Автор: Фуад ГУСЕЙНАЛИЕВ Баку
Париж и Баку - два города в разных концах Европы с присущей им западным и восточным изяществом, со своими узнаваемыми во всем мире символами как средневековья (в Париже - Лувр, в Баку - Девичья башня), так и яркими примерами технического прогресса XIX (Эйфелева башня в Париже) и XXI веков (Башни пламени в Баку).
В начале июня эти города объединила еще и газовая тематика. И если в Париже на Международном газовом конгрессе обсуждали больше рост влияния "голубого топлива" на мировой энергобаланс, то в Баку на традиционной выставке и конференции Caspian Oil&Gas-2015 - альтернативные источники и маршруты доставки газа в Европу. Ежегодная выставка и конференция Caspian Oil&Gas 2015 проводится компанией Iteca Caspian в партнерстве с одним из ведущих мировых организаторов выставок и конференций компанией ITE Group.
Еще пару десятилетий назад газ играл второстепенную роль на мировом рынке энергетики, и для нефтяных компаний открытие газовых месторождений отнюдь не сулило больших выгод. Но сегодня картина кардинально меняется. В этом плане весьма символично заявление главы британской компании BP Роберта Дадли на Международном газовом конгрессе в Париже, что пропорция нефтяных и газовых активов ВР достигает паритета 50 на 50, а в течение 10 лет пропорция станет 60:40 в пользу газа. Таким образом, одна из крупнейших нефтяных компаний мира все больше будет становиться газовой.
В этой трансформации BP немалая роль принадлежит и Азербайджану, где компания разрабатывает гигантское по мировым масштабам газовое месторождение "Шахдениз". Именно благодаря разработке запасов этого месторождения, оцениваемых в 1,2 трлн. кубометров газа, Азербайджан уже превратился также в экспортера "голубого топлива", хотя еще в начале 2000-х годов сам импортировал его. Более того, сейчас Азербайджан представляется как единственный новый источник газа для Европы, причем сам создающий новую инфраструктуру для доставки газа - "Южный газовый коридор", основу которого составляют Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический трубопроводы (TAP).
Как заявил на открытии выставки президент Азербайджана Ильхам Алиев, несмотря на многолетние обсуждения вокруг маршрута "Южного газового коридора", дело сдвинулось с мертвой точки лишь после решения Азербайджана и Турции построить TANAP. Уже после этого было принято инвестиционное решение о Стадии-2 разработки месторождения "Шахдениз", выбран газопровод TAP для выхода на итальянский рынок, подписаны соглашения по продаже газа в Турцию, Грецию, Болгарию и Италию, начато строительство TANAP и идет подготовка к строительству TAP. В подобных условиях необходима координация усилий всех заинтересованных в маршруте сторон. "Все страны-участницы должны бить в одну точку, и никто не должен хотеть дополнительных привилегий, так как все здесь налицо. Все контракты подписаны, и все стороны, компании, страны, участвующие в этом глобальном проекте, получат большую выгоду", - сказал И.Алиев.
Если раньше энергетические проекты в регионе реализовывались при тесном сотрудничестве Азербайджана, Грузии и Турции, то сейчас круг участников значительно расширился с подключением Греции, Болгарии, Албании и Италии. Более того, есть намерение присоединиться к ЮГК и ряда балканских, а также восточноевропейских стран.
"С одной стороны, это - большое преимущество. С другой, - конечно, на определенных этапах могут возникнуть некоторые вопросы. Все эти вопросы должны обсуждаться и решаться в условиях взаимопонимания. Еще раз хочу сказать, что перед нами не должно быть, и я уверен, не будет никаких искусственных препятствий", - подчеркнул президент Азербайджана.
В любом случае потребность Европы в газе в предстоящие годы будет возрастать, несмотря на развитие проектов по возобновляемым источникам энергии. По словам министра энергетики Азербайджана Натига Алиева, к 2035 году Европа будет покрывать порядка 25% своих потребностей в энергии за счет возобновляемых источников, а импорт газа ввиду падения уровня собственной добычи значительно вырастет. "В подобных условиях основная проблема Европы заключается в большой зависимости от российского газа, и для снижения этой зависимости необходимы новые источники газа, диверсификация маршрутов поставок", - отметил он.
Помимо того, что Азербайджан является для Европы новым источником газа, создаваемая по инициативе Баку масштабная инфраструктура может также открыть Европе доступ к туркменскому, иранскому и иракскому газу. Более того, этой инфраструктурой могут воспользоваться Израиль и Кипр. Но тут необходима также более масштабная поддержка ЕС проекта "Южный газовый коридор".
