23 Ноября 2024

Суббота, 22:12

ЛЮДЕЙ ПОСМОТРЕТЬ И СЕБЯ ПОКАЗАТЬ

Об улице Низами и той ее части, что по старинке до сих пор называют Торговой

Автор:

07.07.2015

Улица Низами одна из самых протяженных в Баку. Начинается она в нагорной части, тянется через весь центр и оканчивается аж в Черном городе - у самого памятника Шаху Исмаилу Хатаи. Но наиболее известна в народе ее пешеходная часть, именуемая Торговой.

Бутики и дорогие магазины есть и в других частях города, а в советские времена их не было нигде, так почему же именно этот отрезок города называется Торговой?

 

Почему Торговая?

Достоверно известно, что Торговой эта территория стала называться еще в 1860 году, когда Баку был далек от облика современного города. Правда, причина тому была весьма трагичной: за год до того разрушительное землетрясение почти уничтожило Шамаху и огромная часть населения на тот момент самого крупного города Азербайджана переехала в Баку. Одновременно была создана Бакинская губерния, и при сильно увеличившемся населении территория эта при государственной поддержке стала застраиваться. Да и купцы, переехавшие из Шамахи, построили здесь целый ряд караван-сараев, а в промежутках между зданиями и перед ними располагались торговые ряды.

В создании облика Торговой нельзя не упомянуть роль выдающегося архитектора Касым бека Гаджибабабекова, тоже переехавшего после землетрясения из Шамахи. Именно он стоял во главе группы архитекторов, создавших множество прекрасных зданий за пределами крепостной стены. Увы, из его наследства дожили до наших дней лишь площадь Фонтанов, два бывших караван-сарая - один из них ныне Музей Низами, второй - кинотеатр "Араз" и несколько архитектурных жилых зданий на самом краю Торговой.

Нетрудно заметить, что там, где Торговая упирается в площадь Фонтанов, улицы не совсем параллельны, а расположены словно веер с центром в самой площади. Это лишь небольшие остатки той так называемой "лоскутной" застройки Торговой и близлежащих улиц, какая велась в 1860-70-е годы.

Немалую лепту в эту "лоскутность" вносила и частная - коммерческая застройка Торговой. 150 лет назад, как и сейчас, это было главное торговое место. В конце 1860-х годов улицу уже во всех документах официально именовали Торговой. Но так она называлась только от Торгового переулка (ныне там улица Низами пересекается с улицей Расула Рзы) и шла в противоположную от центра сторону. А часть улицы, что ближе к центру, называлась Губернской.

На пересечении этих двух улиц жили богатейшие торговцы, им принадлежали высокие по тем временам четырехэтажные дома, а уже в 1870-е годы к ним стали присоединяться первые нефтепромышленники. Именно на Торговой стояли первые дома Мусы Нагиева, Шамси Асадуллаева и Муртузы Мухтарова. А строились они известными в те времена архитекторами - Н.А.фон дер Нонне, М.К.Измайловым, уже упомянутым Гаджибабабековым и др.

 

Дома улицы Торговой

Историю архитектуры Торговой трудно уместить на нескольких страницах. Пожалуй, самым главным событием для бакинцев в ту пору, связанным с этой улицей, стала гостиница "Империал". Она была построена в 1888 году и сделала Баку по-настоящему европейским городом. На первом этаже гостиницы находилась известнейшая в городе фотомастерская А.Мишона. Здесь создавались фотографии высочайшего по тем временам качества, правда, и услуги стоили совсем недешево. И уже в 1890-е годы территория вокруг обросла цветочными, кондитерскими, галантерейными магазинами самого высокого качества.

Что характерно, как и в случае Мишона, это все были абсолютно местные бренды, создававшие свой престиж с нуля и привносившие в город элемент аутентичности. В наши дни унифицированных брендов, оккупировавших центральные улицы едва ли не всех мегаполисов, о подобном прошлом можно вспоминать разве что с грустью.

"Европейскость" Торговой началась с "Империала", но спустя всего пару лет, по мере развертывания нефтяного бума, рядом появились и другие гостиницы - "Большая Московская", "Лондон" и чуть более скромная "Северные номера".

Законченный и правильный вид Торговой в те же годы придал не столько красивый, сколько огромный по тем временам дом магната Гаджи Раджабли, известный нам сегодня как кинотеатр "Вэтэн". Он сделал эту улицу длинной и непрерывной, без пустот.

Напротив этого здания, кстати, находилась превосходная кондитерская переехавшего из Шамахи бизнесмена Мирзы Тагиева. В народе ее называли на европейский лад "немецкой", но то был стопроцентно местный бренд, поставлявший товары (превосходные торты) и в другие губернии и даже самому императору Александру.

Один из самых архитектурно прекрасных корпусов сегодняшней Нефтяной академии также находился тогда на Торговой - сегодня эту часть улицы Торговой уже не называют. Дом этот в 1899 году построил архитектор Гославский, и предназначался он для "Бакинского отделения Императорского русского технического общества". Вначале в этом здании был всего один этаж, еще два этажа были достроены в 1925 году, они гармонично дополнили изначальный ансамбль.

