болезнях, надо отметить, что, по отзывам ученых, хотя в возникновении этих болезней в свое время важное значение имел не только демографический фактор, но и экологический, в целом на них влияет прежде всего антропогенный фактор. 

Итак, в сражении за здоровье населения побеждать человеческий фактор на бытовом уровне мы научились - как показывает успешный опыт борьбы с малярией, дифтерией, корью и краснухой. На экономическом уровне бороться с человеческим фактором за здоровье намного сложнее - и хаотичная застройка столицы, равно как и нарушенная ирригация регионов, тому явные примеры. Что же касается борьбы с самой природой, то здесь человек, как показывает опыт нашей цивилизации, никогда не выйдет победителем. Потому что с природой не надо сражаться - с ней надо советоваться. А этому мы все никак не научимся. Да, похоже, и не хотим учиться…


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

375


Актуально