"Европа неоднократно заявляла о том, что ее энергетическая безопасность находится под угрозой. Было много заявлений о необходимости в альтернативных поставках газа, в том числе из Каспийского региона. Газовые кризисы в Европе разразились в 2006 году и в 2009-м. Однако на деле Европа осуществила немного для обеспечения собственной безопасности, несмотря на такие риски", - заявил вице-президент SOCAR Эльшад Насиров на конференции Caspian Oil&Gas 2015. Он подчеркнул, что Азербайджан считает проект "Южного газового коридора" не только коммерческим, но и "политической стратегией и интеграцией в Европу".
О необходимости поддержки усилий Азербайджана говорил и вице-премьер Польши Януш Пехоцински. "Азербайджан является столь незаменимым партнером для Европы, потому что он надежный, предсказуемый партнер и инвестировал средства в создание новой газовой инфраструктуры. И сейчас Азербайджан нуждается в дополнительной поддержке". Он отметил, что диверсификация поставок газа позволит избежать опасности использования энергоресурсов в качестве политического оружия. "Появление в газопроводах ЕС азербайджанского, а в будущем и туркменского газа - одно из важнейших условий энергобезопасности", - сказал вице-премьер, отметивший, что Польша сама также вкладывает средства в строительство интерконнекторов, газохранилищ, а также терминала по приему сжиженного газа на Балтийском море.
"Азербайджан пригласил на конференцию министра нефти Ирака, несмотря на то, что эта страна является вашим конкурентом с точки зрения цен на продаваемую нефть. Таким образом Азербайджан показывает, что уважает своих конкурентов. Азербайджан создает новый вид конкуренции. Ведя борьбу за инвестиции, он при этом уважает своих конкурентов. Фактически страна реализует новую стратегию ведения бизнеса - партнерство в соперничестве", - сказал польский вице-премьер.
Одним из возможных вариантов дальнейшего продвижения азербайджанского газа в Европе считается Болгария. Как сообщил исполнительный директор компании "Булгаргаз" Петьо Иванов, Болгария уже связана соединительными газопроводами с Румынией и разрабатывает проект газопровода в Сербию. А это может дать выход азербайджанскому газу на рынки балканских стран. С другой стороны, в этой части Европы подготовлен проект собственного маршрута по Ионическо-Адриатическому трубопроводу (IAP), который планируется подключить к ТАР.
Еще одним проектом, заинтересованным в газе из ЮГК, является Eastring ("Восточное кольцо"), о котором договариваются Словакия, Болгария, Венгрия и Румыния, с выходом в Украину. По словам представителя компании Eustream Slovak Gas TSO Мирека Тополанека, Eastring является альтернативой закрытого проекта "Южный поток". Он готов привлечь газ не только из Азербайджана, но и Туркменистана, Ирана, Ирака. В целом предполагается создание интерконнекторов мощностью 20-40 млрд. кубометров, систем приема сжиженного газа, газохранилищ, охватывающих всю Восточную Европу.
Однако Украина не столь заинтересована в проекте Eastring. Как сообщил R+ главный советник председателя правления компании "Нафтогаз Украины" Сергей Алексеенко, наличие новых интерконнекторов и проектов распределения газа в Европе хоть и создает большую возможность диверсификации, но не решает основную проблему. "Большой проблемой восточноевропейских стран является то, что часть инфраструктуры до сих пор находится под контролем "Газпрома". Мы уже сейчас могли бы импортировать значительно больше газа из Словакии, для этого есть вся необходимая техническая возможность. Но эти поставки ограничиваются "Газпромом", - сказал С.Алексеенко.
Поэтому, по его мнению, приоритетом должно стать очищение юридической части соглашений от физического контроля стран, которые препятствуют реэкспорту ресурсов. "Этот шаг не требует дополнительных затрат и может привести для всех стран региона к экономии миллиардных ресурсов по возможности свободной торговли газа и это можно сделать в течение очень короткого периода времени - год - максимум два", - сказал С.Алексеенко. При этом он привел пример Украины, которая, снизив за год долю российского газа в общем объеме импорта с 90 до 37%, добилась экономии в $3,6 млрд.