В 1904 году было построено колоссальное по тем временам роскошное здание, которое до сих пор именуют Старой мельницей и которое, по задумке ее создателей Гаджи Зейналабдина Тагиева и братьев Скобелевых, действительно предназначалось для промышленных нужд.

До революции Торговая "обросла" еще многими прекрасными домами. Среди них Главная бакинская синагога, в которой находится сегодня Театр песни имени Рашида Бейбутова, резиденция Ротшильда, теперь жилой дом, а также ряд других. Но, пожалуй, последним по-настоящему большим событием для Торговой стало здание оперы (1911), в котором до сих пор находится Театр оперы и балета. Но, рассказывая о нем, невозможно не упомянуть сопутствующей легенды.

 

Легенды и традиции Торговой

Дело в том, что в 1910 году в Баку гастролировала знаменитая оперная певица Антонина Нежданова. Здесь она пробыла около месяца, пела арии из "Риголетто", "Руслана и Людмилы", "Евгения Онегина" и других знаменитых опер. Все концерты проходили в здании Городской биржи, сцена которой хоть и была хороша, но по акустике совершенно не соответствовала стандартам оперы. И потому, когда речь зашла о следующих гастролях, певица вынуждена была отказаться, упомянув этот недостаток. При разговоре присутствовал один из братьев-миллионеров Маиловых, который обещал, что ровно через год здание оперного театра будет построено и что певица может даже приехать и стать главным гостем на церемонии открытия.

При этом разговоре присутствовал и Тагиев. На его счету было уже много домов и он был уверен, что коллега-миллионер погорячился, стараясь блеснуть перед дамой своими возможностями. Он не преминул заявить об этом Маилову. Свидетелями этой реплики были многие высокие гости, и чтобы не ударить в грязь лицом, Маилов предложил Тагиеву пари - в случае выигрыша первого Тагиев оплатит смету, но если победит Тагиев, здание перейдет в его пользование. В итоге через год здание было построено. Тагиев сдержал свое слово и возместил все расходы.

Торговая еще с начала прошлого века стала традиционным местом городского моциона (людей посмотреть и себя показать). Даже самые бедные жители Черного города старались попадать на Торговую одетыми по последней моде. Те, кто был побогаче, должны были непременно заходить в фотоателье и кондитерские (хотя бы чтобы полюбоваться).

В ранние советские времена на Торговой проводили открытые концерты, а театры заменили новомодными кинотеатрами (в бывших караван-сараях открылись кинотеатры "Вэтэн" и "Араз"). И теперь, выйдя на эту улицу с девушкой, нужно было непременно съесть мороженое и сходить в кино.

В сталинские времена жизнь, в широком смысле этого слова, на улице (как и во всем Союзе) несколько замерла и расцвела уже только в 1950-60-е годы. Тут открылись новые рестораны, играли живые оркестры, а самым модным местом "тусовки" интеллигенции была безымянная (но зато вместительная) пивная на углу улицы Самеда Вургуна (там, где сегодня находится обувной бутик). Именно в этом доме жил когда-то гениальный физик Лев Ландау. Инженеры-интеллигенты хорошо это знали и полушутя (как бы стараясь приобщиться к великому имени) говорили: "Пойдем выпьем у Ландау". В народе это заведение так и называлось: "У Ландау", хотя на вывеске казенным советским шрифтом значилось: "Кафе. Пиво".

В начале 1960-х на Торговой появилась молодежная традиция длиною ни много ни мало в полвека. Это встречи "на Мажорке". Точкой встречи были и оставались до начала 2000-х памятник Насими и небольшой парк вокруг него. Встречались там изначально стиляги, любители джаза и, как правило, дети состоятельных родителей (партработников, физиков, инженеров) - их называли в народе "мажорами", от чего и пошло название этого места. Стиляги приходили показать свою одежду и поговорить о музыке. Пластинки с собой никогда не брали, так как место это караулила бдительная советская милиция, и легко можно было получить дело за "фарцовку".

В 1970-е и далее молодежные вкусы сменились, тут собирались уже поклонники рока, приходили с гитарами, но петь старались не очень громко, чтобы не мешать.

Другим традиционным местом встреч был "гастроном Шахновича". Он находился на углу Пассажа, в том самом доме, увенчанном каменными ангелами. Стоял он тут с самых 60-х годов и имел особый статус. Это был единственный во всем Азербайджане практически частный магазин, которым владел ветеран войны и Герой Советского Союза Трофим Шахнович. Пользуясь "блатом" статуса Героя, Шахнович торговал дефицитными и высокого качества продуктами, коих в стране плановой экономики сильно не хватало. Сам он, правда, был человеком простым, любил сидеть на крыльце магазина и общаться с клиентами, которые часто приходили к владельцу просто поговорить. Визит к Шахновичу был тоже своего рода традиционным занятием для тех, кто вышел на Торговую.

Сам Шахнович скончался в 1982 году, но магазин этот просуществовал вплоть до середины 1990-х.

Торговая сегодня такой же символ города, как и Девичья башня, Дворец Ширваншахов и прочие куда более старинные памятники. У нее прекрасная история, уходящая корнями в середину позапрошлого века. И зная ее, куда приятнее вновь и вновь проходить по этой улице, спеша на работу, на встречу с друзьями или, как и сто лет назад, людей посмотреть и себя показать.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

687


Актуально