Представитель "Нафтогаза" считает, что "Южный газовый коридор" окажет значительное воздействие на диверсификацию источников газа в Европе, но для поставок азербайджанского газа в Украину считает более предпочтительным проект AGRI, предполагающий строительство терминала по сжижению газа на черноморском побережье Грузии и дальнейшую поставку СПГ. "Проект AGRI в текущем формате предполагает доставку газа в Констанцу. Но рано или поздно встанет вопрос альтернативы экспорта в другие страны. И в Болгарии, и Украине есть проекты по строительству терминалов по приему СПГ. Это достаточно простой проект, если мы найдем коммерчески обоснованный вариант поставок СПГ, мы сможем построить свой терминал в течение 6-9 месяцев", - отметил С.Алексеенко, подчеркнув, что для Украины проект Eastring не даст особых преимуществ.
Кстати, интерес к Eastring проявляет и Россия. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на встрече со своим словацким коллегой Робертом Фицо заявил, что российская сторона готова изучить вопрос подключения Eastring к "Турецкому потоку". Хотя Европа пока так и не выразила окончательного отношения к проекту "Турецкий поток".
Как отметила пресс-секретарь Еврокомиссии Анна-Кайса Итконен, Европа не намерена положить конец энергопартнерству с Россией, но хочет получить больше информации о новом проекте. И в данном вопросе пока еще остаются довольно сильные разночтения. Например, "Газпром" уже заявляет, что намерен приступить к строительству "Турецкого потока" с июня. Однако по данному проекту все еще нет никаких юридически обязывающих соглашений с Турцией, которая увязывает получение разрешений на строительство с предоставлением скидки на закупаемый в России газ. При этом большую активность в вопросе прокладки "Турецкого потока" проявляет Греция.
"Мы поддерживаем проект, хотим, чтобы газопровод был проложен по территории Греции, - и мы убеждены, что он будет необходим всем европейским странам", - сказал в интервью агентству Sputnik министр энергетики Греции Панайотис Лафазанис.
"Газопровод, который заменит транзит российского газа по территории Украины, абсолютно необходим для энергобезопасности Европы. Это означает, что его должны поддержать все члены ЕС и европейцы, которые понимают необходимость непрерывных поставок дешевого газа", - сказал он. По мнению П.Лафазаниса, проекты газопроводов "Турецкий поток" и TAP не являются конкурентами, поскольку каждый играет свою роль. При этом Греция рассчитывает на подписание соглашения о строительстве продолжения "Турецкого потока" в Греции в июне текущего года.
С другой стороны, и Иран выразил заинтересованность в "Турецком потоке". По словам директора по международным связям Иранской национальной газовой компании Азизоллаха Рамазани, Иран мог бы использовать "Турецкий поток" для поставок своего газа в Европу. Однако эксперты считают, что данное заявление вряд ли получит дальнейшее развитие, так как сухопутную часть "Турецкого потока" предполагается проложить в западной части Турции и для подключения к нему Ирану придется проложить свой газопровод через всю Турцию. В этом отношении для Ирана более выгоден проект TANAP. В пользу азербайджанского проекта говорит также намерение британской BP участвовать в разработке одного из крупнейших газовых месторождений мира "Южный Парс" в Персидском заливе с запасами иранской части в 12-13 трлн. кубометров газа. Как заявил глава BP Роберт Дадли, диалог с Ираном может начаться лишь после снятия с Тегерана санкций, связанных с его ядерной программой. В случае достижения договоренностей шансы TANAP на привлечение иранского газа резко возрастут, так как BP является акционером как этого проекта, так и TAP. В любом случае привлечение новых источников газа в проект "Южного газового коридора" оказывает благотворное влияние не только на Европу, но и на Азербайджан.
В принципе, учитывая небольшие объемы потребления газа в Восточной Европе и на Балканах, азербайджанский газ будет вполне конкурентоспособным с "голубым топливом" из любого другого региона. С другой стороны, SOCAR является акционером трубопроводов TANAP и TAP, а большие объемы прокачки газа по ним улучшают экономическую эффективность и прибыльность проектов. А нефтегазовые ресурсы априори имеют склонность когда-либо заканчиваться. И в этот период Азербайджан будет зарабатывать на создаваемой в наши дни инфраструктуре.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
"Азербайджан превращается в регионального, а может быть, и глобального игрока. За минувшие 20 лет нефть и газ Азербайджана стали важным компонентом этой трансформации. Господин президент, вы называете соединение трех морей - Каспийского, Черного и Средиземного - историческим достижением. Надеюсь, что в предстоящие годы вы объявите о присоединении четвертого моря, что может произойти подключением Персидского залива к сети трубопроводов, следующих в Европу через Турцию".
Адиль АБДУЛ-МАХДИ, министр нефти Ирака
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: